«Meta — это метастазы на теле демократии»: какую реакцию вызвал ребрендинг Facebook
«Не та компания пытается продавать нам будущее», — написал в своем аккаунте в Twitter специалист по виртуальной реальности Роберт Скобл. И он не одинок — компания оказалась в центре репутационного скандала с утечкой внутренних документов, ее обвиняют в недостаточно бережном обращении с личными данными пользователей, в распространении ненависти и дезинформации. «Самая противоречивая из технологических компаний хочет, чтобы мир видел ее сквозь розовые очки виртуальной реальности, — пишет The Wall Street Journal. — Но у этой розы, как ее ни назови, слишком много шипов».
Тем не менее мало кто спорит, что компания пытается продвигать будущее. Мэтью Болл, стратег и соруководитель ETF Roundhill Ball Metaverse, который торгуется на NYSE как $META, сказал в интервью Bloomberg, что новое имя Facebook подходит для «сейсмического сдвига» в области компьютерных технологий, лидером которого компания рассчитывает стать: «Речь идет не просто о новом продукте, а о вере в возможность существования человечества на принципиально новом уровне».
Далеко не все верят, что смена названия произошла исключительно, чтобы превратить Facebook в metaverse-компанию — многие подозревают, что ребрендинг компании неслучайно совпал с ее разоблачением. В начале октября на обложках деловых издания появилась бывшая сотрудница Facebook Фрэнсис Хауген, рассказавшая журналистам, Конгрессу, а потом опять журналистам о многочисленных этических проблемах соцсети. «Facebook пользуется теми же приемами, что табачные гиганты, после того, как их начали обвинять в токсичном и смертоносном воздействие на общество, — заявил Майк Дэвис, президент из Internet Accountability Project. — Компанию Philip Morris поймали на охоте на детей, поэтому она превратилась в Altria. Facebook поймали на охоте на детей, и они стали Meta». Эту параллель прослеживает не только Дэвис — как только появились слухи о планах Цукерберга сменить название, недоброжелатели начали сравнивать соцсеть с табачными компаниями — и предрекать, что это не поможет. «Этический скандал догонит Facebook и в метавселенной», — написал Business Insider.
Жестче всех высказалась член палаты представителей Конгресса США Александрия Окасио-Кортес: «Meta — это метастазы раковой опухоли на теле демократии, которую представляет собой компания, превратившаяся в глобальную машину слежки и пропаганды для усиления авторитарных режимов и разрушения гражданского общества ради прибыли!»
Учитывая давние претензии к Facebook по поводу конфиденциальности данных, а также свежий скандал с утечкой, сама по себе идея Цукерберга о переходе в метавселенную тоже настораживает: насколько это будет конфиденциально и безопасно? Майк Пру, директор по исследованиям исследовательской компании Forrester, сказал в комментарии для BBC: «Без доверия планы метавселенной Meta уже находятся под угрозой».
Ребрендинг Facebook сравнивают с реорганизацией Google в компанию, в настоящее время известную как Alphabet. Тогда переименование пошло на пользу. Но Facebook будет сложно повторить успех Alphabet, пишет The Wall Street Journal. Поскольку компания будет вкладывать крупные суммы в развитие метавселенной, ее операционная прибыль снизится, отмечает издание. Да и сама компания в финансовой отчетности за III квартал указала, что ее операционная прибыль по итогам года сократится на $10 млрд из-за инвестиций в Facebook Reality Labs.
«Ситуация с Google иная, — сказал в комментарии для Forbes главный аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. — Это была реструктуризация активов. Facebook же говорит: «Мы будем больше вкладывать в инновационные разработки и, возможно, терять деньги на этом. А еще мы планируем сделать доступ для пользователей бесплатным».
Переименование не поможет удержать сотрудников. «Поскольку Facebook сталкивается с таким количеством ошибок и публичной критикой, порочащей бренд, ребрендинг никого не обманет», — сказал профессор Джорджтаунского университета Брукс Холтом, специализирующийся на корпоративной кадровой политике, в интервью CNBC. Начиная с 2018 года позиция Facebook в рейтинге лучших работодателей сервиса Glassdoor последовательно падала, хотя в 2021 году поднялась на 11-е место по сравнению с 23-м в 2020-м.
Антонов из «Алор Брокер» считает, что будущая метавселенная может столкнуться с большими трансграничными ограничениями: политика и санкции сыграют свою роль. К тому же создание metaverse-компании совсем не то же самое, что создание социальной сети, и прогресс тут долго нельзя будет отследить: до конечного продукта еще очень далеко.
«Очевидно, что Facebook сейчас переживает кризис: на это повлияла и утечка данных, и недавнее «падение» всех социальных сетей компании. Ребрендинг призван восстановить репутацию и отвлечь внимание от негативных новостей, — сказала Forbes основатель digital-агентства Inbrand Agency Карина Тагирова. — Но я сомневаюсь, что это поможет в долгосрочной перспективе. С другой стороны, у Facebook исключительное положение и большая доля на рынке, поэтому сильного удара по прибыли быть не должно».
Как стало известно cегодня, Facebook не привлекал сторонних консультантов, принимая решение о переименовании. По мнению экспертов по брендингу, которых цитирует MarketWatch, это неправильно, в том числе потому, что не позволяет «отдать на аутсорсинг вину» в случае, если решение окажется неудачным. Само название эксперты сочли не очень удачным, так как оно сужает возможные векторы развития для компании в будущем до метавселенной, а также потому, что это уже существующее в языке понятие с большим количеством значений.