От лицензий до блокчейна: как технологии создавали новые бизнес-модели
Бесплатный бизнес
Когда программное обеспечение только появилось на рынке, первой моделью взаимодействия между IT-компаниями и клиентами стало лицензирование. Индивидуальных пользователей и корпорации «подсаживали» на лицензионные платежи: вы либо покупали диск с программой за определенную сумму, либо отдельно приобретали код активации.
Лицензионные платежи были абсолютной доминантой в мире программного обеспечения до момента, пока не появилась модель подписки — сначала в розничном программном обеспечении, затем в ПО для корпораций: вы платите не всю сумму сразу, но оплачиваете право на использование продукта. На первый взгляд, такая модель менее выгодна для корпораций, которые могут спокойно потратить, скажем, $1000 и купить лицензию на Windows 3.11 или Microsoft Office. Однако подписка обеспечила гибкий доступ к программным продуктам — в том объеме, в каком они вам нужны. Продавец, на самом деле, тоже только выигрывал. Подписка позволила расширять и поддерживать клиентскую базу.
Модель завоевала мир — теперь и телефон, и автомобиль можно купить по подписке. Есть стартапы, которые развивают покупку домов по подписке, в общем сейчас таким способом можно приобрести почти любой актив.
Затем, из-за конкуренции на рынке подписок, появился формат Freemium, когда часть услуги или продукта вы получаете бесплатно, можете этим довольно долго пользоваться, а потом подписываетесь только на платные сервисы. На рынке программного обеспечения это тоже уже очень развитая модель.
Следующей на сцену вышла модель открытого ПО или Open source. В этом случае программный продукт или IP (Intellectual property — интеллектуальная собственность. — Forbes) принадлежит всем, каждый может его использовать. Кажется, что в этой модели нет бизнеса, но это не так. Разработчик может распространять бесплатный продукт, а потом зарабатывать на техническом обслуживании или платных дополнениях.
Модель стала фантастически популярна среди программистов, а сейчас захватывает и «аппаратную» часть IT-сообщества. Можно привести пример сообщества разработчиков микрочипов RISC-V. Основа производства чипов — это IP. Если вам нужен процессор, вы идете либо в IBM, либо в Intel или ARM. Они владеют правами на интеллектуальную собственность, без которой нельзя создать процессоры для ваших смартфонов. Вы можете купить у ARM лицензию за $20-30 млн и на ее основе разрабатывать свои коды. Или пойти на RISC-V и получить доступ к бесплатной архитектуре процессора. Сейчас в мире Open source используется на самых разных направлениях, в автомобилестроении, авиапроме, телекоммуникациях. Я думаю, что на очереди биотехнологии, медицина, образование и строительство.
Еще одно новое явление — превращение пользователя в продукт. Facebook, Google и прочие площадки продают вас рекламодателям. Такие модели тоже сначала появились в ПО, а теперь проникают и в другие миры — вы можете быть продуктом в такси, на улице, в магазине, ведь вы источник очень важных для любого бизнеса данных. Даже страничка в Linkedin — тоже своеобразная «продажа» вас для бизнеса.
Рыночные модели
Огромные возможности дало развитие бизнес-модели агрегированных сервисов. Раньше Яндекс.Маркет (до сих пор так делает «Авито») находил для вас поставщика или клиента, а затем навсегда вас терял, ведь в следующий раз вы приходили уже не на сервис, а в тот магазин или к тому специалисту, который вам понравился.
Чтобы избежать потери клиента, компании стали предоставлять вам сервис от А до Я. Пионером в этой модели был Uber — когда вы вызываете такси, к вам приезжает не какой-нибудь водитель, а компания. Она же устанавливает цену на услугу и обеспечивает сервис.
Такие управляемые маркетплейсы стали появляться во всех областях: Ozon, Яндекс.Маркет, «Беру». В них встраиваются нативные сервисы, например, финансовые (не зря Ozon недавно объявил о покупке банка). Сами маркетплейсы, теперь занимают деньги на рынке и сами выдают пользователям кредиты, потому что они до кончиков пальцев знают своих клиентов — прежде всего, конечно, продавцов.
Следующая большая история — сервисы «Покупай сейчас — плати потом» (Buy now, pay later). И здесь тоже большие маркетплейсы будут создавать свои продукты, которые можно получить сейчас, а заплатить за них потом. Зачем отдавать клиента на сторону?
Наконец, последнее слово в бизнесе маркетплейсов — это децентрализованные маркетплейсы или DeFi (decentralized finance). Технология блокчейн позволяет продавцам и покупателям находить друг друга без посредников — это еще больше отодвигает внешних игроков (банки и платежные системы) от маркетплейсов.
Бизнес-модели эволюционируют. Сначала были лицензии: пошел в магазин и купил рубашку — она твоя. Потом подписка, когда взял поносить: код, программу, а потом — самокат, велосипед, платье, что угодно. За ней приходит конкурентная модель — Freemium, когда «все бесплатно, кроме этого». Наконец, Open source, когда все бесплатно. Все это сначала развивалось энтузиастами программного обеспечения, а потом распространялось на самые разные рынки.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора