Baring Vostok вложился в российское приложение для таксистов Muver стоимостью $8 млн
Сервис для сбора заказов доставки и такси Muver привлек $1,2 млн, рассказал Forbes представитель компании-разработчика Gig Partners. Muver оценили в $8 млн, инвесторы получат 15% ее акций.
Лид-инвестором выступил российский венчурный фонд Xploration Capital, также в сделке участвовали инвестфонд Baring Vostok, фонд Rapid Ladder Capital, инвесткомпания A.Partners и синдикат инвесторов клуба Angelsdeck.
Сервис Muver собирает в одном приложении заказы из агрегаторов такси (Uber и Lyft) и служб доставки, а также позволяет автоматически принимать заказы по заданным параметрам. Идея состоит в том, что таксисты должны увеличивать свой заработок за счет снижения холостого пробега (поездок без пассажиров и доставки).
Приложение Muver доступно для водителей за плату. По данным компании, выручка Muver в 2020 году составила $100 000, количество платящих пользователей — более 1500. При этом выручка компании ежемесячно растет в полтора-два раза, отметили в компании.
Две трети водителей в США пользуются более чем одним сервисом для работы в такси и службах доставки, рассказал сооснователь и управляющий партнер Xploration Capital Евгений Тимко. Он добавил, что Muver позволяет им больше зарабатывать, автоматически выбирая более выгодные задания, а также упрощает учет заработанных средств и автоматизирует налоговые вычеты. Востребованный сервис и легко масштабируемая бизнес-модель позволит Muver стать лидером нового сегмента рынка, считает партнер Baring Vostok Capital Partners Максим Логинов.
Агрегаторы претендуют на то, чтобы водители и курьеры работали эксклюзивно на них, а водители и курьеры не хотели бы попадать в подобную кабалу, рассказывает основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев. Muver работает на стороне водителей и курьеров, потому что предлагает им больше гибкости в выборе заказов, отметил Соловьев. «Перспектива сервиса в том, что «работники» победят в этой борьбе, и это обеспечит потенциальный рост компании», — прогнозирует он.
После запуска в России, который состоялся в 2018 году, Muver спустя два года ушел с отечественного рынка и начал развиваться в США. Привлеченные средства сервис планирует инвестировать в маркетинг и развитие продукта на американском рынке.
Для выхода на новый рынок разработчики изменили сервис для взаимодействия с местными агрегаторами и добавили в него заказы из служб доставки (Postmates, Doordash и Grubhub), которые начали набирать популярность среди водителей в ковидный 2020 год, отметили в компании. Гендиректор Gig Partners Станислав Левыкин рассказал, что для проверки сервиса один из основателей проекта Андрей Поваляев лично выполнил более 5000 заказов и проехал более 64 000 км в США.
Решение работать в Штатах обосновано тем, что объем американского рынка кратно больше — как в количестве потенциальных пользователей, так и в их среднем чеке подписки, отметил представитель компании. «В США более развита венчурная индустрия, что для нас как стартапа крайне важно, — больше возможностей масштабироваться и привлечь дополнительные инвестиции в будущем», — заявил он.
«Отечественный рынок крошечный», — согласен Соловьев из A.Partners. Он приводит в пример выручку сервиса доставки еды и продуктов «Яндекс.Лавка», который заработал в 2020 году 24 млрд рублей, и выручку его американского аналога DoorDash — $2,9 млрд (более 208 млрд рублей). В США Muver будет более успешен, говорит он.
В Muver (в России разработчик работал под другим юрлицом — Smart City) в 2017-2019 годах инвестировал $325 000 Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), рассказали Forbes в пресс-службе фонда. Также в компанию вложил $248 000 инвестор Анатолий Мостовой (в 2018 и 2019 годах несколькими траншами). ФРИИ заключил с американским юрлицом Gig Partners договор опциона, согласно которому акции фонда конвертируются. Тогда доля ФРИИ в компании составит 15,34% (доля в российском юрлице составляла 22,49%), у Мостового — 9,62% (была 15%).
В мае 2015 года будущие основатели Muver Станислав Левыкин и Андреей Поваляев вместе с Романом Прокопенко запустили свою таксомоторную компанию. В 2016 году к ним присоединился третий акционер Роман Баринов для разработки собственных IT-решений. Эффективность Muver они проверяли на водителях собственной компании и подключенных к ней таксопарков.
В России Muver столкнулся с противостоянием агрегаторов такси. Сервис подал жалобу в ФАС на недобросовестную конкуренцию со стороны агрегатора Gett, который запрещал своим водителям работать с Muver, писал «Коммерсантъ». Приложение для водителей Gett Driver требовало удалить Muver с телефона, в противном случае оно переставало работать. В мае 2019 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала позицию Muver и постановила, что Gett не должен ограничивать свободу выбора приложений. Игроки рынка считали, что Muver — это незаконный софт, сообщал источник издания. По его словам, компания не договаривалась с агрегаторами о партнерстве, а приложению «не хватало прозрачности».
История Muver — иллюстрация того, что оригинальные стартап-идеи надо запускать сразу на американском рынке, поскольку тест в России не может предсказать будущий глобальный успех или провал, считает сооснователь фонда United Investors Александр Горный. Дела у Muver пошли в гору, как только сервис сосредоточился на развитии в США, считает он. «Там они обнаружили, что работа с курьерами в службах доставки еды, возможно, даже перспективнее, чем с водителями такси», — подчеркнул Горный.
Объем российского рынка такси в 2019 году оценивался в 709 млрд рублей, по данным аналитического центра при правительстве России (более актуальных исследований не проводилось). По оценкам аналитического агентства Ibis World, в 2019 году объем рынка такси в США, включая сервисы заказа лимузинов, достиг $57,4 млрд, по прогнозам на 2021 год он составит $59,8 млрд. Аналогичный разрыв и на рынке доставки: по оценкам исследовательской компании NeoAnalytics, в 2020 году объем рынка экспресс-доставки в России составил более 90 млрд рублей и за год увеличился на 13,6%. При этом, по данным Ibis World, объем этого рынка в США составил $121,4 млрд.