«Выполнил требования законодательства»: что грозит пользователям сервиса GetContact
Приложение GetContact, которое позволяет определять номера и блокировать спам-звонки, «в скором времени» добавит новые функции — в частности, в нем появятся голосовые чаты и новые функции в текстовых сообщениях, что «неизбежно сделает сервис организатором распространения информации (ОРИ)», рассказал Forbes представитель GetContact. Поэтому компания подала заявку в Роскомнадзор и попросила включить ее в соответствующий реестр. Заявка была подана 19 августа, а Роскомнадзор внес компанию в реестр 1 сентября, ранее сообщило ведомство. О том, что GetContact попал в реестре ОРИ первой сообщила «Роскомсвобода».
Внесение в этот реестр обязывает GetContact собирать и хранить данные пользователей в России в течение года и делиться ими с госструктурами и спецслужбами по запросу.
Начало работы в качестве ОРИ не было вызвано желанием делиться информацией, которую могла получить компания, отметил представитель GetContact. «Многие неверно интерпретировали эту информацию. GetContact просто выполнил требования законодательства, что ранее сделали многие крупные иностранные компании, входящие в реестр. GetContact не хотела подвергать себя риску блокировки, под которую ранее попал Telegram», — добавил представитель компании.
Он подтвердил, что GetContact уже локализовал данные российских пользователей, но этого было недостаточно для выполнения всех требований законодательства. «Как только возникнут запросы от спецслужб о передаче информации, мы рассмотрим их и решим, каким образом действовать в соответствии с законом. GetContact привержен защите безопасности российских пользователей от нежелательных звонков и созданию безопасного канала связи», — рассказал собеседник Forbes.
Включение компании в реестр не означает автоматическую передачу данных спецслужбам — в реестре есть много иностранных компаний, которые отказались сотрудничать с государством, и при этом их до сих пор не заблокировали, говорит технический директор «Роскомсвободы» Станислав Шакиров. Он добавил, что локализация персональных данных на территории России, о которой ранее заявлял GetContact, не означает, что компания предоставляет доступ к этим данным. «У крупных компаний все данные хранятся в зашифрованном виде, и сторонний наблюдатель не может посмотреть, что находится внутри», — отметил Шакиров.
«Роскомнадзор неоднократно публично заявлял, что обязанность ОРИ возникает вне зависимости от того, есть компания в реестре или нет, просто из-за того, что она начинает распространять информацию. Поэтому попадание в реестр ОРИ в любом случае было бы дело времени», — заключил представитель GetContact.
Что такое GetContact?
Согласно описанию на сайте GetContact, приложение должно защитить пользователя от нежелательных звонков. С помощью него можно не только фильтровать телефонный спам, но и видеть, кто именно звонит, даже если этот контакт не записан в телефонной книжке.
У сервиса сейчас более 120 млн активных пользователей по всему миру. В марте 2018 года в базе контактов приложения было более 3,5 млрд номеров. База пополняется за счет тех, кто установил GetContact — пользователи дают ему доступ к своим контактам. Разработчики предлагают пользователям возможность удалить свой номер из базы, однако проверить, действительно ли номер исчез, невозможно.
В России сервис скачали 150 млн раз, число активных пользователей — 50 млн, рассказал представитель GetContact. Гендиректор Института исследования интернета Карен Казарян считает, что сейчас аудитория GetContact в основном использует сервис по его прямому назначению — для борьбы со спам-звонками, а его развлекательная составляющая стала минимальна. Сервисом зачастую пользуются журналисты для идентификации номеров в рамках расследований, говорит Шакиров из «Роскомсвободы».
В 2018 году, когда GetContact стал популярным в России, пользователи развлекались тем, что смотрели, как они записаны в чужих телефонных книжках, делали скриншоты и выкладывали их в соцсетях. Тогда в магазине приложений App Store в России приложение заняло первую строчку рейтинга по количеству скачиваний, обогнав Telegram и «Сбербанк Онлайн».
В 2021 году приложение GetContact по-прежнему входит в список наиболее популярных у россиян. В I квартале 2021 года оно оказалось на третьем месте по числу скачиваний, его обогнали только TikTok и Telegram, по данным App Annie. Во II квартале сервис занял шестую строчку рейтинга.
Сейчас GetContact получает доход за счет платных подписок и корпоративных тарифов в дополнение к рекламе, которую видят пользователи бесплатной версии сервиса, отметил представитель компании.
Права на GetContact принадлежат зарегистрированной в Лондоне в ноябре 2017 года компании GetContact LLP, писал РБК. При этом первая версия приложения появилась в App Store в январе 2016 года. По данным британской Регистрационной палаты, ее зарегистрировали двое граждан Турции — Бурак Саглик и Мустафа Севинк. Они же являются топ-менеджерами турецкого разработчика мобильных приложений Teknasyon, среди проектов которого указан GetContact. Также эта компания разрабатывает фоторедактор, приложения для детского развития, анализа сна и медитации, сервис знакомств на основе местоположения, сервис аренды виртуальных телефонных номеров и т. д.
Повышенный интерес
Вскоре после того, как сервис стал популярным, им заинтересовались власти нескольких стран. В начале 2018 года приложение заблокировали в Казахстане из-за нарушения закона о защите персональных данных. Тогда же оно стало недоступным в Азербайджане после того, как пользователям GetContact удалось установить телефонные номера президента страны Ильхама Алиева и его супруги.
В России в 2018 году приложение тоже проверял регулятор. Тогда в официальном аккаунте Роскомнадзора в соцсетях появилось сообщение с призывом «немного контролировать себя, прежде чем устанавливать сомнительные приложения на свой смартфон или компьютер». В соцсети ведомство предупредило о возможных последствиях использования подобных приложений: «Недобросовестные разработчики этих приложений могут продать собранную базу кому угодно: коллекторам, мошенникам, назойливым финансовым брокерам».
В марте 2018 года представитель Роскомнадзора заявил, что GetContact перенесет базы данных россиян на территорию страны, а также локализует пользовательское соглашение и реализует техническую возможность уведомлять тех, кто не пользуется приложением, об использовании их персональных данных через доступные мессенджеры или по СМС.
Помимо базы номеров, приложение также собирает фотографии пользователей, адреса электронных почт, IP-адреса, аккаунты в соцсетях. По условиям пользовательского соглашения GetContact может передавать накопленные данные третьим лицам и использовать их для маркетинговых целей.
Если власти запросят у GetContact данные, сервис, вероятно, сможет предоставить абонентский номер пользователя, информацию о его соединении и устройстве, историю звонков и сообщений, а также всю телефонную книжку, считает гендиректор компании «Интернет-розыск», эксперт инжинирингового центра SafeNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Игорь Бедеров. «Учитывая распространенность GetContact в России, подобные данные могут быть крайне полезны для расследования преступлений», — добавил эксперт. Данные из приложения постоянно собирают другие сервисы, предназначенные для «пробива», отметил он.
По словам Бедерова, администрация сервиса будет передавать пользовательские данные в рамках процедур, принятых по всему миру. «Большинство стран без проблем признает легальной передачу данных пользователей, подозреваемых или проходящих по делам о терроризме, наркоторговле или преступлениям против детей», — полагает он.
«Помимо «пробива» данных, власти может интересовать информация о том, кто, когда и о ком собирал сведения в приложении», — считает руководитель отдела специальных проектов департамента Digital Risk Protection (DRP) Group-IB Владимир Калугин. Также не исключено, что у российских властей появится возможность запрашивать данные об иностранных пользователях.
Передача чужих персональных данных, содержащихся в записной книжке пользователя, может быть нарушением закона, поскольку эти данные относятся к людям, которые не давали своего согласия на их обработку, считает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.