Токсичный гейминг: к чему приведет секс-скандал в игровом гиганте Activision Blizzard
Что произошло
20 июля Калифорнийский департамент справедливого трудоустройства и размещения (DFEH) подал иск против компании Activision Blizzard — разработчика таких культовых игр, как World of Warcraft, Diablo и Call of Duty. Причиной иска стало систематическое нарушение прав женщин и харассмент на рабочем месте. Расследование против компании велось два года, и в результате DFEH пришел к выводу, что женщины не только постоянно подвергаются сексуальным домогательствам, но и получают меньшую зарплату за ту же или большую работу, при этом им предъявляют более жесткие, чем мужчинам, требования и не продвигают по службе.
Согласно жалобам сотрудниц Activision Blizzard, «работники мужского пола напивались и ползали по офису, часто сопровождая это неприемлемым поведением по отношению к женщинам в компании». Разработчицы, работавшие в команде World of Warcraft, рассказывали, что их коллеги-мужчины приставали к ним, позволяли себе шутки про изнасилование и угрожали распространением их интимных фотографий. В целом, согласно заключению, в компании царила атмосфера «студенческого мужского клуба» с подростковыми шутками на тему секса, регулярным пьянством и уничижительными высказываниями в адрес женщин. Утверждалось также, что на тот момент президент компании Аллен Брэк был в курсе происходящего, но не принимал никаких мер, несмотря на то, что многие женщины увольнялись из компании именно потому, что их не устраивало такое положение вещей.
Среди прочего в иске DFEH фигурирует и вовсе трагический случай: одна из сотрудниц совершила суицид во время совместной командировки с руководителем — по данным следствия, из-за сексуальных домогательств.
В ответ на эти обвинения компания заявила, что все нарушения уже устранены, а информация в иске DFEH искажена и не соответствует реальности. Также в Activation Blizzard считают, что Калифорнийский департамент должен был рассказать компании о проблемах и обсудить их решение до обращения в суд. По поводу самоубийства сотрудницы в официальном ответе компании было сказано, что использование трагической смерти женщины в интересах обвинения «отвратительно». «Мы считаем такое поведение позорным и непрофессиональным, и это, к сожалению, пример того, как агентство вело себя в ходе всего расследования. Именно такое безответственное поведение государственных бюрократов приводит к тому, что лучшие предприятия покидают Калифорнию», — заявила Activation Blizzard.
В целом ответ компании был больше похож на шантаж в адрес властей штата, чем на признание вины, что закономерно вызвало протесты недовольных сотрудников. 26 июля более 800 сотрудников подписали письмо, в котором призывали компанию к ответу (потом количество подписей выросло до 2600), а на следующий день сотрудники объявили забастовку, и 28 июля провели у стен головного офиса компании в Калифорнии и в соцсетях акцию протеста, где требовали «улучшить условия труда, в особенности для женщин, цветных и трансгендерных женщин, небинарных персон и всех представителей маргинализированных групп». Также участники демонстрации призывали как можно быстрее провести аудит руководства компании и понять, почему текущая политика допустила такой высокий уровень дискриминации и притеснений.
На этом этапе топ-менеджмент компании, видимо, начал осознавать, что проблема не только в «позорном и непрофессиональном» поведении DFEH, и на сцену вышел генеральный директор Activation Blizzard Бобби Котик. 27 июля он выступил с заявлением, в котором извинился за неудачно выбранный тон предыдущего ответа компании и за то, что компания не проявила достаточно эмпатии и понимания.
«Мы сделаем все возможное, чтобы вместе улучшить и создать инклюзивное рабочее пространство, необходимое для развития творчества и вдохновения», — обещал он в новом письме. Кроме того, Котик объявил, что любой сотрудник сможет обратиться в юридическую фирму WilmerHale для отстаивания своих прав на рабочем месте, в том числе анонимно. CEO компании выделил пять ключевых направлений развития в данный момент: поддержка сотрудников, психологические сессии, кадровые перестановки, новые способы найма и изменения внутри игр, которые компания производит.
Скандал на этом не был исчерпан — активисты внутри компании написали новое открытое письмо, в котором объявили, что ответ Котика их не устраивает, как и выбранная юридическая контора, так как она была задействована в делах компании и выступала на ее стороне.
Крупные СМИ выпустили собственные расследования с новыми деталями и подробностями: портал Vice рассказал о скрытых камерах в туалетах; Bloomberg — о том, что в компании делали из разработчиков «рок-звезд», которые в результате чувствовали себя безнаказанными, а The New York Times привела рассказ сотрудницы, которую руководитель спросил в Facebook, какую порнографию она предпочитает.
Не закончились и судебные иски. 23 августа власти Калифорнии обвинили Activation Blizzard в уничтожении и сокрытии улик. Кроме того, DFEH сообщает, что юридическая фирма WilmerHale используется не совсем так, как обещал Бобби Котик: сессии с юристами проводятся, но все данные о них компания считает конфиденциальными и отказывается передавать расследованию.
Чего это стоило компании
3 августа президент Blizzard Джей Аллен Брэк покинул свою должность. Официально сообщается, что он решил искать новые возможности, ведь в компании Брэк проработал целых 15 лет, однако все участники рынка уверены, что он ушел из-за скандала. Вместе с Брэком свое рабочее место покинул и глава кадрового отдела, обвиненный в дискриминации женщин при найме. Теперь во главе компании Blizzard не президент, а со-руководители — чернокожая Джен Онил и Майк Ибарра.
Кроме того, из компании ушли ведущие разработчики — например, Луис Баррига, ранее возглавлявший команду создателей игры Diablo 4. В Blizzard подтвердили, что пост покинули также главный дизайнер Diablo 4 Джесси Маккри и гейм-дизайнер World of Warcraft Джонатан Лекрафт. Акции Activision Blizzard упали на 6,76% на торгах 27 июля, потом ежедневно падали на 1-2% и за месяц потеряли в стоимости около $10. Из-за этого акционеры компании тоже подали на нее в суд: они считают, что руководство намеренно скрывало проблемы с харассментом и дискриминацией, чтобы не потерять вложенные деньги. Теперь, когда DFEH подала иск и акции упали в цене, истцы потеряли тысячи долларов.
Правда, с тех пор акции вновь начали расти, хотя и упали на 1% после новых обвинений DFEH. Аналитики Morgan Stanley26 августа назвали акции Activision Blizzard самой перспективной технологической компанией 2022 года, если не считать техногигантов. На ближайшее время у геймерской компании запланированы новые игры в сериях Diablo и Call of Duty.
Что не так с корпоративной культурой в геймерских компаниях
Компания Activision Blizzard уже несколько лет вызывает вопросы общественности: еще в 2019 году бывшие сотрудники говорили о расизме и дискриминации при приеме на работу, а главы отделов и со-основатели покидали свои посты. Но тогда это по каким-то причинам не вызвало сильных волнений.
О проблемах токсичности и мизогинии в геймерских сообществах в целом начали говорить еще раньше. С 2014 года в англоязычных медиа разворачивался скандал под названием GamerGate, в рамках которого поднимали тему дискриминации женщин.
Как говорит в интервью The Guardian эксперт по проблемам сексизма и гендерной идентичности в геймерской индустрии Аманда Коут, сейчас изменилось то, что люди начали осознавать реальность и системный характер этих проблем. «В судебном иске к Activision Blizzard описаны вопиющие случаи, но в целом мы уже давно знаем, что сексизм во многих сферах гейм-индустрии весьма распространен», — говорит она.
Activision Blizzard — не единственная компания в индустрии игр, которой пришлось столкнуться с проблемами из-за обвинений в харассменте и дискриминации. В 2019 году Riot Games, известная игрой League of Legends, для улаживания судебного иска заплатила $10 миллионов сотрудницам компании, которые жаловались на дискриминацию. В прошлом году французской Ubisoft (разработчик игр Assassin's Creed, Prince of Persia и Rayman) пришлось уволить ключевых топ-менеджеров после секс-скандала.
Юрист Келлен Войер, специализирующийся в делах геймерских компаний, говорит, что история Activision Blizzard может стать поворотной точкой, подтолкнув и другие компании сектора к пересмотру корпоративных практик и политики в отношении женщин. Репутация компании во всяком случае продолжает страдать, даже если на ее бизнесе это пока отразилось не так серьезно, как может показаться.