«В последнее десятилетие методы лечения рака ушли далеко вперед – химиотерапия действительно эффективно борется с раковыми клетками, дает высокий уровень ремиссии, – говорит Андрей Гаража, директор по развитию проекта OncoFinder. – Проблема в том, что нужно понять, какая опухоль у больного и какой именно препарат будет самым действенным. Пока это не научились делать хорошо, около 70% пациентов умирают из-за неоптимального подбора химиотерапии. Генетические анализы могут сделать его персональным, это увеличит эффективность лечения в разы и десятки раз».
OncoFinder тоже решил «спуститься» в исследованиях глубже простого анализа ДНК и исследовать нарушения в отдельных генах на уровне РНК и поведения белков. Основатели OncoFinder Антон Буздин, Николай Борисов и Алекс Жаворонков создали систему, которая анализирует более 1200 сигнальных путей, из которых около 200 в той или иной степени указывают на развитие рака. Для этого необходим анализ поведения более 10 000 белков-маркеров. Сопоставив то, как происходит активация сигнальных путей в здоровой и пораженной раком клетках, исследователи фиксируют аномалии, возникшие в раковой опухоли на молекулярном уровне. Эта статистика соотносится примерно с 250 зарегистрированными препаратами – и OncoFinder выдает список оптимальных вариантов лечения.
Буздин, Борисов и Гаража, выходцы из Института биоорганической химии РАН, зарегистрировали компанию еще в 2012 году, а затем продолжали исследования с коллегами из других институтов РАН, из МФТИ и ФМБА. В 2013 году они зарегистрировали компанию в Гонконге. С того момента OncoFinder получила от частных инвесторов более $1 млн, уверяют предприниматели. Сегодня стартап, по уверению его создателей, продает диагностические тесты по подбору оптимальной химиотерапии почти 15 российским клиникам и более чем 10 лабораториям в Германии, Швейцарии, США, Канаде и других странах. Два знакомых с финансами компании источника Forbes подчеркивают, что речь идет лишь о нескольких постоянных заказчиках.
Одни клиенты отправляют образцы в лаборатории, с которыми сотрудничает OncoFinder, и получают пакет рекомендаций с обоснованием выбора. Другие, с собственными мощностями исследований, покупают только доступ к облачному сервису OncoFinder, чтобы сотрудники их геномного центра и онкологи могли персонализировать терапию на основе своих исследований. В первом случае компания платит около 60 000 рублей за тест под ключ (в Европе цена составит около $3500), во втором – в 1,5-2 раза меньше. В России OncoFinder продает тесты и сервис с наценкой около 20%, а иногда и вовсе по себестоимости, за рубежом маржинальность продаж достигает 80%, говорят создатели проекта.
«На всех рынках генетическая диагностика рака сводится к поиску типичных мутаций, хотя на самом деле универсального индикатора рака нет, все гораздо сложнее, – говорит Гаража. – И при этом ведется подбор только десятка препаратов. В России – то же самое. А ведь государство, которое берет на себя расходы на химиотерапию и тратит по 2-3 млн рублей на курс, должно быть озабочено тщательной диагностикой и максимально точным подбором препарата. Увы, пока в эту сторону смотрят мало».
Методика OncoFinder не была широко опробована в клинической практике, и в этом риски для стартапа, считает Юрий Кукушкин, сооснователь компании Future Biotech и ранее инвестиционный менеджер венчурного фонда RusBio Ventures. "Классический подход - сначала разработать диагностический подход, потом доказать его действенность (валидировать), а затем - идти "в клинику", - комментирует Кукушкин. - Некоторые стартапы выбирают более агрессивный подход - когда на рынок выходишь быстрее и "дорабатываешь" продукт уже на рынке. В этом есть смысл - если предприниматели считают, что метод может помочь пациенту, то они стараются пойти кратчайшим путем, но нужно отдавать отчет, что соответствие требованиям регуляторов для биотех-стартапа крайне важно"
Тем не менее OncoFinder, по словам его основателей, есть чем похвастаться. За 2015 год компания, по оценкам опрошенных Forbes инвесторов, заработала более $150 000 (сами основатели говорят о годовой выручке в $400 000). Проект ведет переговоры о новом раунде инвестиций для более активного выхода на рынки США и Европы, говорит Гаража. Также деньги нужны на исследования для персонализации химиотерапии в случаях отдельных видов рака – для распространенного рака молочной железы, приводит пример предприниматель, есть 20-25 эффективных протоколов лечения, но на практике в сценарий включают лишь 5-6 – остальные кажутся неподходящими или «лишними».