К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как Вексельберг и Чубайс планируют освоить 350 млрд рублей на солнечной энергетике

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Перекладывание издержек на государство, предоставление контрактов аффилированным компаниям и другие особенности сотрудничества «Роснано» и «Реновы»

Вчера Анатолий Чубайс ответил Счетной палате, проверявшей «Роснано», и пообещал принять меры по устранению найденных аудиторами недостатков (читайте материал Forbes «Какие ошибки Анатолий Чубайс допустил в «Роснано»). «В следующие семь лет я собираюсь отстроить наноиндустрию в России, несмотря на происки врагов», — полушутя завершил Анатолий Чубайс пресс-конференцию, собранную в четверг для того, чтобы ответить на претензии Счетной палаты к возглавляемой им корпорации «Роснано». Он заверил, что не считает проверку «политическим наездом с целью разгромить» и серьезно относится к ее итогам.

От «Роснано» требуется утвердить стратегию компании, поработать над экономическим обоснованием некоторых административно-хозяйственных расходов, систематизировать сбор статистической отчетности компаний, а также повысить эффективность работы над несколькими проектами корпорации. Первый среди них — завод «Хевел» по производству солнечных модулей в Чувашии на базе технологии «тонких пленок» швейцарской Oerlikon (Oerlikon Solar Ltd — «дочка» «Реновы»); «Роснано» осуществляет его совместно с «Реновой» Виктора Вексельберга. Проект первоначальной стоимостью 20,1 млрд рублей — одна из самых крупных инвестиций «Роснано».

«Роснано» вложила в «Хевел» 3,7 млрд рублей собственных средств и еще 9,8 млрд рублей заняла на проект, получив 49% завода. У «Реновы» — 51% в капитале, обеспеченные 3,8 млрд рублей собственных средств и обязательством внести 2,7 млрд заемных денег. Деньги эти «Ренова» до сих пор не предоставила, а «Роснано» не предпринимает усилий, чтобы взыскать средства, — Счетная палата усмотрела в таком поведении руководства госкорпорации «признаки коррупционной составляющей» и велела деньги все-таки привлечь.

 

«Есть то, с чем я согласен в отчете, есть то, с чем нет», — сказал Чубайс и пояснил, что не взыскивает деньги с Вексельберга потому, что не хочет «драться в судах», а рассчитывает вернуть эти средства, когда их забуксовавший проект все-таки заработает. У Чубайса есть основания верить в это — ему поможет в этом государство.

Вчера правительство, по словам двух источников Forbes, приняло пакет документов, обещающий серьезную поддержку альтернативной энергетике России и обеспечивающий заказами тот самый завод «Хевел». «Этим решением создается ровно то, ради чего мы шли в проект — российский рынок. Мы изначально рассчитывали, что в России такой рынок появится», — признался Чубайс. Forbes попытался разобраться, может ли история провала превратиться в историю успеха.

 

Вексельберг пришел к Чубайсу с предложением о совместном предприятии в пост-кризисном 2009-м, когда швейцарская Oerlikon испытывала серьезные проблемы со сбытом, а в Европе началось сокращение господдержки солнечной энергетики, рассказывает источник, близкий к одной из компаний. «Ренова» убедила «Роснано» построить в России завод по производству солнечных панелей: тогда считалось, что это действительно выгодно, поскольку разница в себестоимости между производством в России и Европе может достигать 20-25%. Oerlikon Solar Ltd получила контракт на поставку оборудования заводу на сумму €244,2 млн, отмечается в отчете Счетной палаты.

Производство было организовано на территории новочебоксарского «Химпрома», принадлежащего «Ренове». Выход предприятия на проектную мощность в 1 млн модулей в год (соответствует 120 МВт) был запланирован на конец 2011 года. А к 2015 году выручка завода должна была достигнуть 10,3 млрд рублей.

Однако проект забуксовал с самого начала. В 2011 году вместо запуска производства ревизионная комиссия обнаружила у «Хевела» недостаток ликвидности, а показатели рентабельности и деловой активности были «равны нулю», пишет Счетная палата в своем отчете. Завод так и не был достроен, а в это время рынок сильно изменился: он оказался перенасыщен производственными мощностями и фотоэлектрическими модулями, поэтому цены на них стали неуклонно падать. Это сделало «нереалистичным» высокий спрос на продукцию «Хевел» на рынке.

 

Тем временем выделенные «Роснано» деньги на проект подходили к концу, а «Ренова» не спешила предоставлять «Хевелу» обещанный заем. «Хевел» же в свою очередь задолжал государственной компании 3,6 млрд рублей и не делал ни одной попытки начать выплаты. Представитель «Хевел» заявил, что завод собирается погасить все долги перед Роснано после того, как будет запущено производство: если сейчас погасить проценты, компания «ляжет», поскольку пока не генерирует денежный поток.

В 2011 году, по данным Минэнерго, на возобновляемые источники пришлось лишь 8,5 млрд кВтч энергии — это менее 1% выработки. В такие проекты за пять лет было вложено не более €20 млн, сказал гендиректор консалтинговой компании «Аэнерджи» Станислав Черница. Большинство альтернативных источников энергии крайне непостоянны: в России не так много мест, где постоянно светит солнце или есть ветер, к тому же «зеленая» энергия — это дорогое удовольствие. Средняя стоимость строительства таких станций (без учета малых ГЭС низкой мощности) — около 100 000 рублей/кВт, притом что цифры будут расти и в 2020 году увеличатся примерно на 25-40%, по данным рабочей группы при «Совете рынка». Расходы на строительство и эксплуатацию тепловых станций существенно ниже: в центральной части России 43 000-47 000 рублей за кВт мощности, на Дальнем Востоке — 65 000 рублей.

Кроме того, в России до конца прошлого года, по сути, не существовало «нормативки» для развития возобновляемых источников энергии. Все начало меняться с начала 2012 года, рассказывает топ-менеджер одной из энергокомпаний. Минэнерго совместно с «Советом рынка» заказало исследование о стоимости строительства объектов ВИЭ в России, а позже на основе этого анализа была создана концепция поддержки развития альтернативной энергетики. «Ренова» и «Роснано» были главными лоббистами развития в нашей стране энергии солнца и связанными с ней проектами, говорит чиновник в Минэнерго: «Вексельберг убедил Чубайса, что настало время выводить технологию на рынок».

Именно «Ренова» в мае 2012 года представила в Минэнерго концепцию внедрения специального механизма торговли мощностью объектов «зеленой» генерации, а в июле «Хевел» презентовал ее энергетическому сообществу и получил поручение посчитать, как ввод такого механизма повлияет на цену на электричество в целом (копии всех документов есть у Forbes). К тому времени «зеленому» лобби активно сопротивлялись представители традиционной энергетики и крупные потребители, поскольку планы поддержки ВИЭ предполагали введение специального тарифа на «зеленую» мощность.

Но правительство заняло сторону «зеленых» энергетиков. Цель России — к 2020 году довести долю электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников, до 2,5% от общей выработки в стране: это почти 6 ГВт, из которых на солнечные мощности придется 1,5 ГВт.

 

Вчера же вечером было подписано постановление с длинным название «О внесении изменений в некоторые акты правительства по вопросам стимулирования использования ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности», которое утверждает механизм возврата инвестиций в проекты по строительству «зеленых» мощностей в России. Воспользоваться им смогут собственники электростанций, которые выполнят требования по локализации оборудования. Для солнечной энергетики они самые высокие — с 2014 по 2015 год 50% оборудования должно быть куплено в России, а с 2016 по 2020 год эта доля повышается до 70%, сообщил представитель Минэнерго.

По расчетам партнерства «Сообщество потребителей энергии» (объединяет такие компании как UC Rusal, НЛМК, «Евраз»), суммарный платеж с оптового рынка, который придется заплатить при вводе 1,5 ГВт солнечной генерации превышает 355 млрд рублей.

«Вексельберг с Чубайсом хеджируют риски, ведь пока что «Хевел» практически монополист в производстве оборудования для солнечной генерации в России», — говорит менеджер одной из энергокомпаний. У существующих российских конкурентов «Хевела» в сумме производственная мощность меньше 10 МВт, тогда как «Хевел» рассчитывает выйти в этом году почти на 100 МВт.

«Не думаю, что «Хевел» сможет освоить весь предполагаемый объем заказов, но мы будем пытаться сделать это по максимуму», —сказал Forbes управляющий директор по инвестиционной деятельности «Роснано» Дмитрий Озерский. По его словам, завод должен выйти на проектную мощность 97 МВт в конце этого года, а с 2014-го может повысить мощность до 130 МВт. «Хевел» рассчитывает построить солнечные электростанции суммарной мощностью 600 Мвт до 2020 года. Если рынок будет развиваться, то и «Хевел» будет развиваться, а принятые документы форсируют это развитие, доволен Озерский.

 

Но оплачивать это развитие придется всем потребителям электроэнергии, напоминает председатель наблюдательного совета «Сообщества потребителей энергии» Александр Старченко. По расчетам партнерства, в сумме до 2029 года рынок заплатит за развитие «зеленой энергетики» 1,226 трлн рублей — из-за чего цены на электричество в этот период будут увеличиваться в среднем на 2% ежегодно.

«Мы решаем задачу не отчитаться перед Счетной палатой, а создать наноиндустрию. Поэтому мы стараемся опираться на инноваторов, а не предъявлять им претензии», — говорит Чубайс. Видимо, он ждет, что и правительство пойдет тем же путем: недавно «Роснано» обратилось к властям с просьбой о привлечении дополнительного финансирования на «Хевел» — это еще 14 млрд рублей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+