К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

5 причин, по которым впервые за 10 лет упала прибыль Apple

Фото Fotobank/Getty Images
Фото Fotobank/Getty Images
Почему в следующем квартале следует ожидать ухудшения финансовых показателей компании?

Компания Apple огласила квартальные результаты — и оказалось, что чистая прибыль снизилась впервые за последние десять лет. За II квартал текущего финансового года (с января по март) она составила $9,5 млрд, ощутимо уменьшившись по сравнению с $11,6 млрд годом ранее в аналогичный период. Почему прибыль компании, долгое время ассоциировавшейся с безудержным ростом, внезапно просела?

1. Снизившаяся маржа

На этот фактор обратил внимание сам Тим Кук, сказав, что его вызвали iPad mini и iPhone 5. Представленные данные косвенно подтверждают его слова: несмотря на падение чистой прибыли, выручка несколько выросла (с $39,2 млрд до $43,6 млрд), то есть уменьшилась лишь доля, остающаяся на руках у Apple.

Почему маржа новых флагманских продуктов ниже обычного? В случае с iPad mini это объясняется ценовой войной на рынке небольших планшетов (до 8 дюймов): Nexus 7 от Google стоит лишь $199, Kindle Fire от Amazon и вовсе $149. В таких условиях планшет с высокой маржой, как у 10-дюймового iPad (начинающегося с $499), был бы попросту неконкурентоспособен, так что при выходе на новый рынок пришлось учесть его реалии и умерить аппетиты.

 

У iPhone 5, чья цена не отличается от предшественника iPhone 4S (в США при покупке без контракта базовая версия обходится в $649), причины снижения маржи кроются в себестоимости. Экран новой модели больше, сама она заметно тоньше и легче, в Apple заявляют, что при разработке счет шел на микроны — его попросту дороже и сложнее делать.

2. Смещение рынка в развивающиеся страны

В предыдущие годы локомотивом рынка гаджетов были США. Сейчас же страна достигла фазы, когда рынок растет очень скромными темпами, зато стремительно растет Китай: недавно он потеснил США, заняв первое место в мире по количеству смартфонов в стране, и в ближайшее время отрыв явно будет увеличиваться. Однако хотя у китайцев стало больше смартфонов, сами эти смартфоны дешевле: китайцы любят продукцию Apple, но позволить ее себе не могут.

 

Это привело к соответствующим результатам: в то время как многие компании переживают бурный рост на китайском рынке, у Apple выручка в Китае (учитывая Гонконг и Тайвань) увеличилась за год лишь на 8% (в США — на 7%). В других странах Азиатско-Тихоокеанского региона рост Apple был выше (19% в Японии, 26% в остальных странах), однако по объему эти рынки (даже вместе взятые) уступают Китаю.

Впрочем, Тим Кук опроверг предположение о тупиковой ситуации. Он обратил внимание на то, что квартал стал для компании в Китае рекордным по выручке, и сказал, что компания видит там большие возможности, а для тех, у кого нет денег на новый iPhone 5, она предлагает удешевленный iPhone 4.

В последнее время появляется много слухов о создании компанией бюджетного смартфона для развивающихся стран, однако таким может стать тот же iPhone 4: при выходе новой модели его можно будет не снимать с производства, а снова удешевить.

 

Еще одним козырем может стать союз с крупнейшим в мире оператором China Mobile: если следующая модель iPhone будет поддерживать его стандарт LTE, а сам он будет продавать ее по сниженной цене с контрактом, это может увеличить продажи смартфона на миллионы экземпляров.

3. Отсутствие принципиально новых продуктов

В предыдущем десятилетии рост Apple был связан с созданием новых продуктов — iPod, iPhone и iPad поочередно становились источниками большого роста, уведя когда-то главное компьютерное подразделение на задний план. Но за последние три года самым заметным нововведением стала уменьшенная версия iPad — в остальном Apple лишь обновляли уже имевшиеся устройства.

При этом слухи о новых гаджетах упорно ходят: Apple приписывают намерение создать телевизор, умные часы, бюджетный iPhone с большим экраном и не только. Тим Кук не стал изменять традиции молчать о любом продукте до его презентации, поэтому в связи с квартальными итогами не сообщил ничего конкретного о планах, но две интересных реплики прозвучали.

Во-первых, он заявил, что компания в принципе допускает возможность создания iPhone с большим экраном, а останавливают ее сегодняшние ограничения: например, такой экран потребляет много энергии, а у смартфонов именно время автономной работы является больным местом. Если с ограничениями удастся справиться, вероятность появления «большого iPhone» резко возрастет.

Во-вторых, он сказал, что запланировано много интересного на «осень и весь 2014-й»: речь может идти о стандартном обновлении линеек, но оно в 2014-м подразумевается по умолчанию, так что логично было бы подразумевать под этими словами и что-то новое.

 

4. Сокращение рынка компьютеров и MP3-плееров

Как стало известно из квартальных итогов, продажи компьютеров Mac за год сократились на 2%, плееров iPod — и вовсе на 27%. Это падение типично не только для Apple: аналитики IDC заявляют, что в первый квартал 2013-го в мире было продано на 13,9% меньше компьютеров, чем в первый квартал 2012-го. Очевидно, что на таком фоне Apple показывает неплохие результаты — продажи ее компьютеров просели куда меньше среднестатистических, а iPod, как заметила компания, даже с таким проседанием «остается самым популярным плеером в большинстве стран».

Почему плееры и компьютеры стали хуже продаваться? Во многом это результат действий самой Apple, показавшей, что смартфон может отлично воспроизводить музыку, а планшет во многих случаях заменяет компьютер. Ранее Тиму Куку, представляя квартальные итоги, уже приходилось отвечать на вопрос: «Не боитесь ли вы каннибализации собственных старых продуктов новыми?», на что он отвечал: «Если мы не каннибализируем себя сами, это попросту сделает кто-то другой».

Это не единственная причина. На общемировые продажи повлиял и неудачный старт Windows 8 (хотя как раз Apple он не затронул), и замедление развития компьютеров: типичный потребитель больше не понимает, зачем ему менять компьютер, если старый неплохо справляется с имеющимися задачами, а новый не дает принципиально новых возможностей. Apple пытаются ответить на это высочайшим разрешением дисплея у новых моделей MacBook Pro, но завоевать рынок этим моделям пока что мешает высокая цена. Возможно, при постепенном удешевлении «ретиновых» дисплеев их визуальная привлекательность поможет привлечь покупателей.

5. Отсутствие премьер в этом квартале

Ранее презентации Apple были достаточно равномерно распределены по временам года, однако теперь все сбилось: осенью 2012-го компания обновила и iPhone, и iPad, и iPod, и Mac. Это обилие, которое привело к лучшим квартальным результатам в истории компании, сменилось затишьем — и за весь прошедший квартал у покупателей просто не было поводов выстаивать очередь у магазинов ради заветной новинки.

 

Судя по словам Тима Кука об осенних премьерах, летом тоже рассчитывать будет особо не на что, и на традиционной июньской конференции WWDC речь пойдет только о программном обеспечении (ранее ходили слухи, что и новый iPhone будет представлен уже в июне, а не в сентябре, как предыдущий). А значит, результаты следующего квартала тоже могут показать падение прибыли.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+