Государства в государствах: зачем крупным компаниям криптовалюты
Кто идет в крипту
15 августа крупнейший в США ретейлер Walmart разместил в профиле на LinkedIn вакансию о поиске руководителя в области цифровых и криптовалютных продуктов. Исходя из описания вакансии этот человек должен разработать «стратегию цифровой валюты и дорожную карту продукта». Специалист также должен отвечать за партнерства, связанные с криптовалютой. Какие именно продукты предстоит запускать будущему сотруднику Walmart, в объявлении не указано.
Эта вакансия была опубликована спустя несколько недель после того, как о поиске ведущего специалиста по цифровой валюте и блокчейн-продуктам объявил Amazon — один из крупнейших игроков в мире на рынке электронной коммерции. Согласно описанию вакансии, это должен быть сотрудник, который разработает стратегию цифровой валюты и блокчейна Amazon и дорожную карту продукта. Один из необходимых навыков кандидата, которые указала Amazon — «способность преуспевать в неопределенной и постоянно меняющейся среде». По словам источника лондонской газеты City A.M., планы Amazon шире, чем просто принимать к оплате криптовалюту: в 2022 году онлайн-ретейлер собирается создать собственный токен.
В конце 2021 года Amazon начнет принимать в качестве оплаты биткоин — он станет первой из примерно восьми криптовалют, с которыми Amazon будет работать, отметил собеседник City A.M. По его словам, позже компания начнет работать с такими криптовалютами как Ethereum, Cardano и Bitcoin Cash. При этом Amazon опровергла эти слухи и сообщила, что спекуляции, которые возникли вокруг конкретных планов компании в отношении криптовалют, не соответствуют действительности.
Вакансию о поиске старшего менеджера по цифровым валютам и инновациям опубликовал и британский банк Lloyds Banking Group в середине августа. Компания ищет эксперта в области криптовалют и блокчейна, который будет работать над новыми проектами банка, указано в объявлении.
Экологичный майнинг: как криптовалюта Cardano стала конкурентом Binancе
Еще раньше — в конце июня — подобную вакансию разместила Apple. Среди ключевых требований к должности менеджера по развитию «альтернативных платежей» корпорация указала пятилетний опыт работы с цифровыми кошельками, игроками в сегменте «покупай сейчас, плати потом» (Buy now, pay later, BNPL), сервисами быстрых платежей, криптовалютами и т.д.
Некоторые крупные компании уже принимают криптовалюту в качестве оплаты за товары и услуги. Starbucks и крупная сеть строительных магазинов Home Depot, принимают криптовалюту через сторонние приложения, конвертирующие цифровые деньги в доллары, сообщало издание The Wall Street Journal. Оплату в биткоинах принимала и Tesla, однако вскоре глава компании Илон Маск приостановил эксперимент из-за того, что добыча криптовалюты слишком сильно вредит окружающей среде. В конце июля Маск сказал, что компания, скорее всего, вновь начнет принимать биткоины после того, как проведет комплексную проверку количества возобновляемой энергии, используемой для добычи валюты.
Зачем это нужно
Сегодня криптовалютный рынок по объему уже догоняет классический финансовый, пишут аналитики Goldman Sachs (GS) в отчете от 11 августа (есть у Forbes). Согласно CoinMarketCap.com, на рынке существуют около 6000 криптовалют с общей рыночной капитализацией $1,87 трлн. Для сравнения, общая рыночная стоимость облигаций, покрываемых индексом Bloomberg-Barclays US Corporate High Yield Index, составляет $1,67 трлн, в то время как рыночная капитализация S&P 500 составляет примерно $39 трлн, указывают в GS.
По сравнению с другими классами активов, криптовалюты — это высококонкурентный рынок, пишут аналитики. Самой популярной цифровой валютой является биткоин — на него приходится 46% всего рынка криптовалют, еще 20% занимает второй по популярности Ethereum. На акции двух крупнейших компаний (Apple и Microsoft) в S&P 500 приходится около 12% рыночной капитализации, в то время как на акции крупнейших 84 компаний приходится 66% общей рыночной капитализации, указывают в GS.
Защитный кошелек: почему инвесторы полюбили биткоин
Facebook был первопроходцем на рынке криптовалют среди крупных компаний, однако попытался запустить цифровую валюту не вовремя и в 2019 году его задавил государственный регулятор, который боится потерять свой контроль, считает исполнительный директор Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Александр Бражников. Однако пандемия изменила ситуацию, продолжает он: онлайн-решения получают большую популярность и теперь подобным инициативам уже не так просто противостоять, говорит Бражников. По его словам, мир движется к тому, что трансграничные компании могут уйти от зависимости государств и их валют — доллара, евро, рубля. «Зачем Amazon получать оплату в разных валютах, если компания может сделать свои токены, например, Amazon Coin и получать оплату в них?», — рассуждает эксперт.
Amazon может приучить людей к покупкам в их валюте, если будет поощрять клиентов скидками при использовании токенов, а потом начнет сотрудничать с другими компаниями, прогнозирует Бражников. Такая стратегия развития приведет к тому, что в скором времени компании не будут зависеть ни от какого государства, Центробанка или регулятора, а сами будут продавать и формировать цены на товары и услуги, уверен эксперт.
Сейчас ретейлеры, как правило, начисляют клиентам баллы за покупки на их площадках, а создание собственной криптовалюты поможет им заменить эти баллы, говорит портфельный управляющий инвестиционной компании Hash CIB Рустам Боташев. Не исключено, что компании захотят продавать какие-либо токенезированные товары в виде NFT (non-fungible token, невзаимозаменямого токена) или запустить маркетплейс, предполагает Боташев. Эксперименты с криптовалютами — беспроигрышная ситуация для крупных компаний, которая либо никак не отразится на их развитии, либо повлияет только положительно, уверен он.
Лидеры криптогонки: кто стал миллиардером благодаря росту биткоина
Лидеры криптогонки: кто стал миллиардером благодаря росту биткоина