К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Чем обернутся для Facebook и Twitter требования регулятора США отчитаться об использовании личных данных пользователей

Фото Andrew Matthews / PA Images via Getty Images
Фото Andrew Matthews / PA Images via Getty Images
Федеральная торговая комиссия США запросила у популярных соцсетей и сервисов потокового видео, таких как Facebook, Twitter и TikTok, данные о методах работы с персональной информацией пользователей. Регулятора беспокоит, что целая индустрия отслеживает и монетизирует информацию о личной жизни американцев. Чего хочет добиться FTC и чем это грозит крупнейшим IT-компаниям?

В начале 2021 года девять крупнейших IT-компаний должны будут отчитаться, как они собирают и обрабатывают персональные данные пользователей в США. В понедельник, 14 декабря, Федеральная торговая комиссия США (FTC) приказала интернет-компаниям предоставить ряд данных о своей деятельности в рамках широкомасштабного исследования их деловой практики. Среди тех, кто попал в поле зрения регулятора, — Amazon, Facebook, Twitter, китайская ByteDance (владеет TikTok), мессенджер Discord, социальный новостной сайт Reddit, который является одним из самых популярных в США, мессенджер Snap, WhatsApp и YouTube. У компаний будет 45 дней на ответ регулятору.

Что именно требует регулятор

FTC требует от IT-компаний ответить на несколько вопросов:

  • как социальные сети и сервисы потокового видео собирают, используют, отслеживают и оценивают личную информацию пользователей и их демографические данные;
  • как компании определяют, какую рекламу или контент показывать пользователям;
  • применяют ли компании алгоритмы или аналитику данных для обработки личной информации;
  • как IT-гиганты измеряют, продвигают и исследуют вовлеченность пользователей; 
  • как их деятельность влияет на детей и подростков.

Разделяй и властвуй: зачем государства пытаются ограничить IT-компании

 

Как отреагировали компании

IT-компании в основном пока не прокомментировали новое требование. Представитель Twitter заявил CNBC, что компания работает над тем, чтобы у FTC появилось понимание, как Twitter управляет своими сервисами. В Reddit и Discord также заявили, что готовы сотрудничать с FTC. «В Discord нет рекламы. Мы не зарабатываем деньги на рекламе, продаже пользовательских данных рекламодателям или передаче личной информации пользователей другим лицам. Вместо этого компания зарабатывает на платной подписке под названием Nitro», — уточнил представитель Dicsord. Представитель Reddit пообещал поделиться с регулятором политикой конфиденциальности компании и практикой работы с личными данными пользователей.

Чем обеспокоен регулятор

Социальные сети и сервисы потокового видео стали повседневностью в современном мире, особенно из-за того, что во время пандемии многие американцы работали, общались и посещали школы онлайн, говорится в совместном заявлении комиссаров FTC Рохита Чопры, Ребекки Слотер и Кристин Уилсон. Несмотря на то, что эти сервисы играют центральную роль в жизни американцев, решения, которые принимают популярные онлайн-платформы относительно потребителей и их данных, остаются в тайне. Критические вопросы о бизнес-моделях, алгоритмах работы, сборе и использовании данных этих платформ остаются без ответа, говорится в документе. «То, что мы все еще так мало знаем о компаниях, которые так много знают о нас, вызывает тревогу», — написали комиссары в своем заявлении. По их словам, компании, занимающиеся социальными сетями и потоковым видео, повсюду следят за пользователями через приложения на их мобильных устройствах. Это позволяет IT-компаниям отслеживать, куда идут пользователи, людей, с которыми они взаимодействуют, и знать, что пользователи делают, подчеркивается в заявлении.

 

Инициатива FTC — это попытка вывести в правовое поле регулирование рынка по торговле персональными данными для персонифицированных услуг и сервисов, объясняет руководитель группы по оказанию услуг в области кибербезопасности KPMG в России и СНГ Илья Шаленков.

Зона 202: почему Google, Facebook и Amazon могут потерять сотни миллиардов капитализации

Предпосылки к этому распоряжению появились еще в ноябре 2020 года, когда FTC выпустила свой отчет за 2020 год, считает управляющий партнер юридической фирмы Art De Lex Дмитрий Магоня. В отчете FTC называла вопрос конфиденциальности данных и кибербезопасности одним из основных вызовов для себя, особенно в части защиты потребителей от недобросовестных практик, связанных с безопасностью и конфиденциальностью их персональных данных.

 

Что грозит IT-гигантам

Как объясняет The Wall Street Journal, инициатива не предполагает немедленных штрафов, хотя собранная информация может лечь в основу дальнейших действий FTC. Агентство имеет полномочия запрашивать информацию у американских компаний, а также имеет право преследовать несправедливые и вводящие в заблуждение методы ведения бизнеса.

FTC запросила большой объем информации, по результатам ее анализа можно ожидать, что регулятор подаст новый иск в отношении крупных технологических компаний, считает Магоня. «Если FTC выявит нарушения в работе Amazon, WhatsApp и других компаний, то может оштрафовать их или потребовать изменить политику в части сбора и обработки информации», — полагает Егоров. «Косвенную выгоду получат, прежде всего, потребители — у них появится дополнительный рычаг управлять собственными данными и повысить прозрачность обработки информации о себе. Это также снизит вероятность стать жертвой агрессивной рекламы», — говорит Шаленков.

Но у инициативы будут и отрицательные последствия, предупреждает Магоня. «Рынок ждут существенные перемены, если выяснится, что нынешние механизмы таргетирования предложений нарушают законодательство США. От таких практик придется отказаться», — предполагает он. В результате из-за действий FTC могут измениться правила сбора и использования персональных данных, а это в свою очередь может привести к изменению бизнес-моделей техногигантов, повлиять на их выручку и капитализацию, полагает Магоня.

Это первая претензия к крупным компаниям?

Нет, на деятельность так называемого Big Tech (технологических компаний, доминирующих в интернете) регулятор уже давно обратил внимание. В декабре 2020 года FTC и генеральные прокуроры 46 штатов подали иски против компании Facebook с требованием продать Instagram и WhatsApp, которые соцсеть купила в 2012-м и 2014 году. Facebook обвиняют в том, что компания придерживалась систематической стратегии по покупке перспективных конкурентных компаний.

Почему Facebook заставляют продавать Instagram и WhatsApp

 

Кроме того, 16 декабря генеральные прокуроры 10 штатов США подали коллективный иск против Google, обвинив корпорацию в сговоре, в частности, с Facebook. Компании якобы договорились избегать конкуренции на рынке интернет-рекламы и координировали свои действия во время аукционов, на которых распределялись заказы на такую рекламу. В иске также говорится, что в 2015 году Facebook предоставил Google доступ к миллионам сообщений, фотографий, видео и аудиофайлов американцев в WhatsApp. Google вину отрицает. По мнению представителя компании, обвинение в доступе к контенту WhatsApp может быть связано с неправильным пониманием функции резервного копирования, которую Google предлагает для мессенджеров, чтобы упростить перенос сообщений с одного устройства на другое.

В 2019 году FTC уже предъявляла претензии Google в части того, что компания с помощью YouTube осуществляет незаконный сбор и передачу данных от детей без согласия родителей, говорит адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Сергей Егоров. Дело закончилось тем, что Google заплатила $170 млн штрафа для урегулирования претензий.

На все случаи жизни: 13 приложений для смартфона, которые превратились в успешные бизнесы

На все случаи жизни: 13 приложений для смартфона, которые превратились в успешные бизнесы

Фотогалерея «На все случаи жизни: 13 приложений для смартфона, которые превратились в успешные бизнесы»
13 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+