«Можно забыть на полгода-год об инвестициях в Беларусь»: айтишники о перспективах бизнеса в стране
«По большому счету, вы мои дети. В обиду я никогда вас не дам, буду поддерживать и помогать, насколько это возможно», — говорил чуть больше года назад Александр Лукашенко, общаясь с представителями IT-отрасли в минском Парке высоких технологий — витринном проекте белорусской экономики. На тот момент Белоруссия с точки зрения развития IT-сектора выглядела достаточно передовым местом (подробно о развитии высоких технологий в страны мы писали здесь). Достаточно сказать, что доля высоких технологий в ВВП страны стала выше, чем в России (6,5% против 5%), а число сотрудников высокотехнологичных компаний в Минске превысило 60 000. Однако теперь многое для местных айтишников изменилось. Отключение интернета после президентских выборов 9 августа серьезно осложнило работу многих бизнесов. Ужесточение политического режима заставило более 500 руководителей компаний, разработчиков, инвесторов подписать открытое письмо, в котором подчеркивается, что «стартапы не рождаются в атмосфере страха и насилия» и «есть риск за короткое время перечеркнуть все достижения в сфере высоких технологий».
Forbes поговорил с представителями местного IT-бизнеса, как они справляются с текущими сложностями и каким видят завтрашний день белорусского высокотехнологичного бизнеса при различных раскладах
«Мы знаем о задержании двух наших сотрудников»
Дмитрий Липницкий, CEO и сооснователь международного разработчика мобильных игр и развлекательных приложений Gismart
Офисы компании есть в четырех странах – Лондоне, Пекине, Киеве и Минске. В Минском офисе Gismart работает значительная часть команды. Отключение интернета по всей стране на три дня, два из которых рабочие — это беспрецедентный случай. Очевидно, что это негативно сказалось не только на нашем бизнесе, но и на бизнесе всех IT-компаний и на репутации страны в целом.
Мы заранее предполагали, что в стране возможен ввод некоторых ограничений, поэтому приняли решение еще до выборов временно перевезти часть команды в наш киевский офис. Среди тех, кого перевезли, — UA-специалисты (от user acquisition, де-факто речь идет о работе с трафиком — Forbes) и часть маркетинговой команды. Эти сотрудники работают над созданием и управлением рекламными кампаниями для наших игр и приложений, что оказывает прямое влияние на доход нашего бизнеса. Это решение помогло избежать действительно серьезных финансовых потерь. Что касается сотрудников в Минске, то им пришлось работать в непростых условиях. Несмотря на наши попытки обойти ограничения — подключение различных VPN-сервисов, качество работы интернета оставляло желать лучшего. Кроме этого, мы видим, что сотрудники серьезно деморализованы из-за происходящих в стране событий и это сказывается на производительности.
В случае ухудшения ситуации и проблем с доступом в интернет, мы будем вынуждены временно релоцировать еще часть команд из минского офиса в другие страны. На данный момент мы знаем о задержании двух наших сотрудников. Местонахождение одного из них не известно до сих пор.
«Прямые потери индустрии - около $100 000 в сутки»
Михаил Томшинский, сооснователь и гендиректор маркетплейса для пассажирских перевозок «Атлас», работающего в Белоруссии и в России.
В нашей компании в Белоруссии работает около 10 человек, ребята почти все удаленно работают, никому не надо в офис ездить. В этом смысле работа идет, но при этом нас последние пару дней сильно штормило: часть сервиса расположена в Белоруссии, и из-за перебоев с интернетом нас лихорадило в том числе и в России.
Последние несколько дней мы были вынуждены заниматься инфраструктурными задачами и перевезти пострадавшие сервисы в новое облако, чтобы восстановить к ним доступ. По логам сервиса можно сделать вывод, что основной проблемой остается стабильный доступ в интернет у клиентов.
Но главный пострадавший в текущей ситуации, конечно, не «Атлас». В финансовом плане больше всех пострадали перевозчики, которые недополучают примерно 30% выручки ежедневно. По нашим прикидкам прямые потери индустрии около $100 000/сутки. С точки зрения транспортной доступности главные пострадавшие, конечно, пассажиры, которые не смогли воспользоваться сервисом и уехать. Все это особенно тревожно, принимая во внимание, что последние 4 месяца были крайне сложными из-за коронавируса для всех: и для перевозчиков, и для пассажиров.
Мы, безусловно, внимательно следим за развитием ситуации в стране, и рассчитываем, что в ближайшее время сервис возобновит свою работу в штатном режиме и люди смогут воспользоваться нашими услугами. Поэтому ожидания у нас в целом скорее позитивные.
Что касается перспектив IT-сектора и ПВТ (Парка высоких технологий в Минске — Forbes), с одной стороны, эта история очень передовая, а Белоруссия находится в технологическом и юридическом авангарде. Многим странам стоит изучить этот опыт. С другой, нужно понимать, что она отдельно стоящая и обособленная: в стране до сих пор очень большая доля госпредприятий. И все, что касается традиционного сектора экономики, — а транспорт является традиционным сектором — находится в сфере интенсивного государственного регулирования.
«Рынок будет вызывать отторжение»
Глава IT-компании с офисом в Белоруссии (согласился дать комментарий на условиях анонимности — прим.Forbes).
IT-бизнес — это непрерывный рабочий процесс. Невозможно сказать: я по воскресеньям не работаю, сайт выключаю и ухожу домой. Это называется continuous process of the business — бизнес либо работает, либо нет: в IT-бизнесе нет возможности, чтобы он не работал в какие-то дни. Из-за проблем с интернетом и ситуации в стране в целом мы перевезли часть сотрудников в Турцию и в Россию, потому что их работа встала. Мы оплатили им билеты на самолет и жилье на несколько месяцев. Некоторых из них мы перевезли еще до выборов, но были и те, кто не согласился переезжать и остался в Беларуси.
Я думаю, проблемы есть у всех IT-компаний в стране, так как отсутствие интернета нарушает их работу. Мы видим для себя политические риски. Если ты задумал собрать денег и вложиться в компанию в Беларусь, то об этом пока можно забыть на ближайшие полгода-год. У инвесторов этот рынок в ближайшее время будет вызывать отторжение. Пока нельзя прогнозировать дальнейшую ситуацию и мы не знаем, какой будет результат. Либо останется Лукашенко, либо придут новые люди. Если останется Лукашенко, люди в любом случае задумаются о переносе бизнеса или хотя бы его части, чтобы снизить риски.
«Мы увидели снижение показателей»
Александр Агаков, коммерческий директор группы Qiwi. Группа контролирует 51% белорусской компании СООО «ОСМП БЕЛ», оператора киосков по приему электронных платежей.
Последние события, произошедшие в стране, могут повлиять и на наш бизнес. Я еще не успел пообщаться с нашими партнерами и руководителем нашего бизнеса в Белоруссии, который развивается в рамках ПВТ — Парка высоких технологий в Минске, поэтому еще нет полного понимания ситуации и ожиданий.
Наш бизнес ощутил негативные последствия ситуации, однако сейчас уже восстановился к прежним показателям. Вся наша инфраструктура работает онлайн — в частности, прием платежей, терминалы. Поэтому под влиянием плохой пропускной способности каналов связи, которая некоторое время наблюдалась в стране, мы увидели снижение показателей. Они вернулись к прежним, как только ситуация с интернетом пришла в норму.
Для нас ничего не изменится: мы занимаемся расчетной функцией, помогаем населению оплачивать услуги. И в части развития этого бизнеса мы сейчас показываем устойчивый рост по отношению к прошлому году. Будет развиваться бизнес по приему платежей. С точки зрения планов и перспектив — мы хотим развивать направление эквайринга, потому что наш бизнес в основном связан с приемом наличных. Соответственно, развивать его мы планируем как в части обслуживания торговых операций, так и в части развития платежей картами.
Что касается отдельных законодательных ниш, пару лет назад Белоруссия планировала разворачивать зону для работы с криптовалютой. За это время регулятор в рамках ПВТ разрешил ИТ-компаниям снизить подоходный налог, чтобы сдержать эмиграцию лучших IT-кадров, и снизить налог на прибыль, если бизнес предоставляет программный продукт, — и это работало. Но, например, мы ожидали, что будут сделаны шаги в части легализации и возможности работы с криптовалютами на территории Белоруссии, но этого не произошло. Конечно, на сегодняшний момент проведена большая работа, но еще никаких шагов в этой части не сделано.
«Люди боятся ездить домой»
Иван Монтик, основатель группы компаний SoftSwiss, которая делает программное обеспечение для азартных онлайн-игр и букмекерских сайтов
В Беларуси у нас сейчас работают несколько сот человек — разработчики, проект-менеджеры, технические руководители, клиентские менеджеры и т.д. У нас есть компания в Парке высоких технологий. Белорусы — мирные, спокойные, трудолюбивые и толерантные люди. Несмотря на аресты и недопуск кандидатов к выборам, большинство белорусов верили в возможность беспрепятственно проголосовать. Они рассчитывали, что голоса будут услышаны, а выборы будут честными.
У нас была информация о том, что в день выборов могут быть проблемы с интернетом и его могут отключать. Так как все наши клиенты находятся вне Беларуси, мы не могли себе позволить рисковать и ухудшать сервис. У нас есть сотрудники в других странах, но в основном они в Минске. Поэтому мы приняли решение около 60 человек вывезти за границу после того, как они с утра сходили на участки и проголосовали. Через туристическую фирму мы заказали автобусы, сняли номера в отеле, арендовали конференц-комнату. В день выборов после обеда ребята выехали и к вечеру уже были на месте, а с понедельника они беспрепятственно начали работать.
Сейчас связь работает с перебоями. Весь интернет, насколько я понимаю, не блокируется, а блокируются определенные каналы, режется трафик, чтобы не дать возможность передавать файлы, разговаривать онлайн и т.д. Но, конечно, это сильно влияет на разработку — работа осложнена, в том числе с точки зрения поддержки клиентов. У нас высоконагруженные системы и большое количество активных игроков — около 400 000 в более чем 60 проектах: их надо поддерживать ежеминутно и днем, и ночью. Изначально мы думали, что отключать интернет будут день-два, поэтому забронировали отель только на неделю. Но буквально завтра мы будем принимать решение о том, чтобы вывезти еще часть людей за границу, если такая ситуация сохранится.
Настроения людей даже не знаю, как описать — они подавлены, возмущены и не понимают, как в принципе может происходить то, что происходит сейчас. Есть люди, которые даже бояться ездить домой — несколько ребят ночуют в офисе. Сейчас я не знаю, все ли хотят уезжать из страны, но многие сотрудники, особенно девушки, боятся, не могут работать, их отвлекает все происходящее, это тяжело.
Сегодня многие компании — резиденты ПВТ отправили открытое письмо на имя главы ПВТ Всеволода Янчевского, его подписали и наши ребята. Я не знал про письмо. У нас в Беларуси у людей всегда была, но надеюсь ее больше не будет, самоцензура. Когда выбираешь делать что-то или нет, то думаешь, как это повлияет на бизнес. Наши ребята подписали это письмо и указали, в какой компании работают. Я никогда не буду запрещать сотрудникам высказывать свое мнение и подписывать письма. Это большая инициатива и все больше людей подписывают это письмо — не только работники, но и основатели, владельцы компаний. Письмо мирное: мы просто хотим, чтобы IT-отрасль в Беларуси не умерла за неделю, а это реально возможно.
Айтишники считаются самыми «жирными» в стране с точки зрения доходов, и если они будут молчать, это будет неправильно. Насколько это письмо на что-то повлияет? Я думаю, ни на что не повлияет вообще, но это знак того, что мы не боимся, мы делаем много для Беларуси, приносим деньги в страну, в связи с этим в головах людей возникает вопрос – почему с нами не считаются? Минск за последние пять лет развился именно благодаря IT-отрасли и тому, что люди стали тратить деньги, которые они начали зарабатывать.
Все, что происходит, может отбросить IT-отрасль Беларуси на годы назад. Если такое в стране будет и дальше происходить, когда никого не слышат и всех лупят, уверен, 80-90% IT-отрасли из страны уедет.
Независимо от ситуации в Беларуси мы еще до пандемии коронавируса планировали диверсифицировать офис разработки. Я ездил по разным европейским странам, встречался с людьми, чтобы понять, где можно открыть офис. Опции есть, и они неплохие, а если страна погрузится в террор, придется вывезти всех людей.
«Подключиться удавалось не всем»
Бизнес в Белоруссии имеет российская компания HeadHunter. В ее пресс-службе не стали комментировать перспективы бизнеса в этой стране, но рассказали о технических проблемах при доступе к своему сайту в стране.
«Сайт rabota.tut.by (принадлежит hh.ru) на протяжении трех дней, когда в Беларуси наблюдались ограничения доступа в интернет, оставался работоспособным, и доступ к нему заблокирован не был. Однако из-за проблем со связью в Беларуси подключиться удавалось не всем. В то время как у одних клиентов отсутствовали возможности для подключения, другие компании продолжали работу и пользовались функционалом сайта, оплачивали услуги», — сообщили в HeadHunter.
Как рассказали в компании, все эти дни сотрудники rabota.tut.by искали дополнительные возможности поддержки клиентов. «Например, при необходимости использовали личные телефоны или персональные мессенджеры. На данный момент сайт работает в штатном режиме, принимая обращения от клиентов. Каждый запрос персональные менеджеры рассматривают индивидуально, понимая текущую ситуацию», — сообщили в HeadHunter.
В «Яндексе», который также ведет бизнес в Белоруссии, не стали комментировать ситуацию с ограничением доступа к интернету и оценивать перспективы бизнеса, ограничившись словами, что «минская команда «Яндекса», как и все другие наши команды, работают в удаленном режиме с начала лета».