«Можно превратить это в схематоз, но тогда история закончится»: что принесет ИТ-отрасли налоговый маневр
Прошел всего месяц с момента анонса президентом налогового маневра в IT-отрасли. Было много встреч в рабочих группах, куда входили члены правительства и представители индустрии. Наконец, большая встреча в Иннополисе. Она прошла в беспрецедентно близком контакте между правительством и отраслью. Премьер Михаил Мишустин приехал со своей командой, были почти все вице-премьеры, федеральные министры, главы федеральных служб. Встречала команда из Татарстана во главе с президентом республики Рустамом Миннихановым.
Силы были равные: на одного айтишника приходился где-то один чиновник. Еще никогда на моей памяти не было такого диалога. Премьер, вице-премьеры, министры говорят на твоем языке. На языке айтишника. Это вызывает доверие.
На этой встрече впервые проект по развитию IT-отрасли был анонсирован в деталях. Велась трансляция на федеральном канале, но многое было сказано и в кулуарных беседах. Разговоры в группах и в формате тет-а-тет между чиновниками и айтишниками заняли большую часть времени.
Суть анонсированных изменений известна: для российских IT-компаний правительство планирует снизить страховые взносы с 14% до 7,6%, налог на прибыль с 20% до 3%, при этом планируется отмена нулевого НДС на продажу исключительных прав на программное обеспечение, произведенное за рубежом. Также выделяются существенные деньги на поддержку российских IT-компаний в виде грантов и специальных программ.
Это существенно больше, чем было раньше, но в разговорах явно слышна заявка на превращение России в одного из лидеров мирового IT. Амбициозно? Весьма! Реалистично? Пока выглядит не очень. Но давайте смотреть на факты. Попробуем разобраться, что это значит для отрасли и страны: о чем идет речь, что осталось за кадром, а чего пока еще не хватает.
Начнем с налогового маневра.
В России лучше
Снижение социальных налогов (с 14% до 7,6%). Что это значит на практике? Во-первых, снижение на заметные проценты суммы основного расхода IT-компаний (а фонд оплаты труда (ФОТ) составляет превалирующую часть расходов почти любого разработчика ПО), — это очень много. Во-вторых, даже сейчас отечественная квалифицированная рабочая сила в области разработки IT-продуктов с точки зрения соотношения уровня компетенций и их стоимости очень эффективна. На мой взгляд, безальтернативно эффективна. К примеру, когда нам для поддержки международного бизнеса одной из наших компаний нужно было открыть центр разработки, более «близкий» к Западу, мы выбрали Чехию. Чехия смогла обеспечить схожий уровень компетенций при одной из наиболее низких стоимостей за пределами РФ. При этом даже пять лет назад стоимость разработки там (без учета административных расходов) оказалась где-то в 1,8 раза выше в сравнении с РФ.
В этом контексте также важнейшее значение приобретает снижение налога на прибыль до 3%. Давайте не будем обманываться, главный смысл этой части не в низкой ставке — есть юрисдикции, где она и пониже, вплоть до нуля. Так в чем же дело?
Как сейчас выглядит мировая ситуация с точки зрения места производства ПО и выбора юрисдикции для «приземления» конечного продукта, уплаты налогов? Дешевые программисты есть, скажем, в Индии, или Польше, или Болгарии, или Румынии, и, конечно же, у нас. А где появляется конечный продукт? В Ирландии, Лихтенштейне, Люксембурге, на Кипре, где угодно, только не в регионе разработки. И это очень уязвимая модель — это уход от налогов. Мировая тенденция такова, что этому приходит конец. Как это было, например, с Apple, которая использовала юрисдикцию Ирландии для оптимизации налогов, а в конечном итоге поплатилась за это многомиллиардными штрафами. Мировые правила меняются, и мы тут, на мой взгляд, действуем на опережение.
Поэтому главный смысл снижения налога на прибыль нужно искать вкупе с нашими низкими социальными налогами, читай — дешевой рабочей силой. По сути, по совокупности изменений РФ начинает превращаться в уникальную юрисдикцию. Лучшее место для создания конечного IT-продукта — с низкой стоимостью разработки, высокой квалификацией работников, с огромным рынком труда, отсутствием необходимости каких-либо рискованных налоговых оптимизаций (хотя это все еще абсолютно необходимый, но не достаточный набор критериев). Причем как для российских компаний, так и для иностранных, которые будут готовы принести к нам свое производство.
Страна же в случае успеха получает растущую экономику в IT-отрасли с высокой добавленной стоимостью и огромным экспортным потенциалом.
Но у этой медали есть и оборотная сторона. В краткосрочной перспективе мы получим еще больший рост конкуренции за людей на своем собственном, домашнем рынке. Нам придется конкурировать «за мозги» с игроками, которые однозначно будут более агрессивны в хантинге. Это никоим образом нельзя сбрасывать со счетов. Но при игре вдолгую за счет этого, во-первых, в стране останутся те самые талантливые и квалифицированные специалисты, утечку чьих «мозгов» нам предсказывают эксперты с завидным постоянством. Во-вторых, через какой-то промежуток времени эти же эксперты окажутся на свободном рынке соискателей, но при этом они уже будут обладать лучшими мировыми практиками в разработке высокотехнологичных и наукоемких продуктов, производственными процессами разработки и т.д.
НДС без паники
В стороне стоит часть маневра, связанная с НДС. На мой взгляд, это наиболее многогранная его часть.
Все началось с неразберихи. Появилась новость, что НДС вернут для всего софта. К слову сказать, я искренне считаю, что в целом возвращение НДС — мысль здравая. Ведь, будучи страной, где основными покупателями ПО все еще остаются большие крупные корпоративные заказчики, а не физические лица, этот налог в большинстве случаев благополучно встроился бы в цепочку создания добавленной стоимости и не сильно повлиял бы на экономику российских компаний-производителей ПО.
Да, потери были бы, в первую очередь в компаниях, в выручке которых нет НДС (банковский сектор, страховой и пр.), но их можно было бы (правительство было к этому готово) компенсировать реальными действенными механизмами. Положительный же момент заключался бы в простоте реализации, дополнительных налоговых поступлениях от продажи иностранного ПО на территории РФ и в целом в гармонизации цепочки создания добавленной стоимости для нашей отрасли.
Но новость на большинство компаний свалилась как гром среди ясного неба, вызвав панику. Больше повезло тем, кто входил в различные рабочие группы при правительстве и с самого начала видел его настрой на поддержку отрасли, а не на завуалированное извлечение финансовой выгоды. Остальные могли узреть в этом попытку их обмануть. И это понятно — без погружения в детали и смысл налога на добавленную стоимость и аккуратного расчета экономики бизнеса компании это могло вызвать ощущение потери почти 20% выручки компании. Но это было бы лишь ощущение.
Тем не менее на встрече с премьером в этом вопросе была поставлена точка: НДС для российских производителей ПО оставили на нулевом уровне, вернув его для тех, кто привозит софт из-за рубежа. Выбор в пользу более спокойного, хоть и более сложного, как мне кажется, сценария.
Вообще часть, связанная с НДС, на мой взгляд, вскрывает глубинное противоречие и объясняет нам сложность маневра. Ведь нужно и сделать отрасль привлекательной для иностранных компаний, и поддержать отечественных производителей ПО, и при этом еще и не нарушить нормы ВТО.
Наш реестр
Принято решение привязать НДС к реестру российского ПО. Но ведь этот реестр был сделан исключительно ради создания привилегированных условий для российских разработчиков. Это значит одно — суть реестра и принципы работы с ним ждут немалые изменения.
В логике маневра, если, к примеру, Google решит создать «дочку» в РФ, занимающуюся созданием какого-то нового ПО, которое будет полностью (или в какой-то значительной части) разработано на территории РФ, и неважно, будет ли оно продаваться только у нас или и в других странах, — это ПО должно попасть в этот реестр.
Таким образом, происходит превращение реестра российского ПО в реестр ПО, произведенного на территории РФ.
Но если это так, то важно не забыть хорошо «продать» эту историю иностранцам: «Приходите, создавайте полный цикл разработки ПО на территории РФ, делайте это руками высококлассных специалистов — российских инженеров, платите за это минимальную стоимость — нигде в мире вы не сможете добиться такой экономики. И помимо всего, получайте доступ к рынку государственных компаний».
Конечно, повторюсь, в случае успеха это будет иметь двоякий эффект для нашей страны: сначала вырастет конкуренция, и за сотрудников, и за покупателей, а вслед за этим индустрия будет становиться сильнее — индустрия людей, практик, подходов, компетенций. Цель оправдывает средства.
Теперь про реестр. Сейчас уже идет работа по изменению и доработке критериев, но важно, что суть этих изменений основана на трех принципах включения ПО в этот список:
- у компании-производителя должна иметься на территории РФ достаточная техническая способность делать конечный продукт, развивать его, обслуживать клиентов; вклад российских сотрудников должен быть существенным, то есть это не должно быть «отверточной сборкой» (по аналогии с автопромом);
- интеллектуальная собственность на конечный продукт должна возникать у российского юридического лица; также должны иметься достаточные юридические основания для беспрепятственного создания и доработки продукта, его продажи и обслуживания клиентов на территории РФ, и обеспечения резистентности к любым санкционным воздействиям извне;
- должно быть обеспечено главенство законов РФ, регулирующих бизнес, связанный с продажами продукта на территории РФ, включая возможность без ограничения продавать продукт на территории РФ и во все компании и структуры РФ.
Также рабочая экспертная группа, отвечающая за критерии и состав реестра, на мой взгляд, могла бы быть расширена представителями профильных ведомств, такими как Минфин, Минэкономразвития, Минпромторг, ФНС. Ведь финальный вердикт, как и сейчас, будет основан не на формальных признаках, а на мнении экспертов.
Под честное слово
Но налоги — это не все. На встрече также много говорили про то, что нужно еще сделать в части, не касающейся налогов. Это и либерализация законодательства в области валютного контроля, и изменения законодательства в области корпоративного права, в частности, расширение возможностей акционеров в рамках акционерных соглашений, а также применение норм международного права. Все это должно позволить иностранным контрагентам чувствовать себя и комфортно, и защищенно. Нам нужно становиться в этом плане абсолютно современными и быть частью мировой системы. Без печатей, справок и разрешений.
Призываю правительство в этой части быть не менее решительными!
Но так ли все радужно? Мне кажется, есть несколько ложек дегтя в этой бочке меда.
Во-первых, все происходит, на мой взгляд, очень быстро и несколько сумбурно. В какие-то моменты встречи в правительстве происходили каждый рабочий день. Реестру российского ПО пять лет, но даже сегодня продолжаются попытки его «обойти». Были суды. Критерии постоянно приходится обновлять. Сейчас же по сути многое придется делать с нуля, градус поднимается, и появляется еще больший соблазн «взломать» этот маневр — применить его к себе вопреки задуманной идее. Для того, чтобы этого не произошло, заданный темп и уровень погруженности со стороны ключевых людей в правительстве, по всей видимости, придется сохранить.
Также вызывает опасения сложность реализации части, связанной с НДС. Речь идет о необходимости привязки НДС — фундаментального налога страны, в работу с которым вовлечено несчетное количество людей, — к крайне динамически меняющемуся справочнику (реестру ПО). Насколько легко это получится реализовать в масштабах страны?
И, наконец, самое важное. Уже сейчас видно, что пошла волна размышлений, каким образом использовать эту историю исключительно для налоговой оптимизации. Ключевой вопрос: как не допустить того, чтобы страна наводнилась разработчиками ПО только с формальной точки зрения, без каких-либо изменений по сути.
Уже сейчас в частных беседах слышно, как финансисты берут инициативу в свои руки и финансовый результат становится важнее основной идеи. На рабочих встречах в ответ на разговоры о низкой резистентности текущей модели к «использованию не по назначению» и Максут Шадаев, глава Минкомсвязи, и Даниил Егоров, глава ФНС, дали важный посыл: «Будем поддерживать вас, но будущее зависит и от того, как вы, представители индустрии, воспользуетесь этими возможностями, и да, закон никто не отменял». И личная просьба премьера Михаила Мишустина в кулуарах: «Ребята, пожалуйста, используйте эту поддержку, используйте ее по назначению, давайте развивать IT в России». И обещание лично поддерживать айтишников.
Итак. С моей точки зрения, правительство сделало первый шаг на абсолютном доверии. У нас есть выбор. Мы, индустрия, можем сделать ответный шаг и использовать предложенную поддержку для рывка в нашем бизнесе, для прорыва и вывода страны в лидеры IT-рынка. Пытаться изо всех сил с верой, что может получиться. И есть альтернатива. Можно превратить это в схематоз, использовать только для налоговой оптимизации, заработать в моменте. Но тогда эта история закончится, не успев начаться. Я призываю ответить на доверие доверием и, конечно же, верой в собственные силы!
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции