«Чем хуже говорят по-английски, тем лучше пойдет бизнес»: о чем Волож, Касперский и заместитель Дурова говорили с Мишустиным
9 июля в Иннополисе премьер-министр России Михаил Мишустин встретился с представителями IT-индустрии. В мероприятии участвовали несколько десятков представителей IT-компаний, однако выступили только девять участников. Forbes выбрал основные тезисы спикеров.
Миллионы айтишников и 40 000 уроков в час
Первым на сцену вышел сооснователь и основной акционер компании «Яндекс» Аркадий Волож, который признался, что участвует в первом массовом мероприятии за четыре месяца. Волож говорил о роли цифровых технологий на всех рынках: «Посмотрите, как мы пережили эти два-три месяца на карантине, представьте, как бы мы жили двадцать лет назад или даже в 2010 году. У нас есть все — доставка еды к двери, цифровые кинотеатры, образование, видеосвязь, — этого еще не было совсем недавно».
По мнению сооснователя «Яндекса», все регулирование в «цифре» должно быть построено вокруг представления о равных условиях игры для всех компаний: больших и маленьких, местных и международных: «Когда говорят про конкуренцию, все имеют в виду конкуренцию технологическую. Но поскольку «цифра» проникла всюду, она проникла и в сильно зарегулированные отрасли — здоровье, образование. Поэтому сегодня конкуренция — это наполовину конкуренция технологий, а наполовину конкуренция регулирования». Страны конкурируют за компании, чтобы те развивались именно на их рынках, — налогами, антимонопольными и нормативно-техническими мерами, добавил Волож.
Основатель и гендиректор компании «1С» Борис Нуралиев в своем выступлении сделал упор на важность подготовки в России большего числа IT-специалистов, которые будут глобально востребованы и смогут свободно уезжать за рубеж. Предприниматель оценил количество IT-специалистов в стране в 1,8 млн человек, что составляет 2,4% работающего населения. Он попросил правительство поддержать решение президента увеличить количество бюджетных мест в региональных вузах, «чтобы айтишникам от этого досталась существенная доля».
Как основатель «1С» построил бизнес с выручкой в $1 млрд
Гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев признался, что компания, которая двадцать лет развивала потребительские сервисы — почту, мессенджеры, социальные сети, — теперь эти технологии и продукты «разворачивает на бизнесы и компании». «Мне кажется, выиграли бы все, если бы мы смогли применить эти технологии к нуждам государства», — отметил глава холдинга. Он привел в пример Китай и США, где такие IT-гиганты, как Amazon, Alibaba, Tencent и Microsoft, активно участвуют в цифровизации государств.
Также Добродеев рассказал, что Mail.ru Group совместно с «Ростелекомом» хочет создать образовательную платформу, которая бы объединяла учеников и учителей: «Мы понимаем, что онлайн-образование никогда не заменит контакт ученика и учителя, но при этом оно никуда не уйдет». По словам гендиректора Mail.ru Group, 48% учителей используют «ВКонтакте» для проведения дистанционных уроков, у холдинга также есть технологии, которые позволяют организовывать групповые звонки более чем на 100 человек. «Мы хотим попросить о поддержке внедрения наших технологий в школы — от этого выиграют и ученики, и учителя», — заключил Добродеев.
С похожей инициативой в пользу своей компании выступил сооснователь платформы для изучения английского языка Skyeng Александр Ларьяновский. Он описал себя как представителя тех сервисов, которые все родители страны ненавидят больше всего. «Когда случилась пандемия, в первые часы все техкомпании открыли свои ресурсы и вылили на головы учителей, детей и родителей огромное количество контента. И это не самое лучшее, что мы могли сделать», — признался Ларьяновский. По его словам, все столкнулись с цифровой неграмотностью не только среди учителей, но и среди детей и родителей. Однако нагрузка на все сервисы действительно выросла. До эпидемии Skyeng проводила около 30 000 уроков в сутки, а в апреле-мае — 40 000 в час.
Как чебоксарец с друзьями создал самый дорогой образовательный стартап в России
Самый большой удар на себя приняла система школьного образования, поэтому учителя постоянно находились в перегруженном состоянии, когда каждый день им приходилось изучать фото учеников разных классов с домашними заданиями, отметил Ларьяновский. Поэтому в апреле Skyeng совместно с издательством «Просвещение» запустила сервис, который позволяет автоматизировать все домашние задания. За шесть недель платформа без рекламы привлекла 2 млн учеников и 80 000 учителей.
Ларьяновский выделил и вторую проблему: примерно 70 млн запросов в месяц в «Яндексе» — это поиск готовых домашних заданий. Поэтому Skyeng собирается в 2020 году проинвестировать 500 млн рублей в систему, которая позволит генерировать каждому школьнику уникальное домашнее задание на основе материалов «Просвещения». «Я говорю про это, потому что все эти годы мы пользуемся преимуществом того, что мы резиденты «Сколково», но как только мы переходим порог выручки в 1 млрд рублей, то теряем их», — посетовал основатель Skyeng. Он предложил убрать это ограничение.
Золотая Орда и хакеры в Lamborghini
Вице-президент Telegram Илья Перекопский призвал Россию бороться с требованиями Apple и Google платить 30% оборота за размещение приложений в своих магазинах — Telegram уже участвует в антимонопольных разбирательствах против этих компаний в Европе. «Раньше в Татарстане была ставка Золотой Орды и все привозили дань в Татарстан, а теперь есть такая ставка где-то в Сан-Франциско около Золотого моста, и все привозят дань туда», — привел аналогию Перекопский. Он сказал, что несмотря на то, что в России IT-компании смогут платить лишь 3% налога на прибыль, им все равно придется отдавать 30% частным американским компаниям. Это сдерживает превращение Иннополиса во что-то похожее на Кремниевую долину, констатировал вице-президент Telegram.
Вице-президент Telegram сравнил Apple и Google c Золотой Ордой
Опытом глобального продвижения IT-продуктов на сцену позвали поделиться основателя и гендиректора «Лаборатории Касперского» Евгения Касперского. «За рубежом сложно — нужно не только язык, культуру и правила ведения бизнеса понимать: иногда тебя бьют на государственном уровне, и геополитика играет свою роль», — признался предприниматель. Он добавил, что есть и регионы, которые доброжелательно относятся к технологиям из России: «Есть правило — чем хуже говорят по-английски, тем лучше у вас пойдет там бизнес». Касперский отметил две проблемы, решение которых позволит большему количеству IT-компаний начать работать за границей: входящий НДС и валютный контроль. «Я не выступаю за отмену валютного контроля, но можно его сделать менее затратным, особенно для компаний, у которых нет опыта и ресурса», — попросил основатель «Лаборатории».
С его утверждениями не согласился гендиректор компании Group-IB Илья Сачков: «Чтобы развивалась отечественная кибербезопасность, нужно конкурировать с самыми сильными игроками на их рынках — именно так делают немцы и производители других автомобилей, которые делают крутые вещи. Нужно идти в те страны, где по-английски говорят носители языка». По словам Сачкова, тем российским компаниям из сферы кибербезопасности, которые ничего не экспортируют за рубеж, нужно запретить работать: «Если вы делаете хороший продукт, то почему он не продается на сложных, в том числе политических, рынках?» Главный конкурент Group-IB — это американцы, считает глава компании. Для того чтобы конкурировать с ними, Сачков использует стратегии «умного экспорта», которые позволили найти Group-IB клиентов в том числе в Европе и США.
После этого Сачков перешел к тому, что мешает развиваться: «Первая вещь — риторика России в области кибербезопасности и киберпреступности в мире. Когда весь мир говорит о том, что хакер Максим Якубец, который в Москве рассекает на Lamborghini с номерами «ВОР», является компьютерным преступником, создателем вирусов, каждый инженер мира об этом знает, но ни один российский государственный орган — ни полиция, ни ФСБ, ни МИД — просто на это никак не отвечают. Максим продолжает оставаться в Москве, кататься на своем шикарном автомобиле, и это влияет на имидж российских компаний, которые занимаются экспортом информационной безопасности». Кроме того, по мнению главы Group-IB, «выглядит странно», что Россия назначает главой Ассоциации экспорта технологического суверенитета «бывшего резидента СВР, выгнанного из США» (речь идет об Андрее Безрукове. — Forbes).
«Корпорация зла»: США ввели санкции против российских хакеров, предположительно похитивших $100 млн
Последний камень Сачков кинул в огород компании Huawei, которая, по его словам, переманивает специалистов с зарплат в 250 000 рублей на зарплаты в 1,2-1,5 млн рублей: «Это высасывание мозгов внутри страны и полное разрушение рынка труда и заработных плат».
Гендиректор компании «Центр речевых технологий» (ЦРТ) Дмитрий Дырмовский считает, что искусственный интеллект (ИИ) должен стать рычагом для всех отраслей экономики. Он отметил, что при внедрении технологии важна заинтересованность первых лиц: «Мэр Москвы [Сергей Собянин] очень интересуется подобными решениями ИИ — это позволило нам с командой в очень короткий срок в Москве переработать ряд решений». По словам Дырмовского, в столице более чем в 280 медицинских учреждениях врачи могут заполнять документы голосом, что экономит более 20% рабочего времени.
Гендиректор ЦРТ пожаловался, что технологии опережают регулирование. Например, у компании есть проект по биометрии в аэропортах, который позволяет пассажиру попасть на борт самолета, не показывая ни паспорт, ни посадочный талон, благодаря системе идентификации лиц. «Но к сожалению, по нашему законодательству человек обязан предъявить паспорт или посадочный талон перед заходом на борт. В итоге у нас есть технология, есть решение, польза для авиакомпаний и комфорт для пассажиров, но эффект от биометрии сводится на нет», — рассказал Дырмовский.
Налоговый маневр и постковидные гранты
Михаил Мишустин рассказал участникам встречи, что правительство разработало «целый комплекс мер господдержки, который даст нам возможность опережающего развития IT-отрасли». Кабинет министров подготовил программу, которая включает шесть основных направлений государственной поддержки, добавил премьер.
Среди них:
- новый налоговый режим;
- стимулирование спроса;
- поддержка внедрения инноваций;
- помощь стартапам;
- развитие государственно-частного партнерства;
- расширение кадровой базы отрасли.
«По поручению президента мы проводим налоговый маневр для российских IT-компаний. Ставка страховых взносов будет уменьшена практически в два раза, с 14% до 7,6%, налог на прибыль для таких компаний будет уменьшен с 20% до 3%. Данные льготы мы приняли решение распространить на дизайн-центры в сфере микро- и радиоэлектроники», — напомнил Мишустин.
Льготы будут предоставлены тем компаниям, которым 90% доходов приносит реализация программного обеспечения, услуги по его разработке и поддержке облачных сервисов. При этом существующая налоговая льгота по освобождению от НДС будет распространяться на реализацию прав на использование продуктов, которые будут включены в специальный реестр софта, отметил премьер.
Он добавил, что сейчас действуют ограничения на закупку иностранного софта для госнужд. Многим это не нравится, продолжил Мишустин, но ограничение будет распространяться на закупки компаний с госучастием, а также на их «дочки».
Будет создана единая технологическая платформа для разработки систем для органов власти. «Она открыта для встраивания российских технологических продуктов», — заверил премьер. При этом он предложил ограничить разработку за бюджетный счет решений, если подобные уже есть на российском рынке.
Отечественным компаниям-лидерам в сфере IT правительство предоставит гранты на новые разработки в размере до 250 млн рублей в год, но не более 50% расходов компании. А в 2020-м компании за счет этой суммы могут покрыть до 80% трат на разработку — из-за коронавируса, пояснил Мишустин. Такое постановление, по его словам, уже подписано. В августе начнется отбор претендентов на гранты: на эти цели в национальной программе «Цифровая экономика» предусмотрено 20 млрд рублей до 2024 года.
Кроме того, гранты предусмотрены для стартапов, которые разрабатывают прототипы новых продуктов и выводят их на рынок. Поддерживать будут и компании, которые разрабатывают решения в области искусственного интеллекта, больших данных, блокчейна, интернета вещей и других технологий, пообещал Мишустин.
Бизнес, по его мнению, может стать участником развития экосистемы госсервисов в сфере здравоохранения, образования, транспорта, коммунальной сферы и т.д.
Мишустин также предложил поэтапно увеличить почти в 2,5 раза количество IT-специальностей и студентов в вузах — c 50 000 в 2020 году до 120 000 в 2024 году, чтобы решить проблему нехватки кадров в сфере информационных технологий. Он отметил, что планируется готовить высококвалифицированных IT-архитекторов — на это государство также выделит финансирование.