К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как COVID-19 почти уничтожил один из самых перспективных стартапов Кремниевой долины оценкой в $4 млрд

Фото DR
Фото DR
Сервис деловых поездок TripActions бурно рос до эпохи коронавируса и достиг оценки инвесторами в $4 млрд. Однако пандемия COVID-19 практически уничтожила бизнес. Спасет ли компанию новый раунд финансирования объемом $125 млн?

Еще за несколько недель до того, как в марте США закрыли международное авиасообщение из-за пандемии коронавируса, дела у стартапа по организации деловых поездок TripActions шли в гору. В начале года компания закрыла очередной инвестиционный раунд с участием влиятельного фонда Andreessen Horowitz и получила оценку в $4 млрд. Вскоре после этого, в феврале, сооснователь и гендиректор TripActions Ариэль Коэн привлек еще $500 млн на запуск сервиса корпоративных кредитных карт. «Мы считали, что если в этом году все пойдет по плану, мы приблизимся к IPO», — вспоминает предприниматель.

А затем началась пандемия, которая подкосила бизнес. Вынужденная уволить сотни сотрудников, компания оказалась перед тем же непростым выбором, что и другие некогда успешные стартапы в сфере организации путешествий: привлечь больше денег, чтобы остаться на плаву до возобновления поездок, или продолжить сокращать расходы и в перспективе закрыться.

«Если пандемия не затянется на десять лет, у них все будет в порядке»

TripActions выбрал первый сценарий и в критический момент получил помощь. Компания привлекла $125 млн в форме долговых обязательств, которые могут быть конвертированы в долю в бизнесе после IPO. Раунд возглавили фонды Greenoaks Capital и Vista Credit Partners. Никто из нынешних инвесторов, включая Andreessen Horowitz и Lightspeed Venture Partners, не участвовал в сделке. Оба фонда пояснили, что вкладываются исключительно в акционерный капитал.

 

Так или иначе, средства удалось привлечь во времена, когда стартапы из туристического сектора пытаются убедить инвесторов в том, что их компании доживут до тех пор, когда путешествия возобновятся. Airbnb, который все еще не решил, выйдет ли на биржу в этом году и уже уволил 2000 сотрудников, занял $2 млрд, чтобы сохранить бизнес. Сервис краткосрочной аренды Sonder, оцененный в $1,1 млрд, уволил и отправил в неоплачиваемый отпуск более 400 человек, но ведет переговоры о привлечении дополнительного финансирования. Менее крупные игроки вроде сервиса для аренды квартир Stay Alfred закрылись на неопределенный срок, когда их попытки добыть новые инвестиции провалились. «Все пострадали одинаково, — говорит Скотт Соломбрино, руководитель отраслевой группы Global Business Travel Association (GBTA). — Вопрос в том, кто как это переживет».

С учетом последнего раунда TripActions привлек в общей сложности примерно $1,1 млрд. Эти средства будут использованы на развитие базы корпоративных клиентов и экспансию в Европе. Сейчас у компании $350 млн свободных средств, чего, по словам Коэна, должно хватить на пять лет. Гендиректор TripActions подчеркивает, что стартап больше не рассматривает вариант IPO в этом году, и в 2021-м IPO выход на биржу также маловероятен. Компания не раскрывает размер выручки, но не скрывает, что пока не достигла рентабельности, поскольку фокусируется на росте. «Если только пандемия не затянется на десять лет, у них все будет в порядке», — заверил Forbes Бен Хоровиц, сооснователь и генеральный партнер Andreessen Horowitz.

 

Миллиардер и революционер: новая жизнь главного инвестора Кремниевой долины Марка Андриссена

Основанный в 2015 году TripActions предоставляет компаниям платформу, через которую они могут организовывать корпоративные поездки, бронировать билеты и отели и управлять расходами. Пообещав трансформировать архаичный сектор командировок, сервис стал одним из самых быстрорастущих стартапов Кремниевой долины. Всего за восемь месяцев TripActions привлек $400 млн в двух раундах, которые возглавил Andreessen Horowitz, а до этого привлекал средства от инвесторов масштаба Lightspeed Venture Partners и Zeev Ventures. По данным сервиса, у него 4000 корпоративных клиентов, в числе которых Pinterest, Zoom и Lyft, и почти 900 сотрудников даже с учетом недавних сокращений.

Многие облачные стартапы выиграли от роста спроса на инструменты, которые позволяют работать удаленно в условиях пандемии, однако на судьбу TripActions повлияла ситуация на рынке путешествий объемом $1,5 трлн. Когда большинство личных и деловых поездок оказались отменены, выручка сервиса за март упала на 95% (конкретные цифры компания не раскрывает).

 

Компания надеется, что ситуацию поможет исправить проект по выпуску корпоративных кредитных карт Liquid. Помимо кредитной линии на $500 млн, которую в феврале предоставили Silicon Valley Bank, Goldman Sachs и Comerica Incorporated, компания инвестирует в развитие сервиса часть нового раунда на $125 млн. Пока у платформы всего 43 корпоративных клиента, но, по мнению Коэна, «она может достичь тех же масштабов, что и туристический бизнес, если не больше».

«Почти 400 человек были уволены по видеозвонку в Zoom: «Это было как сто разных видео абсолютного хаоса»

Liquid рискует столкнуться с теми же проблемами, что и другие игроки рынка корпоративных кредитных карт. Так, стартап Brex, любимец индустрии, который ориентируется на клиентов из ИТ, в мае был вынужден уволить 62 сотрудника через две недели после того, как привлек $150 млн. А лидер в области управления корпоративными поездками, AmEx Global Business Travel, который оценивается в $5 млрд и объединяет 10 000 корпоративных клиентов, обратился в суд после того, как в мае инвестиционная Carlyle Group и суверенный фонд благосостояния Сингапура GIC отказались от сделки по приобретению 20% компании за $900 млн. По данным The Wall Street Journal, в марте выручка AmEx Global Business Travel сократилась на 70% по сравнению с тем же месяцем 2019-го.

Возможно, TripActions и решил проблему нехватки средств, однако стартапу еще предстоит восстановить боевой дух сотрудников, потрясенных сокращениями. Компания подверглась критике со стороны бывших работников после того, как в марте почти 400 человек были уволены по видеозвонку в Zoom. Один сотрудник рассказал Protocol, что «это было как сто разных видео абсолютного хаоса». Коэн признает, что «нарушил доверие» многих сотрудников, которые были уверены в своих позициях в TripActions, но отмечает, что и конкуренты проводили сокращения через Zoom. «Я знаю, что некоторые из людей, которых мы уволили, огорчены, — говорит он. — Но считаю, что это было ответственное решение».

Сейчас будущее TripActions зависит от вопроса, на который никто не может дать ответ: когда деловые поездки вернутся к некому подобию нормы. В мае GBTA провела глобальный опрос среди 1700 профильных менеджеров, который показал, что 15% компаний планируют возобновить поездки «в ближайшем будущем», а 54% рассматривают такую возможность.

Эпоха Airbnb: как одна компания вырастила новый рынок

 

Еще один показатель состояния туристической индустрии — заполняемость отелей, которая сократилась на 63% в период с февраля по апрель, когда в США были забронированы 34 млн ночей в гостиницах, следует из расчетов аналитиков STR. По словам Яна Фрайтага, старшего вице-президента STR, ожидается, что групповые поездки — наиболее актуальная категория для сектора корпоративных путешествий — восстановятся примерно через год.

Но у TripActions есть и повод для оптимизма: одиночные путешественники начинают вновь заполнять номера гостиниц. В сфере личных поездок Airbnb уже отчиталась о рекордном летнем спросе. «В конце тоннеля виден свет», — подытоживает Фрайтаг из STR.

Перевод Натальи Балабанцевой

25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+