Тысячи посылок из иностранных интернет-магазинов застряли на таможне
К концу мая тысячи посылок из иностранных интернет-магазинов и других грузов, доставляемых курьерскими компаниями в Россию из-за рубежа, застряли при оформлении на таможне. Об этом говорится в письме, направленном 29 мая президентом Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП) Владимиром Саркисовым главе Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимиру Булавину (документ есть у Forbes).
Сроки оформления экспресс-грузов значительно увеличились, начиная с 1 февраля, пишет Саркисов. Тогда вступил в силу новый приказ ФТС, сокративший число посылок, которые оформляются в одной электронной декларации, с 500 до 100 отправлений. Новое программное обеспечение ФТС позволяет декларировать как раз не более 100 посылок, отмечается в письме.
Эта IT-система, согласно приказу, также регистрирует паспортные данные и ИНН получателя товара. Однако новый софт таможни работает с постоянными сбоями, сетует Саркисов: программа медленно сверяет паспорта, «не видит» зарегистрированную декларацию, либо видит и выпускает, но таможенный представитель не получает эту информацию и не может забрать товар со склада.
Существенные задержки при выпуске товаров, как отмечает в письме Саркисов, наблюдаются в Шереметьевской, Домодедовской, Внуковской таможнях, а также в отделе таможенного оформления и контроля в Москве на проспекте Маршала Жукова. Президент АСЭП попросил главу ФТС дать поручения по проработке вопроса о сокращении времени обработки экспресс-грузов и об увеличении числа посылок, которые вносятся в электронную декларацию, со 100 до 500.
Владимир Саркисов сообщил Forbes, что пока не получил ответа из ФТС. Forbes направил запрос в пресс-службу ФТС.
Сейчас через электронные декларации оформляют посылки из-за рубежа не менее 17 курьерских компаний, говорит Владимир Саркисов. Какие из них столкнулись с задержками, он не уточнил. В АСЭП входят такие компании доставки, как DHL Express, FedEx, UPS, TNT, DPD, «СПСР-Экспресс», Pony Express. Последняя еще 18 марта сообщала о возможном увеличении сроков таможенного оформления грузов «из-за технических сбоев в обмене данными между государственными органами». Pony Express также предупреждала, что ФТС может запросить дополнительные данные для проверки достоверности паспортных данных.
«Задержки есть, для нас они не носят критический характер», — подтверждает вице-президент по операционной деятельности DHL Express Юрий Шевченко. Таможня взялась проверять номера паспортов на их подлинность, говорит он: «На этом этапе возникают нюансы, в меньшей степени — у нас».
В некоторых случаях при повторном изучении изначально не прошедших проверку паспортов выясняется, что они являются действующими и на них уже оформлялись посылки, описывает причину задержек Владимир Саркисов. У курьерских компаний нет доступа к базам паспортов, чтобы проверить паспортные данные в превентивном порядке, констатирует он.
Те тысячи экспресс-грузов, которые на конец мая были задержаны, уже по большей части выпущены, отмечает Владимир Саркисов. Однако, по его словам, сбой может произойти вновь, поэтому сложно оценить число грузов, которые в моменте задержаны на складах временного хранения, а также сроки их доставки. «Ситуация каждый день меняется. То выправляется программный продукт, все выпускается быстро, проблем нет, то опять затык. Такие волны имеют место быть», — сказал Саркисов.
Подобные сбои случаются время от времени на разных таможенных постах, добавил он. К тому же таможенники стали больше времени тратить на работу с декларациями, ведь уменьшение числа посылок в электронной декларации с 500 до 100 привело к увеличению общего числа таких реестров и, соответственно, трудозатрат на их проверку, рассуждает Саркисов. «Системная проблема одна — когда новый программный продукт включают, его дорабатывать на нас начинают, как на кроликах испытывать», — заключил Саркисов.