К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Тотальная зачистка: после COVID-19 на венчурном рынке останутся только сильнейшие

Фото Alex Kraus / Bloomberg via Getty Images
Фото Alex Kraus / Bloomberg via Getty Images
На венчурном рынке еще до начала кризиса наметилось «перепроизводство»: инвестиции росли, но выходы падали. Сегодня те корпорации, которые до сих пор не ощутили пользу от внешних инноваций или просто отдавали дань моде, существенно сократят или упразднят свои венчурные подразделения, однако по-настоящему эффективные венчурные команды будут задеты не так уж сильно, считает директор по корпоративным венчурным проектам компании «Северсталь» Андрей Лаптев

Корпоративные венчурные фонды накануне нынешнего кризиса были не только модным трендом, но и растущим бизнесом. По оценкам CB Insights, объем корпоративных венчурных инвестиций вырос более чем в три раза за последние пять лет: с $18 млрд в 2014 году до $57 млрд в 2019-м.  Основной тон задают азиатские и американские игроки, такие как Samsung, Google Ventures, Intel, Baidu и т.д.

По мере того как разные отрасли ощущали на себе в 2000-х дыхание «подрывных инноваций», возрастала потребность в практических инструментах по работе с ними. Венчурные фонды создавали уже не только IT-корпорации и цифровые гиганты, интерес стали проявлять компании из разных отраслей. Однако это объяснялось исключительно практическими целями: венчурные инвестиции рассматривались как быстрый способ сделать свой бизнес более цифровым и наиболее удобным для клиентов. Ведь на фоне более подвижных и гибких онлайн-платформ в ретейле, туризме и других отраслях традиционные игроки заметно проигрывали, а отставание во внедрении новых технологий грозило крахом многим крупным компаниям со славной историей — причем крахом не в каком-то отдаленном будущем, а уже в перспективе 3-5 лет. Кроме финансовой и потребительских отраслей, disruption наступает и на промышленность. Например, капитализация знаменитой General Electric упала в 2017-2018 годах в три раза на фоне того, что ее энергетический дивизион стал терять позиции из-за интенсивной конкуренции со стороны солнце- и ветрогенерации.

Конкуренция со стороны альтернативных источников энергии стимулировала создание венчурных направлений и у нефтегазовых гигантов, которые искали прорывные технологии, чтобы «переизобрести» себя в новой энергетике и диверсифицировать свой бизнес. В последние годы энергетические компании также стали уделять особое внимание проектам по снижению углеродного следа. Компании из химической промышленности, где новые материалы и продуктовые инновации всегда играли большую роль, за счет внешних стартапов усиливали работу собственных НИОКР.

 

Разумеется, консервативные отрасли (металлургическая, машиностроительная, автопром) не могли позволить себе остаться в стороне от мирового тренда. Они не только задумались о развитии собственных экосистем, но и запустили собственные венчурные фонды, расширяя привычные и комфортные границы основного бизнеса. Любопытная цифра: сегодня корпоративные венчурные фонды уже участвуют в каждой четвертой сделке (то есть доля в общем числе сделок равна 25%).

Кто в проигрыше?

Первым пострадавшим от этого кризиса стал малый и средний бизнес, а также представители туристической отрасли и авиакомпании. С небольшим опозданием и крупные корпорации почувствовали на себе перемены.

 

Что касается венчурных инвестиций, то к ним кризис придет последним, смещая текущий фокус на работу с портфельными компаниями и стимулируя поиск новой идентичности. И это хорошо, так как проблемы в венчурном капитале уже назревали. Несмотря на рост инвестиций, в последние кварталы падали выходы. И они продолжат падать, а это признак «перепроизводства» на рынке, в который инвестируют все больше денег. Но реализация сделок через их успешную монетизацию отстает.

Уже в первом квартале 2020 года анализ на основе данных Pitchbook, Crunchbase и CBInsights, демонстрирует снижение числа сделок на 5-7% и их объема на 15-20%, а оценки в ходе раундов сокращаются на 10-30%. Падение пока не самое драматичное. Это временное затишье, в основном обусловленное попыткой осознания COVID-кризиса в конце февраля и в марте. В то время как огромное количество индустрий были в это время в эпицентре шторма и падение было кратным, венчурная индустрия упала не так драматично. Почему же венчурный рынок столкнется с кризисом позже остальных?

Секрет кроется в самой структуре венчурных инвестиций: рынок представлен в основном фондами с ограниченным сроком сбора средств и инвестирования. Фонды уже провели сбор обязательств, денежные средства зафиксированы, и их нужно инвестировать в определенный период. Разумеется, сегодня уже не приходится ожидать, что на рынок выйдут новые огромные средства мегафондов, таких как SoftBank, который финансировал раунды, по оценкам, в сотни миллиардов. И это очень хорошо для рынка — и для предпринимателе, на самом деле тоже, потому что раздутые оценки еще не доказавших свою состоятельность бизнесов посылали ложные сигналы и «вымывали» с рынка профессиональных, сфокусированных на фундаментальной стоимости инвесторов, а это всегда приводит к краху и огромным потерям.

 

Сложившаяся сейчас ситуация больше всего на руку тем компаниям, которые успели привлечь средства, но не инвестировали их. Оценки упали, а выбор стартапов существенно увеличился. В меньше степени повезло тем представителям венчура, кто привлек инвестиции какое-то время назад и на сегодняшний день почти все их потратил. Сейчас выход на рынок с готовым продуктом, решением или услугой будет идти особенно сложно, а кое-кто из портфеля с фундаментально хорошим бизнесом может перестать существовать или обанкротиться. В наиболее плачевном состоянии находятся те, кто только собирается создавать фонды, так как им придется или снизить амбиции или вовсе заморозить идею до восстановления экономики.

Новые возможности корпоративного венчура

Что касается самих стартапов, то сложнее всего придется тем, кто привлекает средства на ранних этапах своего развития, например, тем, кто ищет инвесторов «под идею» или даже «под прототип». С другой стороны, можно с уверенностью предсказать, что именно в этот период появится огромное количество новых «единорогов», которые смогут в новой реальности доказать жизнеспособность. Также важно отметить, что основателями новых стартапов часто становятся экс-сотрудники крупных технологических корпораций, которые попали под сокращения или сами покинули компании, но повернули ситуацию в свою пользу, запустив стартап. Оглядывайтесь вокруг: возможно, у вас есть шанс стать новым Шоном Паркером и первым инвестором в новый Facebook!

Стартапы, вышедшие на устойчивую выручку или даже прибыль и собирающие средства для масштабирования бизнеса, чувствуют себя сейчас гораздо более уверенно. Они наименее рискованный актив в плане инвестирования со стороны именно тех фондов, у которых средства собраны и ведется активный поиск. Стоит отметить еще несколько преимуществ у таких компаний: они не первый год на рынке, контакт с фондами налажен, их проще анализировать на основе финансовых показателей.

Но самые большие возможности открываются перед корпоративными венчурными фондами, имеющими за собой два важнейших ресурса — инвестиции и видение. Суровые времена дают отличные возможности либо усилить какие-то направления, либо и вовсе создать новые. Именно сегодня открываются возможности по покупке того, что не продавалось ранее, или того, что было слишком дорого. Однако выиграют от этой ситуации лишь те компании, у которых есть доступ к deal flow (потоку инвестиционных предложений. — Forbes), а это прежде всего хорошо работающие, отлаженные корпоративные венчурные фонды.

Видение необходимо для того, чтобы правильно выстроить логику инвестиций не на одну-две сделки, а на перспективу для создания целого портфеля инвестиций в прорывные технологии. Обладая этим видением, корпоративные венчурные фонды придерживаются намеченного плана и не отступают от него даже в такие исторические времена, свидетелями которых мы стали. Например, Severstal Ventures продолжает — хотя и очень аккуратно — смотреть на прорывные возможности и поддерживать предпринимателей и наши портфельные компании. В конце мая мы закрыли сделку по дополнительному финансированию нашей портфельной компании Airborne — производителя роботизированных решений для производства композитов, отрасли, где до сих пор велика роль ручного труда. Дополнительное финансирование позволит компании ускорить рост и использовать растущий «антиэпидемиологический» тренд на роботизацию промышленности и создание автоматизированных производств.

 

Вместо вывода

Специфические условия нынешнего кризиса на самом деле не так сильно заденут эффективные венчурные команды. Конечно, due diligence стало проводить гораздо труднее, а в случае с офлайновыми технологиями (например, разработка новых сплавов или материалов) практически невозможно. Вместе с тем, сейчас в производственных стартапах появился термин GoPro management, который означает то, что производственные процессы отстраивают и улучшают с помощью вебкамеры. Возможно, чрез какое-то время появится и GoPro due diligence.

Корпоративные венчурные фонды — это небольшие и высокоэффективные команды, состоящих из мотивированных выше среднего сотрудников. Они привыкли еще в «докоронавирусную эпоху» работать удаленно, ведь это и есть специфика работы со стартапами по всему миру. Эффективность малых команд корпоративных фондов — хороший ориентир и для других подразделений внутри компаний: ведь чем гибче структура, тем она устойчивее в кризисные периоды.

Фонды, которые были географически близки, например, к Кремниевой долине, сейчас не могут общаться лично с компаниями. Для остальных это однозначно плюс, так как дает шанс быть на одном уровне доступа к качественным компаниям с конкурентами, расположенными в инновационных центрах. Однако тут важно учесть, насколько у компаний еще до кризиса был налажен network — все-таки мало что может заменить личную встречу.

Наконец, сейчас время выявлять venture tourists. Те корпорации, которые до сих пор не ощутили практической пользы от внешних инноваций, или те, кто просто отдавал дань моде, свои венчурные подразделения существенно сократят или вовсе упразднят, а выделяемые средства заморозят до лучших времен. Им, как и обычным туристам, «путешествовать» в венчурных ландшафтах в новых условиях будет очень некомфортно.

 

Корпоративные венчурные фонды, которые покажут свои лучшие стороны по работе с имеющимся портфелем и новыми инвестициями, могут укрепить репутацию и привлечь к себе внимание с точки зрения грамотного подхода в работе со стартапами. Кому не удастся этого сделать, еще долго после пандемии придется приходить в себя.

Главное — продолжать поддерживать предпринимателей во все времена вне зависимости от внешних факторов, ежедневно доказывая эффективность технологий для достижения корпоративных целей. И, конечно же, суметь сохранить и расширить мотивированную и эффективную команду. Ведь кризис — это лучшее время для инвестиций не только в компании и технологии, но и в людей.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+