«На такие условия на входе никто бы не согласился»: почему не все инвесторы Telegram довольны Павлом Дуровым
Что случилось. На этой неделе компания-разработчик мессенджера Telegram вновь перенесла запуск блокчейн-платформы Telegram Open Network (TON) и эмиссию криптовалюты Gram. Команда основателя Telegram Павла Дурова планировала представитель продукты до 30 апреля, но помешала судебная тяжба с американским регулятором SEC, следует из письма компании инвесторам (есть у Forbes). Накануне дедлайна Telegram предложил инвесторам выбор: забрать 72% от вложенных в проект TON и Gram средств либо принять новое соглашение, которое включает кредитный договор, и получить по нему 110% на вложенные средства к 30 апреля 2021 года. К этой дате команда Дурова, согласно письму инвесторам, планирует добиться от властей разрешения на выпуск токенов.
Почему это важно. Токены Gram должны были получить 175 инвесторов, среди которых могли оказаться миллиардер Роман Абрамович, Михаил Абызов и фонд семьи Гуцериевых. Совокупно Telegram привлек $1,7 млрд в двух раундах в 2018 году. По объему привлеченных средств Telegram в аналогичных сделках уступает только блокчейн-платформе EOS, которая привлекла $4,1 млрд в том же 2018-м.
Даркнет от Павла Дурова: как основатель Telegram пошел в «крипту» и что из этого вышло
Что говорят инвесторы. Многие инвесторы, в особенности из венчурных фондов Кремниевой долины, предпочли бы конвертировать токены в акции Telegram, писал Coindesk со ссылкой на двух менеджеров фондов. Некоторые инвесторы расстроены предложением Telegram, например, тем, что компания не предложила акции или конвертируемый заем, говорит один из покупателей Gram.
- Предложенные командой Дурова варианты не однозначны, отмечает управляющий партнер базирующейся в Сан-Франциско компании Mindrock Capital Павел Черкашин. В Telegram готовились документы для двух вариантов: выпуска акций по оценке около $10 млрд или запуска сети в обход решения суда, утверждает он. «Если честно, я надеялся, что Telegram предложит акции, это было бы самым логичным вариантом. А сейчас получается, что они за деньги инвесторов будут год растить бизнес, а в случае успеха инвесторы только получат свои деньги назад, без возможности участия в прибыли», — сетует Черкашин. По его словам, он вложил в покупку Gram $20 млн. По новой схеме компании Дурова будут продавать акции только в случае, если не смогут запустить блокчейн, обращает внимание инвестор: «И действующие инвесторы в этом не будут участвовать. Получается, что мы даем деньги в долг под 10% за два года (5% в год). Если бы на входе были такие условия — никто бы не согласился».
- В ходе консультаций между инвесторами и командой Telegram было предложение дать гарантии акциями или заменить деньги акциями компании, но ни с кем не было официальных переговоров, указывает сооснователь холдинга «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили. «Разные были оценки Telegram: кто-то говорил $3 млрд, кто-то — $5 млрд, $7 млрд, $15 млрд, а кто-то — $10 млрд. Они не были подтверждены совершенно никем», — рассказал он Forbes. Сам Якобашвили получил предложение Telegram 29 апреля и называет его «абсолютно справедливым, правильным»: «Я только буду рад, если у них что-то получится. И обязательно должно получиться, потом что в принципе за то время, когда мы присоединились с 2018 года и положили свои деньги ($60 млн в двух раундах, по данным РБК), компания набрала более 180 млн подписчиков дополнительно». Инвестор отметил, что пока не решил, забирать деньги или предоставить компании кредит. «Мы не можем принять решение. На это нужно еще отдельное письмо о точных условиях», — пояснил он.
- Олег Железко, управляющий партнер Da Vinci Capital, рассказал Forbes, что получил предложение от Telegram только 29 апреля ночью и был «разочарован» тем, что не удалось выпустить Gram. Сейчас инвестор консультируется с партнерами о дальнейшей стратегии. «Я думаю, что мы частично заберем деньги, а частично переконвертируем в новый инструмент. Но для того, чтобы принять решение, нам нужно посмотреть на условия нового инструмента, на это уйдет время, около недели. Если мы решим, что этот инструмент нам не подходит, мы вернемся к варианту по деньгам», — рассуждает Железко. Disruptive Era Fund, совладельцем которого выступает управляющий партнер Da Vinci Capital, заключил с Telegram соглашения о покупке токенов на общую сумму $72,1 млн и за 2018 год перевел на счета продавца $45,4 млн, говорилось в документах SEC.
Что значит письмо Дурова. Направленное инвесторам письмо Дурова свидетельствует о том, что Telegram намерен продолжать последовательно отстаивать в суде позицию об особой правовой природе криптовалюты Gram, констатирует Екатерина Тягай, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper.
«Очевидно, что и американские власти, и финансовые учреждения склоняются к тому, чтобы относить криптовалюты и аналогичные инструменты к ценным бумагам — это безопаснее для государства, прозрачнее в регулировании и подконтрольнее. Именно этой «зарегулированности» пытается так последовательно избежать Дуров, и большинство инвесторов полагаются как раз на настойчивость Павла в данном вопросе. Тем не менее, SEC неоднократно настаивала на признании Gram ценной бумагой, и в настоящий момент все еще трудно найти причины, по которым позиция комиссии может измениться», — объясняет она.
По мнению Тягай, сроки, фигурирующие в письме инвесторам, свидетельствуют о том, что Дуров намерен использовать это время для окончательного решения вопроса о возможности выпуска Gram в США, в том числе для того, чтобы с помощью переговоров с SEC добиться разрешения на выпуск даже при потенциальных рисках.
Что дальше. Если команде Дурова удастся договориться с регулятором, инвесторы получат, наконец, свою криптовалюту. В противном случае Telegram планирует расплатиться по долгам, используя средства от продажи имущества компании. Стоимость Telegram превысит величину задолженности, которая образуется в результате новой сделки с инвесторами, в несколько раз, полагает команда. «Если говорить про финансовые показатели Telegram, то понятно, что этим нельзя обеспечить договор займа на сегодняшний день. При этом очевидно, что есть стоимость самого мессенджера, который можно продать или под акции которого можно получить кредит. Поэтому, думаю, существенная часть инвесторов пойдет на то, чтобы остаться в сделке», — полагает глава криптоинвестиционного банка Hash CIB Яков Баринский. По его словам, внутри команды уже обсуждалась информация относительно оценки Telegram. «От $7 млрд до $10 млрд — это цифра, которая наверное, у них в голове. Что действительно превышает их обязательства перед инвесторами», — указывает он.
Для запуска TON команде Дурова следует решить задачу вывода проекта из-под юрисдикции SEC, полагает Баринский. «Мы знаем кейс Ethereum, который со временем стал достаточно децентрализованным, чтобы, как и Bitcoin, считаться commodity с точки зрения американского регулятора. Telegram теоретически может пойти по такому же пути, — считает он. — В первую очередь должна измениться система управления, не должно быть никакого центрального органа, который имеет не только права принятия решений, закрепленные в уставе или ином документе, регулирующим систему управления, у него также не должно быть экономического превосходства над другими участниками системы».
«Во многом решение инвесторов о продлении срока выпуска Gram до 30 апреля 2021 года будет зависеть от твердости Павла и его настойчивости в этом вопросе при взаимодействии с американскими властями», — полагает Тягай. Доля американских инвесторов Gram велика, поэтому решения об их выходе и переносе проекта в другую юрисдикцию должны приниматься максимально взвешенно — как с точки зрения жизнеспособности криптовалюты в других правопорядках, так и с точки зрения риска предъявления претензий со стороны инвесторов, в том числе в судебном порядке, заключает юрист.
После выхода материала представитель Telegram Реми Вон дал комментарий Forbes: «Инвесторам поступило предложение предоставить Telegram ссуду. Telegram позднее может потребоваться продажа некоторой доли акционерного капитала, чтобы получить деньги для оплаты кредита. Но возмещение акциями в качестве варианта [инвесторам] не предлагалось».
15 бизнесменов, изменивших представление о России. Рейтинг Forbes
15 бизнесменов, изменивших представление о России. Рейтинг Forbes