Заклятый враг Илона Маска: как 37-летний инженер бросил вызов Tesla и стал миллиардером
На часах 8:00, и этим январским утром температура воздуха в Нормале, штат Иллинойс, городке всего в нескольких часах езды к югу от Чикаго, значительно ниже нуля. Небольшой пруд перед сборочным заводом Rivian Automotive уже заледенел, трава покрыта инеем, а прогноз погоды обещает снегопад. На заводе ненамного теплее. Почти весь объект площадью 240 000 м² является зоной строительства, где проходит масштабный ремонт стоимостью в $750 млн. Его планируют закончить к концу года, когда завод должен начать производство грузовых автомобилей, микроавтобусов и внедорожников на аккумуляторах. Поэтому такие мелочи, как отопление, не в приоритете.
Единственный законченный участок — второй этаж в передней части здания с видом на завод — там, где у предыдущего владельца завода, Mitsubishi, располагались офисы администрации. В то время доступ к этому этажу был открыт только для руководства. Теперь же это гигантское открытое рабочее пространство, которое доступно для всех: с кафетерием, бетонными полами, естественным светом, с такой же планировкой, как в центре исследований и разработок Rivian в Плимуте, штат Мичиган. Концепция обоих офисов заключалась в том, чтобы объединить заводскую и туристическую эстетику, которая соответствовала бы бренду компании как автопроизводителя, выпускающего экологичные автомобили для бездорожья. Rivian, которая была основана еще в 2009 году, но свой первый автомобиль выпустила только в этом, работает также в Сан-Хосе и Ирвайне, штат Калифорния, где разрабатывает свои технологии и аккумуляторы.
«Когда мы закончим уборку, покраску и установку оборудования, — говорит 37-летний основатель и генеральный директор Rivian Роберт Джозеф Скариндж (более известный как Ар-Джей Скариндж), — то уже к середине этого десятилетия мы сможем производить 250 000 автомобилей в год».
Вложились Amazon и Ford
Создать независимого автопроизводителя нелегко. В числе жертв индустрии — Престон Такер, который в конце 1940-х годов бросил вызов Детройту, и Джон Делореан, который так и не смог отправить автомобильную столицу назад в будущее в начале 1980-х годов. В XXI веке выпустить линейку автомобилей для масс-маркета еще сложнее, чем во времена Такера и Делореана, и намного рискованнее, если речь идет об электромобилях.
2020-е годы могут стать десятилетием электромобилей. По данным исследования Oppenheimer, в последнем квартале 2019 года на электромобили и гибриды на аккумуляторах пришлось всего 2,2% от общего объема продаж автомобилей в США. И всего треть из них были полностью электрическими. Но ситуация быстро меняется. В 2018 году во всем мире было продано всего 5,1 млн электромобилей, но ожидается, что этот показатель стремительно вырастет за десятилетие. Прогнозируется, что в 2020 году будет продано 21 млн единиц, в 2025 году — 98 млн, а в 2030 году — 253 млн.
Разработка нового электромобиля требует инвестиций в самые передовые исследования. Единственная компания, которой хоть что-то удалось в этой области, — это, конечно же, Tesla, но даже ей пришлось нелегко.
«Мы долгое время наблюдали и изучали, как создавались различные автопроизводители, — говорит Скариндж. — И мы размышляли, какие риски связаны с созданием и масштабированием бизнеса, а также какой стартовый капитал необходим». За последние 13 месяцев он и его команда привлекли $2,85 млрд на развитие Rivian. Сначала Amazon (и другие) инвестировали $700 млн в феврале 2019 года. Затем, два месяца спустя, Ford выделил еще $500 млн.
Cox Automotive, который владеет такими брендами, как Autotrader и Kelley Blue Book, предложил еще $350 млн в сентябре. И, словно этого было мало, чтобы воплотить в жизнь грандиозные планы Скаринджа, незадолго до кануна Рождества управляющая компания T. Rowe Price стала основным инвестором в очередном раунде привлечения финансирования на $1,3 млрд.
Эти ранние вливания капитала позволили Rivian достичь оценки чуть выше $5,5 млрд. Предположительно, Скаринджу принадлежит немногим более 20% компании. А значит, он новейший миллиардер в числе представителей автопрома. Скариндж за пару лет смог почти в три раза увеличить штат Rivian — сегодня в компании работают более 2000 сотрудников. Вопрос в следующем: даже с $3 млрд в запасе сможет ли Rivian воплотить мечты Скаринджа об электромобилях?
По пути Tesla
До сих пор компания продвигалась вперед с гораздо меньшими трудностями, чем Илон Маск во время выпуска первого автомобиля. С 2003 по 2008 год Tesla привлекла около $100 млн на выпуск Roaster, который вскоре был заброшен в пользу Model S, а на Model S потребовалось более $350 млн финансирования (включая IPO 2010 года, в ходе которого компания была оценена в $1,7 млрд). Трудности с логистикой и стремление Маска трансформировать процесс производства Model 3 привели к задержкам на два с лишним года в поставках автомобилей покупателям и череде проблем с контролем качества. Последствия этих проблем, как сообщается, обошлись производителю электромобилей в сотни миллионов долларов. Затем компания взяла в долг миллиарды при масштабировании производства для масс-маркета.
В таком случае, если даже великая Tesla сталкивалась с таким количеством препятствий, что позволяет Скаринджу думать, что Rivian, которой не выпустил пока ни единой машины, легко справится с задачей? Он так не думает. «Что-нибудь пойдет не по плану», — признает молодой CEO. Однако он уверен, что справится с любыми трудностями. В конце концов, Rivian предназначен для пересеченной местности.
«Автомобили для приключений»
Ар-Джей Скариндж начал мечтать о том, чтобы основать собственного автопроизводителя, еще когда учился в старших классах. Но в отличие от большинства подростков с подобными амбициями Скариндж еще и стал изучать инженерное дело. На Скаринджа повлияла учеба в Автопромышленной лаборатории Слоун при Массачусетском технологическом институте. «Я все лучше начинал понимать, сколько проблем связано с автопромышленностью: геополитика, климат, качество воздуха и много другое, и это стало для меня источником сильного внутреннего конфликта», — вспоминает он. Поэтому он отказался от планов создать спортивный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания в пользу электромобиля, подобного ранней модели Roadster от Tesla.
Получив докторскую степень в 2009 году, Скариндж вернулся домой в Мельбурн, штат Флорида, где основал компанию, которая сейчас известна как Rivian. На протяжении четырех лет он и его команда разрабатывали скоростной электромобиль. Впоследствии Скариндж обнаружил очевидный пробел в линейке электромобилей в категории грузовиков и внедорожников класса люкс.
Наконец, в ноябре 2018 года Rivian продемонстрировал два прототипа на автосалоне в Лос-Анджелесе: R1S, электрический внедорожник для семи пассажиров, и R1T, электрический пикап. Так называемые автомобили для приключений выглядят как отпрыски Range Rover — угловатые, мощные и роскошные. Они буквально напичканы новейшими функциями вроде беспроводного интернета и множеством инструментов для обеспечения безопасности водителя.
Компания рассчитывает поставить 20 000 грузовиков и внедорожников в 2021 году и 40 000 единиц — в 2022 году, что может принести ей примерно $1,4 млрд и $2,8 млрд соответственно, если все пойдет по плану. Для сравнения: Tesla продала 25 000 единиц Model X в 2016 году, первом полном году после релиза модели.
Высокая конкуренция
Скариндж говорит, что к 2024 году в модельном ряду Rivian появится еще три автомобиля. Он с осторожностью рассказывает подробности, но уточняет, что один из автомобилей будет меньших размеров и все они будут значительно дешевле. Если Скариндж действительно сможет удержать цены ниже $50 000 за машину, то это для Маска станет гораздо более серьезным поводом для беспокойства, чем разбитое непробиваемое стекло его Cybertruck.
Очевидно, что на рынке электромобилей сейчас доминирует Tesla — на нее приходится почти 80% продаж в США. Rivian столкнется с жесткой конкуренцией в сегменте элитных электровнедорожников со стороны других автопроизводителей. Внедорожник R1S выйдет на рынок осенью одновременно с такими машинами, как Mercedes-Benz EQC (стартовая цена — $67 900), внедорожник Audi e-tron ($74 800), Jaguar I-Pace ($69 500) и, конечно, Tesla Model X ($84 990). Другие автопроизводители, такие как Hyundai и Kia, предлагают более доступные варианты, например Kona EV с ценой от $37 190 и Niro EV ($38 500).
Однако в сегменте грузовиков у Rivian вряд ли найдутся настоящие конкуренты. Производство уже ставшей знаменитой Cybertruck от Tesla начнется не ранее 2022 года. Тем временем и Ford, и General Motors обещали выпустить электрические пикапы в ближайшие несколько лет.
Rivian обещает, что его R1S и R1T будут обладать выдающимися техническими характеристиками — в частности, запасом хода свыше 640 км, что почти на 120 км больше, чем у любого другого существующего ныне электромобиля. Более того, Rivian обещает, что это будут настоящие внедорожники. Попробуйте проехать на Tesla по пляжу или через лес.
Компания также планирует построить инфраструктуру для подзарядки, сродни Superchargers от Tesla. «Мы разрабатываем их параллельно», — говорит Скариндж. Что до стоимости, то цена на пикап Rivian в базовой комплектации будет равна примерно $69 000, а на внедорожник — $72 500 (и оба дают право на федеральные налоговые льготы). Скариндж намекает, что эти цены снизятся к моменту релиза, но не называет точные цифры.
Многое будет зависит от новых щедрых партнеров Rivian.
Получить за короткое время $3 млрд на развитие от Amazon, Ford и Cox — это, несомненно, впечатляющее начало для Скаринджа. Однако если ориентироваться на опыт Tesla, то эти средства не позволят масштабировать производство настолько, чтобы состязаться с Маском.
Партнерства, которые заключил Скариндж, касаются не только денег. В случае с Ford компании будут совместно разрабатывать электромобиль. «Мы предоставляем платформу, — говорит Скариндж. — Они предоставят корпус и салон». Скариндж неохотно рассказывает о проекте, однако известно, что электромобиль будет внедорожником класса люкс под брендом Lincoln. Цель Ford — создать 40 моделей электромобилей до конца 2022 года. Компания, в частности, работает над электровнедорожником Mach-E, а также над гибридной и над полностью электрической версиями Ford F-150, самого успешного в Америке автомобиля. Кроме того, совместно с Volkswagen Ford разрабатывает электромобили на своей новой платформе.
Для чего Amazon инвестиции в Rivian? Компания Джеффа Безоса собирается к 2040 году сократить углеродные выбросы всех своих подразделений до нуля, а к 2030 году — полностью перейти на энергию из возобновляемых источников. Amazon заказал у Rivian 100 000 грузовиков. Не менее 10 000 из них должны быть в строю к концу 2022 года. Грузовики станут частью непрерывной логистической цепи, которую Amazon выстраивает с 2015 года. Если это так, можно рассчитывать, что у Rivian станет еще больше заказов.
Но больше всего Маску стоит беспокоиться о партнерстве Rivian и Cox. У Tesla есть более ста сервисных центров в 30 штатах, однако в 2019 году Cox обработал более 55 миллионов сервисных запросов через свою разрастающуюся сеть коммерческих и партнерских сервисных центров по всей Америке. Если что-то пойдет не так с R1T или R1S, предполагается, что клиент сможет отвезти автомобиль в сервисный центр Cox и устранить неполадки быстро и качественно — с чем у Tesla были сложности с момента ее основания.
Cox тоже сотрудничает с Rivian ради долгосрочной перспективы: поскольку на рынке появляется все больше автомобилей, компания хочет контролировать вторичные продажи. «Я надеюсь, что с нашими навыками, — говорит президент Cox Сэнди Шварц, — и с новыми знаниями однажды мы станем ключевым оптовым продавцом всех автомобилей Rivian».
Осталось произвести автомобили.
Как Маск, но нормальный
Название города в Иллинойсе, где расположен Rivian, отлично подходит для того, чтобы описать самого Скаринджа и отличить его от Маска: Нормал. Сооснователь Tesla склонен к браваде и эксцентричности: он превратил свой аккаунт в Twitter в мощное оружие и практически самостоятельный отдел маркетинга, тогда как Скариндж держится скромно и не привлекает излишнего внимания. Маск фотографируется с моделями и поп-звездами, Скариндж — семейный человек, пусть даже в последнее время он редко видится с семьей. Сейчас он живет на чемоданах и по пять дней в неделю разъезжает между четырьмя офисами компании, чтобы убедиться, что все идет по плану. Его супруга Меган и трое сыновей (все младше пяти лет) проводят с ним время с вечера пятницы до вечера воскресенья в скромном доме недалеко от Ирвайна.
В июле 2015 года закрылся завод Mitsubishi, настроение в Нормале было отчетливо траурным. «Было нелегко, — говорит мэр города Крис Кус. — Более 1000 человек остались без работы». Даже когда в 2017 году завод был продан Rivian за $16 млн, жители города все еще были настроены скептически. Однако вскоре их мнение переменилось. «Rivian проявил интерес к образу жизни города, качеству образования, наличию доступного жилья и транспортной инфраструктуре», — говорит мэр. Прошлым летом компания даже провела в Нормале специальную встречу, чтобы ответить на все вопросы местных жителей. Это сильно изменило восприятие Rivian в Нормале и, что неудивительно, помогло в найме работников.
Перетянув город на свою сторону, Скариндж теперь намерен провести Rivian через первый цикл производства и расширить линейку. Пока рано делать выводы, кто победит в войне электромобилей, но Rivian — одна из всего лишь пары компаний, которая имеет шансы не просто выжить, но и процветать, по мнению Сэма Абуэльсамида из Navigant. Он считает, что Rivian может находиться даже в более выгодном положении, чем Tesla: «Если говорить о том, кто может потенциально добиться больших объемов производства, вывести больше автомобилей на рынок в кратко- и среднесрочной перспективе, то это, скорее всего, Tesla». Но с точки зрения бизнеса Rivian «с большей вероятностью преуспеет» из-за специфики их продукта.
Но сначала колеса должны коснуться дороги.
Перевод Натальи Балабанцевой
- Tesla для самых маленьких: как 26-летний ученый из Сибири придумал «умную» коляску
- «Звено между наследием и будущим»: Porsche представила свой первый электромобиль