Gram — не пончики и не апельсины: власти США объяснили, почему судятся с Павлом Дуровым
Американский регулятор финансовых рынков, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) опубликовала заявление с подробным описанием своей позицией в рамках судебного разбирательства с Telegram Group и TON Issuer вокруг криптовалюты Gram.
Telegram планировала запустить блокчейн-платформу TON и криптовалюту Gram до 31 октября 2019 года. Компания провела ICO и привлекла $1,7 млрд. Американский регулятор счел эту продажу Gram сделкой с ценными бумагами и подал иск к Telegram, обвинив его в игнорирование требований американского регулятора к таким сделкам. Судебные слушания назначены на 18-19 февраля, а запуск проекта отложили до 30 апреля 2020 года. Telegram не согласился с позицией SEC, опубликовав свое заявление.
Основной довод Telegram, как следует из этого заявления, в том, что «Gram еще не существует, но если когда-то и будет существовать, то будет валютой и/или продуктом, а не ценной бумагой, подпадающей под федеральные законы о ценных бумагах». Этот аргумент «не следует воспринимать всерьез», Gram не являются товаром, говорится в заявлении SEC. «В отличие от золота, комиксов и пончиков Krispy Kreme — товаров, которые Telegram сравнивает с Gram, — эти токены не имеют собственной ценности», — объясняют представители комиссии. Gram имеет ценность исключительно в связи с блокчейн-проектом, который и финансировали его инвесторы. Ценными бумагами Gram делает то, что их ценность потенциально может вырасти в зависимости от успехов Telegram по созданию спроса на них в будущем, поэтому они могут быть перепроданы по более высокой цене.
Для своих покупателей Gram служили лишь средством инвестиций и перепродажи, считает американский регулятор. «Опытные покупатели понимали, что они приобретают спекулятивную, но потенциально прибыльную инвестиционную возможность, которая стоит за Gram, а не потребительский товар наподобие апельсинов», — заявляет SEC.
Telegram позиционировал свой продукт так, что не оставалось сомнений: речь идет не о товаре или валюте, а о ценной бумаге, нужной для получения прибыли, утверждает SEC. Несмотря на то, что компания возражает, что это устаревшие маркетинговые материалы, истец настаивает на их рассмотрении в суде.
Telegram заявляет, что слово «продажа» не должно применяться к Gram, потому что этой криптовалюты не существует. Это еще один ошибочный тезис, считают в комиссии. Тот факт, что Telegram должен был отправить инвесторам их «грамы« уже после подписания соглашений о покупке, не означает, что Telegram не продавал их непосредственно в момент подписания. По мнению комиссии, компания создает искусственное различие между покупкой Gram инвестором и доставкой Gram этому инвестору. «По сути, Telegram утверждает, что это различие каким-то образом превращает Gram в нечто, отличное от ценных бумаг и, следовательно, инвесторы не имеют права на ключевую информацию».
В июне 2018 года представитель SEC заявлял, что регулятор не считает криптовалюты эфир и биткоин ценными бумагами. Telegram настаивает на том, что Gram похож на биткойн и эфир, и поэтому также не должен считаться ценной бумагой. Однако, говорится в документе SEC, во-первых, цифровые активы не являются однородными, т.е. могут обладать разными свойствами, а, во-вторых, «какими бы ни были биткоин и эфир, они мало связаны с этим делом».
В Комиссии резюмируют: у Telegram было много законных способов получения финансирования, но Павел Дуров не хотел отказываться от своего неограниченного контроля над компанией и не намеревался предоставлять всю необходимую информацию инвесторам. Поэтому Telegram попытался обойти эти меры защиты инвесторов с помощью «ошибочной теории о том, что Gram не является ценными бумагами».
В начале января представители SEC два дня допрашивали основателя Telegram Павла Дурова в Дубае. Тогда Дуров рассказал, что создал мессенджер на собственные деньги, вырученные от продажи соцсети Vkontakte, и что до сих пор вкладывает в проект личные средства. По его словам, самая значительная часть расходов Telegram — сотрудники, примерно 40% приходится на оборудование (серверы, коммутаторы и др.), еще около 40% расходов приходится на серверы и другое оборудование. В 2018-2019 годах компания потратила свыше $218 млн.
«Если нужно будет вернуть деньги, то Telegram их вернет, несмотря на то, что потратила часть привлеченных средств. Компания стоит много, ей будет не сложно взять заем или найти инвестора», — говорит один из инвесторов блокчейн-платформы. Он не согласен с тем, что Gram — это ценная бумага и подчеркивает, что компания и так готова идти на ряд уступок. По его мнению, позиция SEC не выглядит сильной.
«SEC пытаеся обосновать свой довод, что Telegram сам изначально считал Gram ценными бумагам, предлагая и продавая Grams как инвестиционные контракты, а у инвесторов в проект TON также не было на этот счет каких-либо заблуждений – они хотели вложиться в крайне перспективный инструмент с однозначным расчетом на рост его цены», — резюмирует позицию американского регулятора руководитель практики «Финтех» в О2 Consulting Дарья Носова. В рамках состязательного судебного процесса SEC приводит все новые контрдоводы на позицию Telegram, а мессенджеру все сложнее становится опровергать «сутевую часть» доводов комиссии, считает она.