К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Тефлоновый Цукерберг: за счет чего акции Facebook отыграли потери от репутационных скандалов

Основатель и гендиректор Facebook Марк Цукерберг
Основатель и гендиректор Facebook Марк Цукерберг
Бумаги Facebook не только компенсировали падение, связанное со скандалами вокруг пользовательских данных и призывов разделить бизнес Facebook, но и ставят новые рыночные рекорды. Почему инвесторы верят в акции, несмотря ни на что?

На протяжении более чем двух лет социальная сеть Facebook регулярно попадает в скандалы, связанные как с вопросами конфиденциальности и защиты данных, так и с обвинениями в разрушении демократии и антимонопольными расследованиями Федеральной торговой комиссии (FTC). Основатель и гендиректор компании Марк Цукерберг был вынужден дважды давать показания в Вашингтоне. Такая полоса скандальных заголовков повредила бы репутации большинства бизнесов.

Однако акции Facebook продолжают расти.

Бумаги прибавили более 50% в стоимости в прошлом году и уже поднялись более чем на 5% в 2020-м. Несмотря на угрозу исков со стороны регуляторов, акции умудряются даже ставить новые рекорды. В 2019 году капитализация компании увеличилась более чем на $200 млрд и сегодня превышает $630 млрд.

 
«Компания подвержена регуляторным рискам, однако продолжает демонстрировать выдающиеся результаты»

Похоже, Facebook восстановился после исторического провала в середине 2018-го, когда компания неожиданно предупредила рынок о замедлении роста числа пользователей и объема продаж. На следующий день после объявления акции обрушились на 20%. Параллельно вокруг соцсети гремели скандалы, связанные с вопросами конфиденциальности данных. На протяжении нескольких месяцев Facebook подвергался критике из-за пренебрежения защитой частной жизни пользователей, а также неспособности препятствовать распространению фейковых новостей. Кроме того, соцсеть оказалась под шквалом упреков из-за ущерба, нанесенного американской демократии деятельностью британской консалтинговой фирмы Cambridge Analytica — та смогла использовать персональные данные миллионов людей для реализации собственной стратегии политической рекламы. В результате на протяжении длительного времени — вплоть до конца 2018 года — инвесторы избавлялись от акций Facebook, и капитализация компании сократилась почти вдвое.

Бумаги практически вернули себе прежние позиции в первой половине 2019-го, но вновь обрушились почти на 10% в мае из-за призывов к разделению бизнеса соцсети. В июне FTC начала антимонопольное расследование в отношении компании, и многие аналитики Уолл-стрит предсказывали, что ужесточение регулирования может навредить Facebook. Однако в итоге комиссия ограничилась штрафом в $5 млрд за нарушение права потребителей на частную жизнь — рекордным, но не критическим наказанием в масштабах бизнес-империи Марка Цукерберга.

 

«Facebook должен быть разрушен»: сооснователь соцсети выступил против Марка Цукерберга

В прошлом году Facebook сталкивался с критикой и из-за запуска новой криптовалюты Libra. А по мере приближения президентских выборов в США 2020 года соцсеть подвергается давлению из-за слабой стратегии противостояния fake news и некорректной политической рекламы. Причем недавно компания подчеркнула, что не готова «банить» даже вводящую в заблуждение информацию от кандидатов. Это противоречит позиции других социальных сетей: например, Twitter в октябре 2019-го запретил всю политическую рекламу. А месяцем ранее 47 прокуроров штатов инициировали расследование нарушений антимонопольного законодательства со стороны Facebook, что привело к падению цены акций на 4%.

Несмотря на критику и участившиеся призывы к ужесточению регулирования, нынешние темпы роста бумаг соцсети могут свидетельствовать о том, что инвесторы не слишком обеспокоены юридическими рисками. Действительно, Уолл-стрит предсказывает, что год выдастся успешными для Facebook.

 

Выручка компании в последние кварталы увеличивается благодаря появлению новых пользователей как у ключевой платформы, так и у родственных приложений — Instagram, Messenger и WhatsApp. Растет и оптимизм в отношении способности Facebook монетизировать все эти сервисы — не только Instagram, который и без того много зарабатывает на видеорекламе и комиссиях встроенных магазинов.

В последний раз котировки соцсети подскочили после сообщения о том, что выручка за третий квартал превзошла прогнозы. В целом в 2019-м доходы росли постоянно ускоряющимися темпами: на 26% — в первом квартале, на 28% — во втором, на 29% — в третьем (во всех случаях — по отношению к аналогичному периоду 2018-го). Несмотря на репутационные скандалы, соцсеть продолжает доминировать на рынке онлайн-рекламы: по данным Refinitiv, компании продолжают пользоваться рекламной платформой Facebook, и аналитики ожидают, что по итогам всего прошлого года выручка от рекламы увеличится на 26%.

В последнем отчете аналитики Deutsche Bank предсказали «ускорение развития ключевого приложения Facebook» в 2020-м благодаря таким инициативам, как изменение алгоритма новостной ленты, добавление «историй», масштабирование Marketplace и создание сервиса Groups. Аналитики Bank of America также недавно заявили, что перспективы Messenger и WhatsApp все еще недооценены и не отражены полностью в стоимости акций Facebook, которые, по их мнению, могут вырасти еще на 20%. «Компания остается объектом пристального внимания со стороны органов власти и подвержена регуляторным рискам, однако она продолжает демонстрировать выдающиеся результаты», — констатировал аналитик Morningstar Али Могараби в своем анализе последнего финансового отчета Facebook.

Выручка Facebook в последние кварталы растет благодаря увеличению аудитории Instagram, Messenger и WhatsApp

Вопреки тому, что весь год Марка Цукерберга будут критиковать за то, что он допускает публикацию ложной политической рекламы на Facebook, предприниматель, подводя итоги 2019-го, написал на своей странице: «Вот один из важнейших вопросов следующего десятилетия: как нам следует управлять крупными цифровыми сообществами, которые появились благодаря интернету?» Гендиректор Facebook, чье состояние по состоянию на середину января составляет около $82 млрд, предположил, что лучший способ решить проблему — «внедрить новые методы, посредством которых сообщества могли бы стать самоуправляемыми».

Со дня инаугурации Дональда Трампа состояние Цукерберга выросло примерно на $27,8 млрд — согласно подсчетам Forbes, это пятый показатель в мире и третий — в США за тот же период.

 

Финансовые результаты Facebook за четвертый квартал и весь 2019 год, которые будут опубликованы после закрытия торгов 29 января, покажут, сохранит ли компания прежние темпы роста в 2020-м. Однако, если 2019 год и позволяет делать какие-либо выводы, то эти выводы — о том, что времена политической нестабильности вокруг детища Цукерберга пока не повлияли на котировки компании.

Перевод Натальи Балабанцевой

Герои нового времени: главные молодые предприниматели десятилетия

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+