К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Цифровой кочевник: как философ из Москвы заработал состояние в $750 млн на знакомствах

Фото Бориса Жаркова для Forbes
Фото Бориса Жаркова для Forbes
Общительность и открытость помогли Дмитрию Волкову заработать состояние $750 млн. Его основной бизнес — дейтинг

С обитателем Кремниевой долины, создателем одного из крупнейших в мире сервисов знакомств Dating.com Дмитрием Волковым журналисты Forbes встретились в Латвии, в 130 км от Риги и в 13 км от средневекового городка Кулдига в необычном для русских бизнесменов месте — глухом лесу. По дороге к поместью, которое раскинулось на 40 га, встретили оленей. Еще здесь водятся кабаны, лисы и волки. Большой дом стоит на реке и архитектурой напоминает готический замок. Внутри — витражи, длинный массивный деревянный стол, огромная библиотека, рояль.

По данным латвийских СМИ, этот дом Волков купил в 2017-м у латвийского миллионера Айнара Гулбиса, отца теннисиста Эрнеста Гулбиса, за €4 млн. Он говорит, что использует лишь половину из 3000 кв. м жилой площади, но его привлекает ощущение «приватности, свободы и легкой заброшенности». Недвижимость в Юрмале его не интересует. Два часа на дорогу из аэропорта бизнесмен не тратит — вместо автомобиля он использует вертолет, который сам и пилотирует. Есть у Волкова недвижимость и в Риге — это один из офисов его международного интернет-холдинга Social Discovery Ventures (SDVentures) со штаб-квартирой на Мальте, где у бизнесмена гражданство, дом и яхта. У компании есть еще офисы в Сан-Франциско, Китае, Колумбии, Марокко, Минске и Москве. В них работает около 400 человек, а сам Волков относит себя к «цифровым кочевникам», которые живут в разных странах и ни к одной не привязаны.

Свою индустрию Волков называет не просто dating, а social discovery, что означает поиск новых связей в широком смысле, а не только для романтических отношений. В выборе модели бизнеса он, похоже, не ошибся — его состояние, по оценке Forbes, уже превышает $750 млн.

 

Артист

Волков родился в Москве, но первые яркие впечатления в детстве получил на Камчатке, куда его родители — учительница музыки и врач-хирург — поехали на заработки в 1980 году, когда сыну исполнилось четыре года. До поселка Крутогоровского, где им обещали двухкомнатную квартиру, добирались в плоскодонном плашкоуте, куда людей с большого корабля перегружали в сетках. В плашкоуте люди «как кильки в бочке» провели более двух часов, пока лодка пыталась попасть в устье реки. Волны были до пяти метров, и всех тошнило. Волков был только с мамой (отец ждал их на месте), путешествие напомнило ему «Сказку о царе Салтане»: «Я был уверен, что нас с матерью заточили в этот плашкоут, как царицу с сыном заточили в бочку, и бросили в море».

Жизнь на Камчатке Волков вспоминает с теплотой: «Я не могу себе представить, в каких более вдохновляющих условиях можно воспитывать детей». Мальчик жил как в сказочном мире: на берегу он видел останки кита, которые принимал за скелет тираннозавра, а обрывающийся в тундре след трактора заставил его подумать, что машина просто испарилась. Но через три года родители все-таки вернулись в Москву, приговаривая «кажется, наш сын не знает, что такое поезд».

 

В Москве Дмитрий пошел учиться в английскую спецшколу №69, где начал заниматься в театральной студии Сергея Казарновского, заслуженного учителя России. Благодаря Казарновскому Волков впервые попал за границу: в 1987 году детский театр поехал на конкурс в Париж с мюзиклом «Эники­-Беники» по мотивам сказки «Волк и семеро козлят». Музыку автора знаменитых бродвейских мюзиклов Эндрю Ллойда Уэббера дети исполняли сами.

Когда в 1988 году хореограф Жак д’Амбуаз приехал в Москву отбирать детей для постановки на Бродвее мюзикла The Shooting of Dan McGrew, Дмитрий с друзьями из театральной студии решили пойти на кастинг. Взяли его и еще двоих: полгода они репетировали в Москве, а потом поехали в Нью-Йорк и месяц жили в американских семьях и выступали на Бродвее. В шоу играли взрослые актеры и танцоры, а в массовых сценах — дети из СССР и Китая.

Примерно в то же время Волков получил главную роль в советском боевике «Чтобы выжить» (вышел в 1992 году), он снимался вместе с Владимиром Меньшовым и Александром Розенбаумом. За этот фильм Дмитрий получил гонорар 6000 рублей. Его мама тогда зарабатывала 120 рублей в месяц. В школе ему прочили карьеру актера, однако после съемок он в ней разочаровался. «Я возненавидел эту индустрию до глубины души: все сакральное, что там было, находилось на дне бутылки», — вспоминает Волков. Получив гонорар, он первым делом купил огромную библию почти за 800 рублей. Поступил Волков на исторический факультет МГУ.

 
Дмитрий Волков
Дмитрий Волков·Борис Жарков для Forbes

Программист

«Я никогда не отказывался ни от какой работы», — вспоминает Волков свои студенческие годы. С конца 2-го курса он переводил книги и документальные фильмы, преподавал английский в частном детском саду, который открыла подруга его матери, был тренером по карате и переводчиком у пастора лютеранской церкви, который ходил по квартирам и совершал обряд крещения.

Его «первый босс» американец Брайан Прайд из Нью-Йорка строил в Москве первые ночные клубы — «Метелицу», «Арлекино» и «Спорт-бар». Волков сначала работал его помощником, а позже Прайд доверил ему отдельный проект — строительство детского клуба «Арлекино» на Таганке. Другой американец, который познакомил Волкова с Прайдом, Дэн Сайкс рассказал Forbes, что впервые приехал в Россию в 1993 году. Он собирался работать в строительной бригаде Брайана Прайда, который, по его словам, был субподрядчиком по строительству ночного клуба «Метелица», являющегося частью казино Cherry Casino на Новом Арбате.

Как-то Прайд познакомил Волкова с иностранцем, которому нужен был перевод с языка ColdFusion на ASP. «Это потом выяснилось, что речь шла о переводе с одного языка программирования на другой, но я услышал лишь слово «перевод» и согласился выполнить работу за $3000 и три месяца», — смеется Волков. Сам он справиться с задачей не мог и стал искать специалистов. Так он познакомился с одним из своих будущих сотрудников, который тогда работал в Кремле в ФАПСИ. Он тоже не справился с заданием, но помог нанять студентов Бауманки, которые все сделали за $400.

В итоге работа потребовала гораздо больше ресурсов и времени, поэтому стоила заказчику $10 000. «Я блефовал, но и он блефовал не меньше», — вспоминает бизнесмен. После первого заказа у Волкова появилось несколько программистов и заказы на разработку веб-сайтов. На этой базе в 1998 году он основал компанию IT-Online, которая специализировалась на создании и продвижении интернет-проектов.

Организатор

«В 20 лет я делал все что угодно, но в 23 года понял, что хочу заниматься IT — мне нравилось работать с компьютерами, нравилось что-то создавать и быстро видеть результаты работы», — рассказывает Волков. Он учился на разных курсах и понял, что сам программировать не хочет. «Мне нравилось работать с айтишниками: они умные ребята, но многим из них не хватало soft skills, а у меня они были, и я мог организовать для этих ребят бизнес», — вспоминает Волков. Сотрудники IT-Online выполняли работу для заказчиков из-за рубежа: код писали в основном русскоязычные программисты в России, Белоруссии и Украине.

 

В 2002 году Волков выделил из IT-Online компанию UsabilityLab, которая занималась проектированием пользовательских интерфейсов и сайтов. Одним из первых клиентов UsabilityLab была компания по производству пластиковых окон, попросившая поменять дизайн сайта. Волков предложил пойти дальше — провести исследование взаимодействия пользователя с порталом и бесплатно переделать сайт так, чтобы продажи окон выросли. Клиент не возражал и согласился в случае успеха поделиться процентом от выручки.

Исследование показало, что покупателями пластиковых окон были в основном домохозяйки, им нужно было предложить готовое решение, а не заставлять их разбираться в деталях. «Это был сайт с миллионом конфигураций фурнитуры, они весь свой склад туда выложили», — смеется Волков. Кроме того, на сайте не было телефона компании. UsabilityLab изменила стартовую страницу, поместив на нее номер телефона и фотографию женщины с ребенком, которая показывает ему в окне солнце. Продажи, по словам Волкова, выросли в 10 раз. Среди клиентов UsabilityLab, по данным Web Archive, в разные годы были Альфа-банк, Транскредитбанк, «Яндекс», МТС, «Ростелеком», «Комус» и др. В «Яндексе» подтвердили, что пользовались услугами компании. Со временем Волков продал долю в UsabilityLab, но условия сделки не раскрывает.

Другим проектом IT-Online стал платежный сервис PayOnline. IT-Online создала биллинговую систему для одной телекоммуникационной компании и осталась владельцем интеллектуальных прав на нее. «Как-то в октябре 2007 года мы пошли с Дмитрием обедать, и он предложил мне создать платежную систему», — вспоминает предприниматель Марат Абасалиев, который проработал в IT-Online 10 лет. Он пришел в компанию в 2005-м ведущим разработчиком, а в 2007-м уже возглавлял отдел. «Дмитрий не был сторонником вертикального управления: он знал всех сотрудников и общался с ними напрямую. Это позволяло ему быстрее доносить свои идеи и получать обратную связь», — описывает он стиль руководства Волкова.

В январе 2008-го компания зарегистрировала ООО «Пэйонлайн систем» и примерно через полгода запустила сервис, вспоминает Абасалиев. Клиентами PayOnline были Avito, LitRes, Alawar и др. Годовой оборот транзакций, которые обрабатывала компания, превышал 30 млрд рублей. В 2015 году Волков продал PayOnline американской компании Net Element за $8,5 млн.

 

Волкову не хотелось дальше заниматься b2b-бизнесом и постоянно зависеть от одного крупного заказчика. IT-Online тоже была продана, подробности сделки Волков не разглашает. «Офшорное программирование — это техническая, нетворческая работа, когда ты являешься инструментом в руках заказчика и даже не понимаешь назначение продукта», — объясняет бизнесмен. Он решил заняться разработкой собственного продукта.

Бизнесмен

Фундамент для дейтингового бизнеса Волкова был заложен еще в 1998 году, когда один из заказчиков IT-Online попросил его автоматизировать процесс печати каталогов одной американской службы знакомств AnastasiaDate. Она рассылала каталоги с фотографиями и анкетами людей, а потом продавала адреса тем, кто хотел написать понравившемуся человеку. Волков автоматизировал процесс изготовления и предложил заказчику перенести каталоги в онлайн, но тот отказался — боялся, что информацию о его клиентах украдут.

Тогда бизнесмен предложил другой вариант: компания Волкова разрабатывает софт, заказчик сам создает сайт и дублирует свой каталог в интернете. Когда онлайн-бизнес начнет приносить доход, он начнет делиться с Волковым прибылью. Заказчик согласился. Так Волков изменил бизнес-модель: он стал разрабатывать программное обеспечение и сдавать его в аренду. Если раньше он получал деньги за часы, которые программисты тратили на работу, то теперь зарабатывал на лицензионных отчислениях. «Мой бизнес трансформировался из работы на заказчика в продажу собственного кода и IP [интеллектуальной собственности]», — объясняет Волков. Все доменные имена, программное обеспечение, патенты и IP Волков в результате оформил на компанию SDVentures, которая была создана в 2014 году и объединила активы Волкова после продажи IT-Online. Волков не создавал сами дейтинговые сервисы (сайты и приложения для знакомств), он придумывал идею, покупал товарный знак и домен и разрабатывал софт. Затем передавал эту интеллектуальную собственность, включая идею, управляющей компании, которая занималась продвижением сервисов.

Дмитрий Волков
Дмитрий Волков·Борис Жарков для Forbes

С 2013 года программное обеспечение Волкова для создания и продвижения сервисов знакомств в качестве лицензиата начала использовать компания SOL Holdings Аллы Губенко, с которой Волков знаком более 10 лет. Губенко рассказала Forbes, что с 2008 по 2011 год работала HR-директором в его IT-Online. По данным реестра компаний Кипра, 91% акций SOL Holdings принадлежит Губенко, а 9% — Алексею Негину. По словам Губенко, Негин был партнером Волкова, но сейчас участия в бизнесе не принимает. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2006 году Негин владел 50% компании UsabilityLab.

 

«Алла очень талантливый человек, который смог и детей воспитывать, и заниматься бизнесом», — говорит Волков о своей бывшей сотруднице. Двадцать первого октября 2019 года было официально объявлено, что Волков и Губенко объединили активы и создали компанию Dating.com Group, в которую вошли такие сервисы знакомств, как Dating.com, DateMyAge, Cherish, Tubit, AnastasiaDate, ChinaLove, AsianDate и Amolatina. Общая аудитория всех приложений и сайтов, по данным компании, составляет 73 млн зарегистрированных пользователей, выручка по итогам 2018 года достигла $200 млн, и Волков прогнозирует ее рост на 15–20% в год. Для сравнения: выручка Bumble за 2018-й составила $162 млн (без НДС).

Дмитрию и компании SDVentures принадлежали права на интеллектуальную собственность (программное обеспечение, домены и торговые знаки) Dating.com и еще десятка онлайн-ресурсов, говорит Губенко. Взамен Волков получил $215 млн и долю 30% в Dating.com Group. В создание IP и софта, переданного в объединенную компанию, Волков, по его словам, вложил около $25 млн. Почему вместо контроля в объединенной компании он забрал наличные? Он говорит, что полученные средства пойдут на развитие инвестиционного бизнеса SDVentures, хотя он и не исключает возможности увеличения своей доли.

Игрок №3

«Если 30 лет назад большинство людей в 25 лет были женаты, то сейчас большинство мужчин и женщин в 25 лет не женаты и не замужем: теперь сам процесс дейтинга — это часть жизни, а не короткий период перед свадьбой», — объясняет предприниматель. Dating.com Group планирует расширяться: в конце ноября 2019-го компания купила 100% американского сервиса Dil Mil для экспатов из Индии за $50 млн, часть сделки была оплачена акциями.

«В индустрии дейтинга идет консолидация бизнеса, и я вижу в нем потенциал. У меня появились возможность участвовать в этой большой игре и ресурсы, чтобы это делать», — говорит Волков. До сделки по объединению с компанией Губенко в его обязанности входила только разработка, теперь он будет заниматься и привлечением клиентов, и «улучшением продукта с точки зрения пользователя».

 

В России сервисов Dating.com Group как не было, так и не будет. Россияне, по словам Волкова, активно пользуются дейтингом, но платят за него неохотно. Он считает, что, если часть доходов его компании будет приходить из России, стоимость компании снизится. Dating.com Group — одна из крупнейших дейтинговых компаний в мире, она фокусируется на сервисах для международных знакомств, говорит основатель Courtland Brooks Марк Брукс, которого Волков нанял в 2014 году. «Я помог Dating.com Group переосмыслить пространство, в котором находится AnastasiaDate как сегмент премиальных международных знакомств, а также помог в некоторых сделках по слиянию и поглощению», — рассказал Брукс Forbes.

Крупнейший игрок на мировом рынке дейтинга сегодня — Match Group, которая объединяет популярные сервисы знакомств Tinder, OKCupid, Plenty of Fish и др. Вторая компания на рынке — созданная российским предпринимателем Андреем Андреевым MagicLab, в которую входят Badoo, Bumble, Chappy и Lumen. В ноябре 2019-го инвесткомпания Blackstone купила долю Андреева в MagicLab, оценив всю компанию в $3 млрд. «На рынке есть два понятных, значительных игрока. Есть и другие, но Dating.com Group, я предполагаю, может стать игроком номер три», — считает Волков. Рынок дейтинга растет ежегодно примерно на 10% в год и к 2022 году достигнет $9,5 млрд, по данным Dsight.

Есть несколько компаний в индустрии, которые являются покупателями сервисов знакомств. Первая — это Match Group, которая купила больше компаний, чем кто-либо, говорит Брукс. Есть созданная в Лос-Анджелесе Spark Networks SE, которая после покупки немецкой Affinitas GmbH базируется в Берлине. В Spark Networks SE входит такой сервис как Jdate, а недавно они купили Zoosk. Еще одним покупателем дейтинг-сервисов является Meet Group, которая приобрела такие компании как LOVOO, Tagged и Skout, отметил Брукс. Dating.com Group — это новый покупатель на рынке, продолжает эксперт, они делают ставку на международные знакомства: покупка сервисов ChinaLove и DilMil вписывается в их стратегию.

Верит в перспективу онлайн-дейтинга и друг Волкова, предприниматель и инвестор Давид Ян. «Весь наш мир уходит в онлайн. Лайки в Facebook, в Instagram и в Twitter — вот границы современного человека. Мы давно перестали быть изолированными от технологических коммуникационных средств, соответственно, социальные сети и способы знакомства друг с другом онлайн стали частью нашей жизни», — говорит он.

 

По мнению Яна, продажа части бизнеса не означает, что владелец в нем разочаровался: «У любого нормального предпринимателя «выход» — это вопрос времени. Я, например, являюсь сооснователем компании iiko, на одноименном продукте которой работает 30 000 ресторанов. В ближайшее время я продам целиком свою долю. Значит ли это, что с iiko какая-то проблема? Нет, iiko развивается и растет на 46% в год, это прибыльная компания. Но если предприниматель слишком долго задерживается у руля своей компании, она никогда не получает способность привлекать сильных менеджеров, которые будут дальше ее растить».

Волков видит будущее дейтинга в дефрагментации сервисов. «Появляются сайты знакомств для людей старше 60 лет. Есть Grinder — быстрорастущий сайт для геев. Есть приложение Military Dating — для тех, кто служит в армии», — перечисляет он. На его глазах индустрия сильно трансформировалась: «Я помню момент, когда казалось, что если ты размещаешь анкету онлайн и хочешь познакомиться, то ты извращенец или неудачник, а теперь вот Facebook запустил свой дейтинг», — говорит Волков. Он считает, что приход крупного игрока сделает индустрию лучше: «Для меня действия Facebook значат довольно много, потому что это компания-законодатель».

«Мы перешли на мобильные устройства и это совершенно новая индустрия с новой динамикой: это уже не интернет-знакомства, а мобильные знакомства», — говорит Брукс. Любой, кто пользуется услугами сайтов знакомств, использует в основном мобильные устройства.

Инвестор

Помимо управления Dating.com Group, Волков занимается инвестиционным бизнесом: SDVentures вкладывает средства напрямую в молодые IT-компании, в венчурные фонды, в фонды венчурных фондов. В портфеле SDVentures таких проектов около тридцати. Кроме того, у Волкова есть фонд недвижимости Real Estate Discovery Ventures (REDV), который сфокусирован на США. В портфеле фонда, в частности, есть помещения, в которых располагаются аптеки сетей Walgreens и Rite Aid. По данным сайта фонда, его портфель из 28 объектов оценивается в $198 млн.

 

SDVentures Волков создавал с двумя бывшими клиентами — Мэтью Чжаном из Гонконга и Яном Кравецем из Тель-Авива. Партнеры хотели инвестировать в российские компании, но быстро поняли, что вкладываться в бизнес в одной стране нецелесообразно. «Мы почти сразу начали инвестировать в проекты, которые имели глобальный потенциал роста», — говорит Волков. На начальном этапе Чжан и Кравец вкладывали свои деньги в SDVentures, но сейчас они переключились на свои проекты, и работой фонда активно занимается только Волков.

Полученные в результате сделки с Губенко $215 млн SDVentures планирует использовать в основном для прямых вложений в IT-компании. «Мы хотим вый­ти на инвестиции с более крупным чеком и стать серьезным игроком на рынках США и Европы», — говорит Волков. Сейчас он инвестирует в один проект от $1 млн до $5 млн.

Волков одним из первых инвестировал в приложение для распознавания музыки Shazam: он был инвестором фонда DN Capital, который вместе с другими фондами вложился в этот сервис. В 2018-м Apple купила Shazam. Корпорация не раскрывала сумму сделки, но TechCrunch оценивало ее в $401 млн.

Волков считает «достаточно важными» свои более поздние инвестиции. Одна из них — платформа для ученых Academia.edu, в которую Волков в 2016 году вложил $1 млн. Сервис позволяет исследователям делиться друг с другом научными работами. «Идея была в том, чтобы совершить в научном мире такой же переворот, как Spotify в мире музыки, а Netflix в мире кино», — говорит бизнесмен. Сейчас каждая статья, которая выходит в специализированном журнале, обходится ученому в $25–40, а независимому исследователю, по оценке Волкова, во время работы приходится покупать сотни таких статей. Academia.edu предлагает ученым платформу, где можно публиковать черновики работ или альтернативные статьи с бесплатным доступом, чтобы «ускорять мировые исследования».

 

В 2019 году Волков инвестировал $500 000 через SDVentures в другой популярный проект — сервис Patreon, который позволяет жертвовать деньги создателям контента: видеоблогерам, художникам, музыкантам, дизайнерам и т. д. Сейчас на платформе, созданной в 2013 году, зарегистрировано более 100 000 авторов контента, которым Patreon выплатит к концу 2019 года $1 млрд. «Сейчас YouTube ввел платные подписки, которые могут составить конкуренцию Patreon, но гиганты не всегда могут сфокусированно что-то решать. Patreon придумал классную схему многоуровневой поддержки. YouTube вряд ли сделает такую», — объясняет свой интерес к проекту Волков.

Вложения Волкова в венчурные фонды, по данным Forbes, составляют около $50 млн. Один из таких фондов — Gagarin Capital Николая Давыдова и Михаила Тавера, который специализируется на инвестициях в искусственный интеллект. В конце 2016 года Волков стал инвестором этого фонда и вложил в общей сложности $3,5 млн.

Дмитрий Волков
Дмитрий Волков·Борис Жарков для Forbes

«Часть моих инвестиций, в том числе в искусственный интеллект, связана с тем, что я занимаюсь философией и думаю о будущем», — признается Волков. C 2017 года он доктор философских наук, а с 1 июля 2019 года профессор философского факультета МГУ.

С Давыдовым он познакомился в 2011 году, когда стал инвестором iTech Capital, где тот работал инвестиционным директором. «Он очень активный инвестор, постоянно интересуется тем, что происходит в портфеле», — описывает Волкова Давыдов. В портфеле фонда 19 компаний: Дмитрий периодически общается с их основателями и предлагает им разную помощь, рассказывает Давыдов. Через Gagarin Capital Волков инвестировал в компанию Cherry Labs, разработавшую умную систему для дома, которая не только наблюдает и фиксирует происходящее, но и понимает, что кому-то из членов семьи нужна помощь.

 

Еще одна тема, которая интересует Волкова, — это дроны. Он инвестировал в два таких проекта. Латвийский стартап AirDog создает дроны для экстремальных видов спорта. «Если вы один занимаетесь экстремальным видом спорта, то вас никто не снимает, а если снимает, то ему сложно следить за вашим движением. Софт AirDog позволяет дрону постоянно удерживать внимание на человеке», — объясняет инвестор.

Второй проект — американский — система безопасности Sunflower Labs, которая создает дроны для патрулирования различных объектов. Дроны самостоятельно летают по территории, записывают видео, распознают чужих людей или животных. «Я планирую установить у себя Sunflower, но пока их дроны могут без подзарядки летать лишь на территории в 1,5-2 га (территория поместья в Кулдиге — 40 га. — Forbes)», — говорит Волков.

Венчурные инвесторы, в частности его партнер Давыдов, в начале относились к его идеям настороженно: «Если посмотреть на проекты, которые выбирал Дмитрий, то на рынке он мог производить впечатление странноватого чудака. А по результатам получилось, что он офигеть какой  успешный инвестор».

15 бизнесменов, изменивших представление о России. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+