Обещанного три года ждут: сможет ли глава SoftBank сдержать обещание Трампу
Три года назад в сияющем золотом вестибюле здания Trump Tower на Манхэттене два взбудораженных миллиардера стояли перед репортерами. Один из них — Дональд Трамп — за несколько недель до этого одержал неожиданную победу над Хиллари Клинтон в борьбе за кресло президента США. Вторым был Масаеси Сон, основатель и генеральный директор японского холдинга SoftBank, а также распорядитель недавно учрежденного инвестиционного фонда Vision Fund на $100 млрд.
Предвыборная кампания Трампа строилась на обещании вернуть рабочие места обратно в Америку, а компании от Alibaba до Amazon вызвались в этом помочь. Незадолго до этого Сону пришлось наблюдать, как процесс слияния его телекоммуникационной компании Sprint с американской T-Mobile оказался заморожен из-за опасений администрации Барака Обамы, связанных с возможными нарушениями антимонопольного законодательства в ходе сделки. Поэтому в декабре 2016 года Сон пришел в Trump Tower, чтобы сделать новый ход. Теперь японский миллиардер мог начать все заново с Трампом.
«Дамы и господа, это Маса из японского SoftBank, и он только что согласился инвестировать в США $50 млрд и создать 50 000 рабочих мест», — заявил избранный президент США. Сон показал журналистам страницу презентации, из которой следовало, что обещанное планируется выполнить через четыре года, как раз к завершению первого президентского срока Трампа.
Три года из намеченного срока прошли. Сумма инвестиций Сона в США действительно близится к $50 млрд — на целый год раньше. Представитель SoftBank заявил, что через Vision Fund и другие предприятия японского миллиардера в американскую экономику было вложено $47 млрд. Инвестиции получили десятки компаний — от фаворитов Кремниевой долины вроде корпоративного мессенджера Slack до сервиса доставки еды DoorDash. Почти половину заявленной суммы, около $18,5 млрд, была выделена сети коворкингов WeWork.
Как заработать $1 млрд за минуту: уроки основателя SoftBank Масаёси Сона
Помогло ли это финансирование создать заветные 50 000 рабочих мест, определить трудно. Количеству новых вакансий, созданных после обещания Сона, японский холдинг оценок не дает. Большая часть инвестиций из Vision Fund ушла в частные стартапы, которые не раскрывают свои показатели. А потому спрашивать что-либо с Сона нецелесообразно. Под угрозу любые достижения ставит и недавнее решение сократить расходы на основные активы в портфеле SoftBank. Чтобы хоть как-то уменьшить дальнейшие убытки, крупнейшие компании с инвестициями Сона — от Uber и WeWork до онлайн-сервиса аренды автомобилей Fair — в последние месяцы сократили тысячи сотрудников.
«Мы создали монстра»: как миллиардер Масаеси Сон собрал фонд на $100 млрд и потерял доверие рынка
Если Сону не удастся сдержать обещание о создании новых рабочих мест, он будет в этом не одинок. После выборов укреплять американский рынок труда клялись и другие корпорации, включая Foxconn и Alibaba, но и они с поставленной задачей не справились. Тем не менее, вполне вероятно, что с новым президентским сроком начнется волна новых обещаний от руководителей корпораций. Трамп, между тем, уже хвастается собственными заслугами на данном поприще и утверждает, что с момента его избрания в США стало на 7 млн рабочих мест больше. Руководителям компаний на заметку.
«Все хотят добиться благосклонности президента. Ему оказывают услуги, потому что знают, как он любит пресс-релизы», — говорит Роберт Скотт, старший экономист Института экономической политики, занимающегося исследованиями на рынке труда.
Сон, как и другие бизнес-лидеры, давшие обещания Трампу уже по факту его победы, планировал инвестировать в США еще до того, как Трамп стал президентом. За месяц до выборов 2016 года японский миллиардер решил закрепить свои успехи в инвестициях, ведь вложения в Yahoo и Alibaba оказались для него крайне удачными. Миллиардер создал Vision Fund на $100 млрд, чтобы финансировать передовые технологические стартапы по всему миру. При поддержке инвесторов из Саудовской Аравии и даже компании Apple, Сон вместе со своей командой начал вкладывать средства в стартапы Кремниевой долины. И весьма щедро, − не менее $100 млн на каждый проект.
К началу 2018 года казалось, что данное Трампу обещание основатель SoftBank все-таки сдержал. «Обещанные Соном $50 млрд обернулись инвестициями в $72 млрд. И он еще не закончил», — заявил Трамп в Висконсине на церемонии закладки фундамента новой фабрики тайваньской компании Foxconn, которую основал близкий друг Сона Терри Гоу.
SoftBank утверждает, что информация о $72 млрд не соответствует действительности. Белый дом разнящиеся цифры не комментирует.
Состояние главы SoftBank сократилось больше чем на $5 млрд за три месяца
Даже несмотря на это, Vision Fund потратил на американские стартапы десятки миллиардов долларов. Фонд стал широко известен тем, что выписывал компаниям чеки на крупные суммы, благодаря чему оценочная стоимость этих стартапов превышала $1 млрд. Больше всех получил WeWork — совместно SoftBank и Vision Fund вложили в стартап $18,5 млрд. Ощутимую сумму японский холдинг также выделил Uber — в начале 2018 года он профинансировав компанию на $9 млрд.
Щедрые выплаты должны были обернуться новыми рабочими местами. Но цель обеспечить работой 50 000 человек с самого начала была труднодостижимой. Сон отдавал предпочтение зарождающимся технологиям вроде робототехники и искусственного интеллекта, а стартапы в этих сферах обычно небольшие. За исключением разве что Uber, штат которого в США насчитывает свыше 13 000 сотрудников, каждая из десятков компаний в портфеле Vision Fund является работодателем лишь для пары сотен человек.
Чтобы определить рост числа рабочих мест благодаря усилиям японского холдинга, редакция Forbes обратилась более чем к 50 фирмам, которые финансируются деньгами SoftBank и находятся или ведут деятельность на территории США. Большинство из них от комментариев отказались. Те, кто все-таки решил поделиться информацией, заявили о едва ощутимом увеличении штата. Например, пенсильванский стартап Petuum, занимающийся разработками в области искусственного интеллекта, сообщил, что с момента получения инвестиций от SoftBank в октябре 2017 года компания наняла всего 120 новых сотрудников. Британский банк OakNorth обещала направить полученные от японской корпорации деньги на расширение штата по всему миру до 750 человек. Однако в итоге их численность выросла только в США, причем рост был незначительным: с четырех сотрудников до 23-х.
«Большая ошибка»: как основатель SoftBank не купил 30% Amazon за $130 млн
Несколько стартапов, с которыми связалась редакция Forbes, и вовсе отвергли мысль о том, что увеличением штата они обязаны азиатскому инвестору, объясняя это тем, что SoftBank не участвовал в последующих раундах инвестирования. Источник, близкий к одной из финансируемых Соном компаний, подчеркнул: «Приписывать рост числа персонала в заслугу SoftBank было бы совершенно неправильно».
Некоторые ключевые компании в портфеле Vision Fund сокращают штат сотрудников на фоне усиливающегося давления инвесторов, которые настаивают на выводе бизнеса в прибыль. В ноябре после отстранения основателя WeWork Адама Нойманна от должности гендиректора стартап объявил о планах сократить 4000 сотрудников по всему миру. Uber начиная с июля, по данным The New York Times, уволил свыше 1000 человек, главным образом в США. В свою очередь, сервис аренды автомобилей Fair в октябре расстался с 40% своего штата, упразднив около 200 рабочих мест. Строительная компания Katerra, по сообщению Bloomberg, уволила несколько сотен работников и недавно закрыла фабрику в Аризоне.
Sprint, один из крупнейших активов SoftBank, отчитывается о почти неизменном числе своих сотрудников, — с 2016 года в компании их насчитывается около 30 000. Тем не менее, как и другим крупным активам в портфеле Vision Fund, американскому оператору, вероятно, тоже придется прибегнуть к сокращению штата из-за слияния с T-Mobile. Министерство юстиции США одобрило сделку на $26 млрд несколько месяцев назад.
Но даже столь долгожданный союз может выйти Сону боком. Несколько дней назад начались слушания по иску, поданному генпрокурорами 13 штатов и округа Колумбия, которые хотят добиться отмены слияния, от которого, по их мнению, пострадают потребители.
Чтобы выполнить обещание, данное в Trump Tower, у Сона есть еще год. И, кажется, игра для ненасытного дельца пока не окончена.
С чего начинают миллиардеры? Первый бизнес богатейших людей планеты
Перевод Антона Бундина