Пришли за программистами: почему полиция обыскала компанию одного из самых успешных российских IT-бизнесменов
Созданная бывшими сотрудниками Rambler Игорем Сысоевым и Максимом Коноваловым компания Nginx — один из самых известных и успешных IT-стартапов с российскими корнями. В марте 2019 года американская компания F5 купила Nginx за $670 млн. Компания разработала веб-сервер Nginx, которым пользуются такие IT-гиганты, как Facebook. Netflix, Apple, «Яндекс» и многие другие, всего более 350 млн сайтов.
Однако в новостные сводки 12 декабря она попала не в связи с очередными бизнес-успехами — в московский офис компании с обысками приехала полиция. Причиной обыска стали претензии бывшего работодателя Сысоева и Коновалова, компании Rambler, которая заявила свои интеллектуальные права на Nginx.
Веб-сервер Nginx — это b2b-продукт, который компании могут использовать как независимый веб-сервер или как почтовый прокси-сервер для переадресации веб-запросов на другие серверы. Решение Nginx позволяет распределить нагрузку на сайт так, чтобы им одновременно могло пользоваться большое количество посетителей, а сам сайт мог обрабатывать параллельно множество запросов.
«Маски-шоу» в офисе
Об обысках в московском офисе Nginx первым сообщил в своем Twitter-аккаунте Игорь Ипполитов, который называет себя сотрудником компании. «В nginx обыск. Говорят, Сысоев украл nginx у рамблера», — написал он (сохранена орфография оригинального поста. — Forbes). Ипполитов также выложил фотографии постановления об обыске (позднее он удалил посты). Согласно постановлению, обыски проводились в бизнес-центре по адресу Усачева, дом 33 с.1. По данным СПАРК, там расположен офис ООО «Энджиникс», гендиректор которой — один из создателей Nginx Максим Коновалов, а владелец — американская F5. Forbes не удалось в четверг связаться с Ипполитовым.
По словам источника Forbes в Nginx, обыск начался в 11:25 мск — в офис пришли следователи в штатском и сотрудники в масках. «Гендиректор московского юрлица Максим Коновалов и, видимо, Игорь Сысоев были задержаны», — сказал собеседник Forbes. По информации Ипполитов, Коновалова и Сысоева увезли на допрос. Позже источник Forbes уточнил, что Коновалов и Сысоев были отпущены из полиции — обвинения им не предъявлены, в деле они проходят в качестве свидетелей.
Сысоев постоянно живет в Москве и работает в местном офисе, рассказал источник Forbes в компании. Американский офис F5 уведомлен о происходящем, уточнил он. Представитель F5 отказался от комментариев, объяснив это тем, что в компании продолжают «собирать факты». Мобильные телефоны Сысоева и Коновалова отключены.
Ущерб на 51 млн рублей
Согласно опубликованному Ипполитовым постановлению об обыске, 4 декабря Главное следственное управление ГУ МВД по Москве возбудило уголовное дело по ч.3 статьи 146 УК РФ («нарушение авторских и смежных прав»). По фабуле дела «неустановленные лица» из числа сотрудников Rambler не позднее октября 2004 года в рабочее время и по поручению руководства Rambler разработали программу Nginx. При этом «неустановленные лица» с умыслом на нарушение авторских прав указали, что исключительное право на программу принадлежит Игорю Сысоеву, в то время как, по версии Rambler, программа была «служебным произведением» и исключительные права на нее должны были принадлежать компании. После этого «лица» свободно распространяли программу в интернете, а в июле 2011 года передали исключительные права на Nginx зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании Nginx Inc. Этот договор, как и свободное распространение Nginx, в фабуле дела характеризуются как незаконные. Ущерб Rambler от всех этих действий по состоянию на июль 2011 года (в том же году Сысоев покинул компанию) оценивается в 51,4 млн рублей, говорится в постановлении.
«Мы обнаружили, что исключительное право компании «Рамблер Интернет Холдинг» на веб-сервер NGINX нарушено в результате действий третьих лиц. В связи с этим «Рамблер Интернет Холдинг» уступила права на предъявление претензий и исков, связанных с нарушением прав на NGINX, компании Lynwood Investments CY Ltd, которая обладает необходимыми компетенциями для восстановления справедливости в вопросе о принадлежности прав», — говорится в ответе пресс-службы Rambler на запрос Forbes. Lynwood Investments CY Ltd — кипрская структура, связанная с совладельцем Rambler Александром Мамутом (через нее он, в частности, владел британской сетью книжных магазинов Waterstones). Сам Мамут 12 декабря был в жюри на демодне совместной акселерационной программы Сбербанка с 500 Startups. Однако в середине дня Мамут, как написал в своем телеграм-канале The Edinorog журналист Дмитрий Филонов, мероприятие покинул. Forbes направил запрос в Lynwood Investments.
В пресс-службе другого крупного акционера Rambler, Сбербанка, отказались от комментариев. По словам источника Forbes в Nginx, ранее у Rambler вопросов к компании не возникало. В пресс-службе МВД попросили отправить письменный запрос.
Чей «Энджиникс»?
В интервью журналу «Хакер» в 2012 году Игорь Сысоев рассказывал, что в Rambler он работал системным администратором, а в свободное время писал программы. «Надо отметить, что в мои должностные обязанности программирование не входило», — отмечал Сысоев. Nginx, по словам Сысоева, он начал разрабатывать весной 2002 года. «В 2003 году про мои разработки прознали снаружи «Рамблера», и, более того, Nginx начал использоваться на нескольких сайтах», — вспоминал он. В 2004 году, по словам Сысоева, один из его коллег, Олег Бунин (работал в Rambler ведущим разработчиком), попросил его доделать в Nginx функциональность проксирования запросов для запускавшегося тогда сервиса Foto.rambler.ru.
Бывший исполнительный директор Rambler Игорь Ашманов рассказал Forbes, что лично нанимал Игоря Сысоева в компанию на должность системного администратора в 2000 году. «Тогда было оговорено, что у него есть свой open-source-проект и «Рамблеру» было дано разрешение его использовать, договоренность была такая», — утверждает Ашманов, который ушел из «Рамблера» в 2001 году. Тогда же, по его словам, в «Рамблере» работал Олег Бортунов, создатель компании Postgres Professional. «Поиск — это очень крутая штука, там работают крутые люди, у каждого из них был какой-нибудь свой проект, это считалось абсолютно нормальным. Как правило, это проекты были open source и абсолютно бесплатные. «Рамблеру» было выгодно, что там работали такие люди», — говорит Ашманов. Он добавляет, что у «Рамблера» никаких служебных заданий или бумаг о том, что кто-то поручал Сысоеву разрабатывать Nginx, не может быть, так как Сысоев не был разработчиком программного обеспечения. «Этот иск необоснованный и пустой. Если надо будет, то я готов дать показания в суде о том, что у Сысоева была договоренность о работе над собственным проектом», — добавил Ашманов.
В Rambler с этой позицией не согласны. «NGINX является служебным произведением, разработкой которого с начала 2000-х годов в рамках трудовых отношений с «Рамблером» занимался Игорь Сысоев, поэтому любое использование этой программы без согласия Rambler Group является нарушением исключительного права», — отметили в пресс-службе компании.
Когда Сысоев уходил из Rambler, никто не возражал, продолжает Ашманов: «какие-то юристы после покупки Rambler Сбербанком решили выслужиться». «Все эти договоренности [по интеллектуальной собственности] у Сысоева были достигнуты еще с Потаниным (Rambler входил в его холдинг «Профмедиа»). Мамут купил «Рамблер» в 2014 году, и очень долго искали доказательства. Заниматься этим начали давно, но дела Rambler в таком состоянии, что найти доказательства было непросто. С приходом Сбербанка это никак не связано», — объясняет Forbes источник, близкий к Rambler.
Конфликт между Rambler и Nginx — не очень характерный кейс как для российского, так и международных рынков, считает аналитик венчурного фонда LETA Capital Александр Земляк. «Наши корпорации, которые участвуют в венчурных инвестициях, начали проявлять себя активно в юридическом поле», — считает он. Rambler решил предъявить претензии только сейчас, потому что «запахло деньгами»: их бывший сотрудник хорошо заработал и они решили разбираться в юридическом поле, считает Земляк.
Многое зависит от F5 — очевидно, когда проходил due diligence перед покупкой Nginx, этот вопрос должен был подниматься внутри, говорит Земляк. В условиях по покупке Nginx должны были быть зафиксированы риски, связанные в том числе с Rambler, отмечает аналитик LETA Capital. «Если F5 защитили себя правильно, то проблемы будут у основателя компании в том случае, если Rambler сможет предъявить доказательства». При этом, по словам Земляка, гражданско-правовые споры следует решать в соответствующей квалификации, а не переводить в уголовную плоскость.
Судебные перспективы
Наказание по ч.3 статьи 146 УК РФ — лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500 000 рублей либо принудительные работы на срок до пяти лет. По словам адвоката и партнера коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Алины Топорниной, в деле в первую очередь будут анализироваться те документы, которые Сысоев подписывал с Rambler, когда его нанимали в компанию и когда передавались права на его разработку.
Чтобы понять, правомерны ли претензии Rambler, нужно детально анализировать положения трудового договора Сысоева и все внутрикорпоративные соглашения, которые он подписывал, согласен юрист Forward Legal Федор Закабуня. По его словам, в случае если Сысоев будет привлечен по делу в качестве обвиняемого, а потом позицию Rambler поддержит суд, это может являться одним из оснований для оспаривания сделки с F5.
- Как программист сумел заработать миллион долларов на хобби
- Как программисты из России ускорили интернет и заработали $670 млн