Таинственный инвестор Telegram из Буффало: о ком власти США рассказали в иске к компаниям Павла Дурова
«Братья Дуровы запустили бета-версию мессенджера Telegram в конце 2013 года, в проект были вложены средства Павла и частного инвестора из Буффало, штат Нью-Йорк», — говорилось в октябрьской претензии Комиссии по ценным бумагам США (SEC). В документе, который предшествовал приостановке ICO Telegram, имя инвестора не называлось. Но о ком идет речь, можно понять из ранних публикаций о мессенджере.
Американский друг Перекопского
35-летний американский бизнесмен Аксель Нефф вырос в городе Буффало, штат Нью-Йорк. Получив образование инженера, в 2004 году Аксель устроился работать координатором по маркетингу в страховом брокере Lee Burke & Malarkey в городе Беруин, штат Пенсильвания. Там он управлял финансами состоятельных клиентов, следует из его профиля в LinkedIn.
В 2005 году Нефф стал руководителем проектов в геотехнической компании Langan Engineering & Environmental Services, которая предоставляет инженерные услуги, связанные с защитой окружающей среды. Клиентами компании были шведская IKEA, американская торговая сеть Home Depot, стадион Meadowlands и др. Нефф проработал в этой фирме четыре года.
В 2008 году Аксель стал частью команды «ВКонтакте» Павла Дурова. Неффа и Дурова познакомил Илья Перекопский — нынешний вице-президент по развитию бизнеса Telegram. Один из школьных друзей Неффа учился в России в СПбГУ в одной группе с Дуровым и Перекопским, писало в 2015 году издание The Washington Post. Нефф по-дружески помогал Перекопскому, когда тот приехал на лето в Буффало учить английский язык. «Еще до того, как он это понял, 28-летний парень, который водил старую Toyota и жил в сельской части штата Нью-Йорк, стал помощником директора по международным операциям одной из крупнейших в мире социальных сетей», — писало издание.
«Я познакомился с Павлом через нашего общего друга Илью Перекопского в то время, когда они запускали «ВКонтакте». Я считал Павла умным, с неповторимым «драйвом». Он был целеустремленным и, очевидно, визионером в мире технологий, а я был счастлив возможности поработать с ним», — вспоминает в разговоре с Forbes Аксель Нефф. Дуров был непредсказуемым по своей сути, что было одним из его сильнейших качеств, считает Нефф. «В этом смысле я считал его немного похожим на Стива Джобса», — добавил он.
Нефф рассказывает, что, присоединившись к «ВКонтакте», он сразу увидел возможность расширить влияние социальной сети в мире. В то время социальные сети только начали развиваться, и возможность попасть на этот рынок Нефф расценил как уникальный шанс. «Это оказалось не только волнующе, но и полезно в образовательном плане, и результативно. Я встретил много прекрасных людей, завел новых друзей и бизнес-партнеров, а также добился значительных успехов, помогая «ВКонтакте» расти на международном уровне», — заявил Нефф.
В своем профиле на LinkedIn Нефф указал, что работал в «ВКонтакте» с января 2008 года по апрель 2014-го и отвечал за международную деятельность компании за пределами Восточной Европы. Будучи директором по международным операциям «ВКонтакте» он провел корпоративный ребрендинг, помог компании достичь оценки в $3 млрд, а также увеличить число активных пользователей соцсети до 100 млн ежедневно.
«Ошибка» SEC
В апреле 2012 года Аксель начал работать над новым проектом Дурова — мессенджером Telegram. «Я был одним из основателей Telegram, и все мои инвестиции были связаны с личным вкладом», — рассказал Нефф. Он отметил, что не может комментировать финансовые детали, касающиеся Telegram, по соглашению о разделении бизнеса. Сейчас у Неффа нет доли Telegram, уверяет он. «Насколько мне известно, Дуров был единственным инвестором в Telegram», — добавил он. Упоминание в иске SEC инвестора Telegram из Буффало — ошибка, настаивает Нефф.
До января 2015 года Аксель отвечал за все бизнес-фазы стартапа, нанимал сотрудников, вел переговоры с партнерами, контролировал соблюдение государственных и международных норм. За это время Telegram запустился на четырех разных континентах, используя частное оборудование, а также стал самым популярным приложением в App Store и Google Play более чем в 50 странах, указывал Нефф в своем LinkedIn.
Весной 2014 года стало известно, что Павел Дуров подал иск в суд Южного округа Нью-Йорка к своим бывшим партнерам, среди которых были Нефф и Перекопский, а также к фонду United Capital Partners (UCP) Ильи Щербовича. Конфликт возник из-за того, что активы Telegram были распределены между несколькими компаниями в разных юрисдикциях — так Дуров пытался скрыть от российских спецслужб свой новый проект. Он поручил Неффу и Перекопскому регистрацию компаний, закупку серверов, заключение договоров с Apple и т. д., а сам финансировал проект, писали «Ведомости» со ссылкой на иск Дурова. В 2012 и 2013 годах Дуров перечислил Перекопскому и Неффу $4,8 млн: к иску основатель Telegram приложил копии транзакций через Bank of New York. Нефф был номинальным владельцем компаний Digital Fortress, Telegram и Pictograph, базирующихся в США. Через некоторое время Дуров узнал, что Нефф тайно передал американские активы мессенджера фонду UCP.
Как раз тогда между Дуровым и акционером «ВКонтакте» фондом UCP развернулась борьба за социальную сеть, в которой Telegram был своего рода пешкой, писала The Washington Post. Многие разработчики и менеджеры Telegram работали в «ВКонтакте», и UCP утверждал, что Telegram принадлежит соцсети. Дуров настаивал, что это его личный проект.
Осенью 2014 года Дуров и UCP отказались от взаимных претензий и урегулировали конфликт: фонд вернул Дурову Telegram. Подробности соглашения стороны не комментировали. Отказался раскрывать какие-либо детали конфликта с Дуровым и Нефф. «Из-за NDA я не могу комментировать юридический конфликт. Но могу сказать, что все споры были разрешены, а все стороны остались довольны результатом», — отметил он.
«Ожидаемая» остановка ICO
Нефф не имеет отношения к мессенджеру Дурова уже пять лет. «После запуска и быстрого роста Telegram стало понятно, что в наших интересах идти разными путями», — рассказывает он. Кроме того, гражданство США добавляет сложности к любому проекту, в котором участвует Нефф. «Если такой бизнес, как Telegram, имеет какие-либо связи с США, то он должен полностью соблюдать все правила и нормы США», — объясняет он.
Сейчас Аксель работает старшим техническим директором в международным проекте по поиску сотрудников и работодателей Indeed. «Я больше не в безумном мире высокорисковых и нестабильных стартапов», — говорит Нефф. Однако он до сих пор следит за тем, что происходит с Telegram и связанными с ним проектами. «Мне очень интересно посмотреть, куда придет [блокчейн] TON. Я верю в способности Павла и, самое главное, его брата Николая. Я верю в то, что TON станет самой успешной криптоплатформой на рынке и решит многие проблемы, в которых Ethereum потерпел неудачу», — говорит Нефф. Он гордится тем, что был частью команды, выпустившей Telegram на рынок. «Я до сих пор остаюсь самым лояльным и активным пользователем Telegram», — признается Аксель.
Ситуацию, в которой SEC остановила ICO Telegram, бывший партнер Дурова называет «нормальной и ожидаемой». Комиссия все еще пытается понять, как классифицировать множество криптоплатформ, говорит он. «Сейчас она рассматривает как utility-токены, так и security-токены», — рассуждает Нефф. На security-токены распространяются все правила и нормы стандартных ценных бумаг. Операции с utility-токенами регулируются более свободно. «Однако такие платформы, как Ethereum и Telegram TON, размывают границу между этими видами токенов, затрудняя их оценку», — объясняет он. В результате SEC решает перестраховаться и приравнивает Gram к security-токенам, считает Нефф.
С Павлом Дуровым он сейчас «практически» не общается. С тех пор как пути бывших партнеров разошлись, они двигаются в разных направлениях. Нефф старается быть хорошим отцом своим детям и помогать людям находить работу с помощью Indeed. «Павел все еще меняет мир», — добавляет он.
Forbes обратился за комментариями к Перекопскому и в Telegram. В SEC отказались от комментариев.