Клондайк для инвестора. Как миллиардер Богуславский смог превратить $11 млн в $800 млн за 7 лет
Компанию Datadog основали в 2010 году Оливье Помель и Алексис Ле-Кук: будущие партнеры познакомились во время работы в фирме по разработке учебных программ Wireless Generation (сейчас — Amplify). После того как Wireless Generation купил международный медиахолдинг News Corporation, Помель и Ле-Кук решили создать продукт, который помог бы уменьшить число конфликтов между командами разработчиков и системных администраторов, которые часто работали над противоположными задачами.
Они создали Datadog в качестве облачной платформы с функциями мониторинга, визуализации метрик и уведомлений. По мере того как облачные технологии стали распространяться все шире, Datadog быстро росла и увеличивала число предоставляемых сервисов, она также интегрировалась с такими крупными платформами, как Amazon Web Services, Microsoft Azure, Google Cloud Platform и другими. В 2012 году компания привлекла $6,2 млн инвестиций в раунде А. Одним из инвесторов компании был фонд RTP Ventures Леонида Богуславского.
«Наша команда в США, Кирилл Шейнкман и Мурат Бисер, познакомились с Datadog в самом начале после ее основания. И в 2012 году мы инвестировали $2,5 млн при оценке всей компании до закрытия раунда в $13 млн», — рассказал Богуславский Forbes.
По его словам, решения об инвестициях в фонде принимаются коллегиально. Часто перед принятием решения Богуславский сам разговаривает с основателями компаний. «У Datadog потрясающая команда. Они визионеры. У нас есть их презентация, когда еще только запускалась компания. Все, что они планировали, все продукты были успешно разработаны. Кстати, есть одна важная общая с командой «Яндекса» черта — они все годы перевыполняли планы, утвержденные акционерами», — рассказывает сооснователь RTP Ventures.
Инвесторов привлекла «конкретная технологическая область и то, что это Saas-решение (software as a service — программное обеспечение как услуга. — Forbes), команда и потенциал масштабирования», говорит Богуславский. По его словам, в начале команда фокусировалась на том, чтобы дать решение компаниям малого и среднего бизнеса, а поскольку большинство таких компаний быстро растут, то ускоренно росла и Datadog.
Инвестиции и траты
Всего RTP Ventures участвовал в трех раундах инвестиций в IT-платформу. «Мы всегда стараемся поддерживать наши компании на последующих раундах, сохранять долю в капитале и места в советах директоров», — объясняет Богуславский. Во втором раунде объем инвестиций RTP составил $2,5 млн, рассказали в фонде. В третьем раунде — $6 млн, писали «Ведомости» в 2015 году. Получается, общая сумма вложений фонда составила $11 млн, однако еще до выхода на биржу компании RTP Ventures продал часть акций, полученных в раундах B и C.
В 2015 году Datadog купила платформу для обработки и анализа больших данных Mortar Data, добавив дополнительные возможности к собственной платформе. В том же году Datadog открыла офис исследования и разработки в Париже.
В 2016 году Datadog перенесла свою штаб-квартиру в Нью-Йорк: сотрудники компании, число которых за год удвоилось, заняли целый этаж в небоскребе The New York Times Building на Манхэттене. К 2017 году в Datadog работали около 300 сотрудников, большинство из которых базировались в американских офисах на Манхэттене, в Балтиморе и Бостоне. Помель в интервью Forbes рассказывал, что «компании с Восточного побережья было сложно завоевать доверие инвесторов с Западного». Но локация в Нью-Йорке помогла быть ближе к клиентам, которых в этом городе больше. «Вы выбираетесь из замкнутого мирка Кремниевой долины», — вспоминал он.
В начале 2016 года компания привлекла $94,55 млн, новый раунд возглавила американская инвестиционная компания Iconiq Capital. Эти деньги компания использовала, чтобы расширить свое присутствие на европейском, южноамериканском и азиатском рынках. Кроме того, в 2017 году компания купила платформу для мониторинга и устранения неполадок в онлайн-сервисах Logmatic.io, а в начале 2019 года она купила платформу для тестирования приложений на базе искусственного интеллекта Madumbo. Datadog не раскрывала суммы этих сделок. Всего до момента выхода на IPO компания привлекла $147,9 млн.
Последняя быстрорастущая
«Datadog не только быстрорастущая, но и чрезвычайно эффективная компания по использованию капитала. За все время она привлекла довольно мало капитала от инвесторов, и при этом перед IPO у нее было много денег на счету», — говорит Богуславский. А именно, как следует из проспекта акций, $52,3 млн, то есть около трети от привлеченных денег инвесторов.
На IPO Datadog вышла 19 сентября 2019 года на бирже NASDAQ. Она выпустила 24 млн акций класса А по стартовой цене $27 за бумагу. При закрытии торгов стоимость акций выросла на 39%, до $37,55 за штуку, капитализация компании достигла $10,9 млрд. Согласно документам, поданным Datadog в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), после IPO доля RTP составит 8,2% (8,1% голосующих акций). Стоимость этой доли превыcила $800 млн.
Высокая стоимость Datadog складывается как из текущих финансовых показателей, например роста выручки, так и из уверенности инвесторов в ее будущем, считает руководитель центра когнитивных технологий «АйТеко» Илья Калагин. В 2018 году выручка Datadog выросла на 96%, до $198 млн, чистый убыток составил $10,8 млн. В первом полугодии 2019 года выручка компании почти удвоилась по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и достигла $153,3 млн, убыток составил $13,7 млн.
«Компания очень хорошо запускает новые продукты, которые востребованы клиентами. У нее большой потенциал роста, так как ее клиентами становились многие технологические стартапы, которые быстро растут и превращаются в миллиардные бизнесы», — объясняет высокую стоимость проекта Богуславский.
«По большому счету все выглядит так, как будто Datadog старается на полную катушку и бьет все свои показатели», — рассказывал изданию Fortune старший стратег по рынку IPO Renaissance Capital Мэтью Кеннеди. «Такие типы IPO оказались очень выгодными для инвесторов в этом году. Это просто последняя быстрорастущая софтверная компания, которой восхищаются инвесторы, она растет и рентабельна, чем могут похвастаться не многие фирмы», — добавил он.
- «Его равнодушие по-хорошему меня задевало»: миллиардер Леонид Богуславский об отчиме Андрее Вознесенском, о матери и YouTube, который заменил поэзию
- Легионеры нового века: зачем Леонид Богуславский создал Суперлигу триатлона
Тысячи клиентов
Datadog — это инструмент для администраторов, который помогает быстро и автоматически выявлять ошибки в ИТ-инфраструктуре, рассказывает продуктовый менеджер облачных сервисов КРОК Сергей Зинкевич.
Такие решения становятся все более популярными, так как, с одной стороны, растет спрос на облачные продукты для разработки, с другой стороны — нужно постоянно контролировать работу сервисов и приложений, запущенных из облака, отмечает он. Может сложиться ситуация, при которой из-за ошибок сайт перестанет откликаться на запросы пользователей, а через клиентское приложение, например, не получится сделать заказ, объясняет Зинкевич. Инструменты, аналогичные Datadog, позволяют вовремя найти такие ошибки и принять меры.
Сейчас у Datadog более 8000 клиентов, среди которых такие корпорации, как Samsung, DreamWorks, Ubisoft, Nokia, Zynga и другие.
«Конкуренты у этого решения есть, но основное его преимущество — это комплексность. В то время как другие производители, например Zabbix, отслеживают качество работы отдельных элементов инфраструктуры, Datadog позволяет контролировать работоспособность всего и сразу: серверов, баз данных и многих других IT-компонентов», — подчеркивает Зинкевич.
Datadog появилась в правильное время в ответ на потребность компаний в едином решении для эффективной работы в облачных и гибридных средах, рассказывает Калагин. Востребованным сервис делает концентрация на оптимизации ресурсов за счет мониторинга инфраструктуры, производительности приложений, пользовательского опыта и других важных метрик и событий, отмечает эксперт. Это, в сочетании с современными инструментами анализа и визуализации, поиска проблем, использованием искусственного интеллекта и машинного обучения, превращает Datadog в продукт, который может применять практически любая компания, несущая потери из-за разрозненной IT-инфраструктуры и устаревших решений мониторинга. Потенциальную аудиторию системы увеличивает и ее интеграция с впечатляющим количеством приложений и сервисов, добавляет Калагин.