Они зарабатывают, пока мы «стареем». Хайп принес приложению FaceApp $1 млн
Хайп вокруг приложения FaceApp, созданного российским разработчиком Ярославом Гончаровым, начался 9 июля. За десять дней, прошедших с тех пор, пользователи, по данным аналитической компании App Annie, установили приложение 6,5 млн раз — 2 млн раз на iPhone и 4,5 млн раз на Android. Например, 17 июля FaceApp скачали 1,6 млн раз, а популярный Instagram — чуть более миллиона раз. Приложение, позволяющее «состарить» пользователя, попало в 50 самых популярных приложений в Ботсване и ЮАР, а через несколько дней заняло первые места в топах App Store и Google Play в России, США и других странах.
Это не первый хайп вокруг FaceApp. Впервые пользователи обратили на него внимание в мае 2017 года, через пять месяцев после его появления в магазинах приложений. Уже тогда FaceApp умело «старить», «молодить», менять пол и накладывать улыбку. Тогда максимальное число скачиваний приложения, по данным App Annie, достигало миллиона в день.
С чего начался нынешний хайп, неизвестно, но 14 июля Vogue Arabia рассказал о йеменской певице Балкис Фати, которая опубликовала в Instagram фотографию, обработанную в приложении FaceApp. Публикацию увидели 9 млн подписчиков, которые начали публиковать свои обработанные селфи, подражая ей.
FaceApp могло стать популярным, потому что кто-то из местных инфлюэнсеров нашел его, и оно стало вирусно и лавинообразно распространяться по соцсетям разных стран, предполагает директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. Либо компания могла покупать установки и вести маркетинговую кампанию, рассуждает он.
Миллион на старении
Всплеск интереса к FaceApp не только вывел его в топы магазинов приложений, но и положительно влияет на финансовые показатели компании, говорит директор по маркетингу Httpool Евгений Козлов. Приложение активно обсуждают в соцсетях, в Twitter за последние три дня FaceApp упомянули более 900 000 раз: пользователи делились результатом работы приложения или интересовались им у подписчиков, говорит Козлов. За прошедшую неделю FaceApp заработало не менее миллиона долларов на встроенных покупках, которые делали пользователи со всего мира, оценивает Козлов.
Действительно, данные App Annie свидетельствуют, что за десять дней с 9 по 19 июля приложение заработало более $1 млн, причем большую часть денег принесли владельцы мобильных устройств Apple, заплатившие $746 000. Пользоваться фильтрами FaceApp можно бесплатно, однако чтобы отключить рекламу в приложении, убрать водяной знак FaceApp на фото и получить доступ к дополнительным фильтрам, придется купить расширенную версию, которая стоит 290 рублей в месяц или 1490 рублей в год, следует из информации в приложении.
За время своего существования FaceApp, по данным App Annie, принесло своим создателям $11,6 млн, при этом его скачали 73,2 млн раз. Гончаров отказался говорить с Forbes.
Безопасность данных
Популярность приложения обернулась для его создателя целым рядом претензий. Блогеры и эксперты обратили внимание на условия пользовательского соглашения FaceApp. Согласно ему, приложение собирает персональные данные пользователя, получает доступ к библиотеке фотографий на смартфоне, загружает обрабатываемое фото на собственный сервер и хранит его там. Кроме того, скачивая приложение, пользователь соглашается на использование его имени, голоса, облика и других внешних данных, достаточных для идентификации личности.
17 июля американский сенатор Чак Шумер написал директору ФБР и Федеральной торговой комиссии о том, что российское приложение представляет угрозу национальной безопасности США. Миллионам американцев, которые установили на свои смартфоны FaceApp, пришлось предоставить «полный и безоговорочный доступ к своим личным фотографиям и данным» российской компании, предупреждал Шумер в письме. Уровень доступа к персональным данным позволит компании использовать загруженные в FaceApp снимки без согласия пользователей, отмечает сенатор. Он опасается, что приватная информация миллионов его соотечественников может «оказаться в руках российского правительства или связанных с ним компаний».
Гончаров ответил на эти претензии: он рассказал американскому Forbes, что компания не использует данные пользователей без их согласия. Большинство снимков приложение обрабатывает в облаке, утверждает основатель FaceApp. Туда компания загружает только ту фотографию, которую пользователь хочет отредактировать, а не все снимки, хранящиеся в смартфоне, добавляет он. Благодаря хранению снимка в облаке пользователю не нужно загружать его снова, если он хочет повторно отредактировать фото. Гончаров подчеркивает, что большинство фото хранится в облаке не более 48 часов, а у владельца смартфона есть возможность с помощью настроек удалить свои данные с сервера. Компания не передает и не продает пользовательские данные третьим лицам, утверждает Гончаров.
Потенциальные покупатели
FaceApp не первое популярное приложение, использующее нейросети. В августе 2017 года в рунете стало популярно приложение Teleport: с его помощью можно было менять цвет волос и фон на фотографии. В течение десяти дней его загрузили 1,5 млн раз. В 2018 году Teleport, сооснователем которого был российский программист Виктор Кох, купила за $8 млн американская компания Snap Inc. (владеет соцсетью Snapchat).
Приложение Prisma, позволяющее с помощью нейросети изменять изображения так, чтобы они напоминали различные стили из истории искусства, было популярно в 2016 году. В декабре 2018 года стало известно, что Prisma, сосредоточившись на монетизации приложения через встроенные покупки, привлекла $6 млн инвестиций и запустила бесплатное приложение Lensa, фотосервис для редактирования портретных фото и селфи с помощью машинного обучения.
Еще одно подобное приложение — Looksery — за $150 млн в 2015 году купил Snapchat. Разработчики Looksery создали технологию модификации потокового видео в режиме реального времени.
«Конечно, FaceАpp может получить предложение о покупке от какой-то крупной B2C компании, но подобных компаний немного, и такая возможность сильно ограничена по времени. Долгосрочно его может ждать судьба Prisma — люди наиграются и переключатся на что-то другое, момент будет упущен», — рассуждает старший инвестиционный менеджер венчурного фонда Runa Capital Константин Виноградов.