К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Страшнее, чем Brexit: как Google и Facebook оставляют британские стартапы без сотрудников

Фото Vincent Isore / IP3 / Getty Images
Фото Vincent Isore / IP3 / Getty Images
Открытие крупных офисов технологических гигантов из Кремниевой долины в Лондоне оставляет местные стартапы в состоянии кадрового голода

Агрессивная рекрутинговая кампания Кремниевой долины в Лондоне спровоцировала восторженные заголовки СМИ, но для крупнейшего в Европе делового центра технологических стартапов перемены могут стать настоящей катастрофой.

В последние годы такие интернет-гиганты, как Google, Facebook и Amazon, объявляли о планах нанять в свои лондонские офисы тысячи новых сотрудников. Сейчас корпорации уводят талантливые кадры из самых именитых стартапов британской столицы — чего стоит, к примеру, переманивание сотрудников сервиса по доставке еды Deliveroo, платформы по решениям пользовательской идентификации Onfido или разработчика программного обеспечения для видеоигр Improbable.

У себя дома американские технологические компании вынуждены иметь дело с постоянными проверками, а недовольство общественности выкачиванием данных и их регулярными утечками только растет. Несмотря на это, в Лондоне американский бизнес с распростертыми объятиями встречали премьер-министр Тереза Мэй, мэр столицы Садик Хан и множество других политиков.

 

Но для Великобритании прибытие гостей из-за океана может обернуться проклятием. Марк Тлущ, партнер в инвестиционном фонде Mangrove Capital Partners и руководитель платформы для создания веб-сайтов Wix, считает, что массовый приход игроков Кремниевой долины «не сулит местным стартапам ничего хорошего». По его мнению, угроза даже серьезнее, чем Brexit:  «Они обзванивают все компании, которые только приходят на ум, и предлагают зарплату вдвое выше, чем можно получать в стартапе. Не беда, нанимаешь всего 100 или 200 сотрудников. Но они собираются сделать Лондон крупным центром для своего бизнеса — в этом-то и таится главная опасность».

Google строит кампус на 7000 человек прямо за вокзалом Кингс-Кросс, а Facebook в конце 2018 года объявил, что на той же улице арендует два громадных здания и расширяет штат сотрудников в британской столице до 2300 человек. В нескольких километрах на восток, в районе Шордитч, который является колыбелью британских стартапов, новый офис в 2017 году открыла и Amazon, увеличив свой штат в Соединенном Королевстве до 5000.

 

Марк Тлущ, когда-то вложивший в Skype $2 млн и получивший с них $200 млн, признает:  «Это нравится городским чиновникам, и, если смотреть в краткосрочной перспективе, хорошо, что Google и Facebook есть в Лондоне. Однако в долгосрочной перспективе они принесут больше вреда, чем пользы, так как просто-напросто израсходуют имеющиеся здесь кадровые ресурсы, а новые при этом не появятся».

В Facebook и Amazon от комментариев отказались. В Google на запрос редакции Forbes не ответили.

Рекрутинг изнутри

Стиви Бакли, сооснователь Honest Work, британского сервиса по поиску вакансий в сфере информационных технологий, утверждает, что переманивание талантливых кадров из быстрорастущих стартапов является для фирм из Кремниевой долины  «стандартной практикой». Он объясняет:  «Когда калифорнийские компании хотят расширяться, они отправляются в Лондон и там начинают искать фирмы вроде Deliveroo, Monzo и т. д., чтобы  «заполучить» самых перспективных работников. Такое происходит сплошь и рядом. Их цель — как можно скорее обзавестись большим числом эффективных сотрудников. Присматриваясь к фирмам подобного уровня, они делают выводы о квалификации потенциального работника, особенно с учетом того, насколько строгий отбор ему удалось там пройти».

 

Активный рекрутинг, безусловно, оказывается хорошей новостью для соискателей, но для основателей британских и других европейских фирм такая ситуация лишь добавляет головной боли. По словам Бакли, в Лондоне процесс поиска, привлечения, собеседований и найма опытного разработчика программного обеспечения занимает обычно от полутора до трех месяцев.

«А теперь посчитайте, насколько сложным и дорогим будет весь процесс, если нужно найти не одного программиста и не двух, а сотни (как, например, в случае Deliveroo). И если к вам приезжает гигант из Кремниевой долины и отбирает существенную часть вашего персонала, то такая ситуация может иметь далеко идущие последствия — местные компании не смогут эффективно развиваться и удовлетворять запросам инвесторов», — заключает эксперт.

Еще один рекрутер в сфере технологий, пожелавший остаться неназванным, говорит, что своими действиями в отношении Deliveroo, Improbable и Onfido калифорнийские корпорации очень вредят и другим молодым стартапам.

За прошедшие пару лет Facebook переманил семь разработчиков из стартапа Qubit, специализирующегося на выпуске программного обеспечения, и из интернет-магазина модной одежды Lyst. Также, по информации анонимного рекрутера, в Google из Qubit  перешло три программиста.

По следам в LinkedIn

Немного покопавшись в дебрях LinkedIn, можно заметить, что из стартапов-«единорогов»  (фирм, перешагнувших рубеж капитализации в  $1 млрд) в корпорации Кремниевой долины переходят очень многие.

 

В последние годы больше всех, кажется, пострадала фирма Improbable, разрабатывающая решения виртуальной реальности при поддержке японского холдинга SoftBank. Стартап, оценивающийся сегодня более чем в $2 млрд, ради Google покинуло более дюжины инженеров и рекрутеров: за минувшие два года в американскую корпорацию на должности разработчиков ушли Мираан Табрез, Гарри Раган, Билл Крэнфилд и Сэм Коркоран, а Роксанна Алиабади стала на новом месте руководителем по программным продуктам.

Для большего эффекта американские фирмы уводят из Improbable и агентов по найму в технических областях, находя с их помощью еще больше необходимых кадров. Так, стартап потерял Эндрю Пикапа, высококлассного рекрутингового специалиста, который в марте перешел в Google, а также Франческу Барил, которая с февраля текущего года работает в Amazon. В Improbable от комментариев по данному поводу воздержались.

В Deliveroo, кстати, тоже не обошлось без громкого ухода некоторых руководителей в Google и Facebook. Например, Алекс Томпсон, глава команды по развитию продукта, работавшей над приложением сервиса для водителей-перевозчиков, в мае прошлого года покинул свою должность старшего руководителя по программному продукту и присоединился к Facebook в качестве руководителя по развитию продукта, а Джакомо Джуссани, специалист сервиса по обработке и анализу данных, в августе 2018-го перешел в Google.

Со всей предсказуемой дипломатичностью в Deliveroo заявили, что компания рада в Лондоне любым глобальным корпорациям.

 

Пресс-секретарь Deliveroo отметил:  «Наш стартап привлекает самых талантливых сотрудников со всего мира, а закрепляющийся за столицей статус международного центра технологий только помогает с набором перспективных работников. Укрепление международными компаниями своих позиций в Лондоне — это признак доверия британскому технологическому бизнесу. И такие инициативы должны поощряться».

Не все идет гладко и в Onfido, стартапе, специализирующемся на разработке решений по идентификации пользователей. В минувшем ноябре Пол Сарбиновски ушел оттуда с позиции инженера по безопасности на аналогичную должность в Google.

Хусейн Кассай, сооснователь и генеральный директор фирмы, рассказал, что между его предприятием и калифорнийскими корпорациями обмен сотрудниками двусторонний: «Технологические гиганты всегда стремятся нанять как можно больше персонала. Но на многих перспективных соискателей такая сильная корпоративная культура влияет удручающе. Мы часто видим, как руководители высшего звена хотят присоединиться к стартапам».

Кассай объясняет, что нынешний вице-президент Onfido по искусственному интеллекту пришел к ним из Amazon, а технический директор ранее работал в Spotify и Adobe:  «Если от нас кого-то переманят, то и от них кто-то может прийти к нам, тем более выбор кадров там намного богаче».

 

Почему им не сидится спокойно

Деньги — это еще не все. Однако в таком городе, как Лондон, они решают многое, ведь средняя цена дома здесь составляет 480 000 фунтов ($610 000), а за кружку пива в среднем придется выложить 5,19 фунта ($6,58).

Согласно данным веб-сайта по поиску вакансий Glassdoor, в британской столице начинающий программист ежегодно зарабатывает в среднем 30 000 фунтов ($38 000), старший разработчик получает 62 000 фунтов ($79 000), а годовая зарплата технического директора составляет порядка 145 000 фунтов ($185 000).

По словам одного агента по найму, зарплаты в технологическом секторе Великобритании просто меркнут на фоне предложений от крупных американских корпораций, где разработчики среднего звена за год получают более $127 000 (100 000 фунтов), а жалованье на руководящих или управленческих должностях и того выше:  «Зарплаты там, в основном в области проектирования и разработки, вышли из-под контроля».

И хотя предприятия Кремниевой долины платят своим сотрудникам в Соединенном Королевстве большие деньги, их коллеги в США все равно зарабатывают намного больше.

 

Если для соискателя важнее всего не щедрое вознаграждение или биржевые опционы, то не последнюю роль могут сыграть шикарные столовые, кофе от бариста или какие-нибудь другие приятные бонусы от работодателя.

Кремниевая долина в Израиле

Калифорнийские гиганты также активно заполняют Тель-Авив. Марк Тлущ признается, что Google постоянно пытается увести его сотрудников из базирующейся там штаб-квартиры Wix, но точное число тех, кто все-таки ушел, не раскрывает. «По-моему, Лондону нужно бояться совсем не выхода из Европейского союза, а американских компаний, которые приходят сюда и делают бизнес в своих громадных офисах», — добавляет он.

Некоторым везунчикам удается нанимать персонал из Кремниевой долины, предлагая долю в компании или внушая какую-нибудь «важную миссию».

Для развития инвестиционного приложения Freetrade, например, был привлечен ряд бывших сотрудников калифорнийских корпораций. Директор по маркетингу Виктор Небехадж ранее был руководителем по онлайн-операциям в Google; Йен Фуллер, вице-президент Freetrade по разработкам, работал в Snap управляющим по разработкам, а Майло Хилл, старший разработчик программного обеспечения, раньше занимался пользовательскими интерфейсами в Apple. Глава сервиса по обслуживанию клиентов Джемма Хэпп до Freetrade занималась клиентским обслуживанием в Snap, а еще раньше работала в Google.

 

Помимо этого, есть люди, которые уходят из технологических гигантов ради запуска собственного стартапа. На мероприятиях Xoogler можно увидеть множество бывших сотрудников Google, которые делают первые шаги в качестве руководителей своих новых компаний.

На прошлой неделе консалтинговая фирма GP Bullhound обнародовала прогноз о том, что к 2021 году в Европе будет свой собственный технологический  «титан»  с капитализацией на уровне $50 млрд. Однако, если Google и Facebook продолжат переманивать сотрудников из британских стартапов в том же духе, «маленькой островной стране» придется изрядно постараться, чтобы обзавестись собственным технологическим гигантом.

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+