Как запустить венчурный фонд в США: история основателя Day One Ventures Маши Дроковой
Маша Дрокова помогала с пиаром стартапам, которые выросли в «единорогов». Это вдохновило ее на создание собственного венчурного фонда. Что почерпнула Дрокова из знакомства с основателем Amazon Джеффом Безосом?
Маша Дрокова — в прошлом известный прокремлевский политический активист — в последние годы превратилась в одного из самых известных PR-специалистов технологических компаний. После сотрудничества с рядом проектов, которые выросли в «единорогов» (то есть получили оценку инвесторами свыше $1 млрд), Дрокова основала в Сан-Франциско собственный венчурный фонд Day One Ventures и занялась инвестициями в стартапы на ранних стадиях. В интервью Forbes в кулуарах Петербургского международного экономического форума Маша рассказала о том, как экспертиза в пиаре и коммуникациях помогла ей прийти к статусу инвестора, что такое корпоративная культура «первого дня» и почему на Day One Ventures оказал особенно сильное влияние богатейший человек в мире Джефф Безос.
- Я уехала из России более шести лет назад. Первая работа, которой я занималась, – глава по коммуникациям Acronis. Это компания, которая занимается защитой данных. В Acronis я занималась пиаром более чем в тридцати странах. Там я очень много узнала про пиар и про международные коммуникации.
- После этого я уехала в Нью-Йорк, где основала пиар-студию. Изначально у студии была очень маленькая команда, потому что было сложно сразу найти много успешных специалистов. Несмотря на большое количество проектов – почти 3000 за три года, которые к нам обращались, мы выбрали всего 25. Из этих 25 компаний четыре стали «единорогами»: WeWork, Houzz, HotelTonight, Gett. Это был очень крутой результат. Еще восемь компаний выросли в стоимости свыше $100 млн. Это навело на мысль, что мы можем находить правильные команды. Плюс был предыдущий опыт работы в фонде Runa Capital.
- Я подумала, что я хочу быть ангельским инвестором, который инвестирует в компании и помогает им с пиаром — так чтобы это были более долгосрочные отношения с компаниями, которые мне нравятся. И как ангельский инвестор я уже сделала инвестиции больше чем в десять компаний. Через полтора года сделала первый выход из стартапа в области искусственного интеллекта и многократно приумножила свои инвестиции. Также это было доказательством того, что инвестор, который на ранней стадии приносит экспертизу в области пиара и маркетинга, – это модель, которая очень сильно нужна на рынке.
- Мы создали фонд Day One Ventures, который инвестирует в стартапы и рассказывает их истории, то есть мы не просто инвестируем, но еще и покрываем потребность проектов в коммуникациях и пиаре. Есть определенный способ, технология, как мы это делаем. И есть замечательная команда – четыре человека, которые сфокусированы целиком на помощи нашим портфельным компаниям по пиару, и два человека, которые вместе со мной занимаются отбором лучших проектов.
- Есть то, что называется limited partners – инвесторы фонды. Это более 15 человек: среди наших партнеров основатели и топ-менеджеры технологических компаний, представители банковской индустрии из Barclays. JP Morgan, Goldman Sachs и др. Большое количество людей поверили в нашу стратегию и стали инвесторами в фонд.
- Мы инвестируем в проекты на ранних стадиях, которые называются pre-seed, seed и series A. И называемся Day One Ventures не случайно: есть известная концепция основателя и гендиректора Amazon Джеффа Безоса о day one компаниях – компаниях, которые живут каждый день, как будто это самый первый день, когда компания началась. И есть ряд отличительных черт day one компаний, которые мы ищем в стартапах. Собственно, Amazon – самая большая в мире компания с day one культурой.
- Мы внимательно слушаем компании, чтобы понять day one они или нет. У day one компаний есть важный критерий, который называется obsession with customers. Это значит, что компания очень трепетно относится к своим клиентам или пользователям. И мы определяем в ходе due diligence, общаясь с клиентами и пользователями, насколько для нашего потенциального портфельного проекта действительно важно взаимодействие с тем, для кого предназначен его продукт. Это хороший фильтр, чтобы находить лучшие компании. Мы делаем в среднем одну инвестицию в месяц.
- Мы познакомились с Джеффом Безосом около двух лет назад, и его идеи ощутимо повлияли на строительство Day One Ventures.