Мобильный сервис для вызова такси Uber вывел актера Эштона Катчера в высшую лигу звезд венчурной индустрии. В совокупности артист в альянсе с музыкальным менеджером Гаем Осири вложил в стартап, который 10 мая готовится провести долгожданное IPO, $500 000. Причем инвестировал Катчер на самых ранних этапах — в составе фонда Lowercase Capital еще на посевной стадии и в личном статусе в нескольких следующих раундах. За умение чутко чувствовать перспективы стартапов актер в 2016 году даже попал на обложку Forbes.
Но Катчер, как выяснил Forbes, отнюдь не единственный звездный представитель пула инвесторов Uber. Среди людей, которых обогатит выход сервиса на биржу, целая россыпь знаменитостей. Привлечение средств от них долгое время было сознательной стратегией основателя и бывшего гендиректора Uber Трэвиса Каланика — он делал ставку как на необычные по меркам индустрии источники финансирования, так и на эффект популяризации бренда его именитыми акционерами.
Участие в капитале Uber подтвердили Forbes актрисы Гвинет Пэлтроу и Оливия Манн, а также рэпер и продюсер Jay-Z. Также в компанию инвестировали актеры Леонардо Ди Каприо и Джаред Лето, певица, супруга Jay-Z Бейонсе. Их представители, равно как и представитель Uber, не ответили на вопросы Forbes.
Некоторые звездные инвесторы ждут IPO с особым нетерпением. «Это [инвестиция в Uber — прим. Forbes] спасет нашу семью», — признавался в интервью CNBC в декабре легендарный велогонщик Лэнс Армстронг, который после завершения карьеры оказался на грани разорения из-за признания в употреблении допинга. Бывший спортсмен, как и Катчер, вложился в Uber еще на посевной стадии в составе Lowercase Capital.
Фонд был основан миллиардером Крисом Сакка, в прошлом близким другом Каланика, и стал первым инвестором стартапа. Армстронг в 2009-м доверил Lowercase Capital $100 000 сбережений. Во сколько раз выросла сумма с тех пор, велогонщик не раскрывал. Он лишь говорил, что цифры «слишком хорошие, чтобы быть правдой». По оценке Bloomberg, инвестиций принесла Армстронгу примерно $20 млн прибыли. От комментариев Forbes бывший спортсмен отказался.
Другие звезды тоже рано очутились в пуле инвесторов Uber. Так, Jay-Z и продюсер Джей Браун вложились в компанию в раунде A в начале 2011 года, сообщил представитель артиста. Uber тогда работал только в Сан-Франциско и оценивался в $60 млн. Для сравнения, в рамках IPO компания может продать акции по $47 за штуку и получить капитализацию в $86 млрд, писала The New York Times.
Есть среди знаменитостей и те, кто инвестировал в Uber на более поздних стадиях. Например, в том же 2011 году в компанию вложилась Оливия Манн. С Калаником актрису познакомил один из венчурных капиталистов, и основатель Uber счел звезду «достойной» статуса инвестора Uber, рассказал Forbes ее представитель. По его словам, у Манн есть и другие инвестиции в проекты экономики совместного потребления, такие как сервис выгула собак Wag. Размер доли актрисы в Uber собеседник Forbes не раскрыл. Однако Манн публично сожалела, что не сделала в 2011 году еще более крупное вложение в компанию.
Инвестиции в Uber есть также у актера Эдварда Нортона, голливудского импресарио Ари Эмануэля и продюсера фильмов Квентина Тарантино Лоуренса Бендера. Об этом в книге Wild Ride об истории Uber писал редактор журнала Fortune Адам Лашински. Представители перечисленных знаменитостей не ответили на вопросы Forbes.
Сотрудничество Каланика со звездами не ограничивалось инвестициями. В 2015 году предприниматель попросил Бейонсе выступил на корпоративном мероприятии в Лас-Вегасе. Цена вопроса? По данным The New York Times, пакет акций Uber стоимостью $6 млн. Бейонсе не ответила на вопросы Forbes, но, согласно одной из версий, о сделке с Uber идет речь в строчке ее совместной с Jay-Z песни 2018 года Apeshit: «Заплати мне долей в капитале и смотри, как я избавляюсь от долговых обязательств».
Многих звезд на ранних этапах привлекала возможность вызвать одним прикосновением к экрану черный лимузин класса люкс. Пусть со временем Uber превратился в массовый бюджетный сервис, от утраты элитарной функции ранние инвесторы-знаменитости едва ли расстроились.
«Это уже не просто конкуренция с операторами такси. Это конкуренция с самой моделью владения автомобилем. Просто сумасшествие. Вот почему у Uber такие темпы роста и такой потенциал», — прозорливо объяснил Forbes в 2016 году Эштон Катчер.