Самое ожидаемое IPO. Что нового о бизнесе Uber мы узнали перед выходом компании на биржу
Самое ожидаемое IPO года — так предстоящее размещение на бирже акций Uber описывает Financial Times. По оценке Bloomberg, размещение Uber войдет в топ-10 крупнейших IPO в США за всю историю. После публикации заявки компании американской Комиссией по ценным бумагам (SEC) размещение сервиса такси приобрело более явные контуры. Вот что стало известно из опубликованных документов.
Идут на миллиард
Компания намерена выйти на Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE) под тикером UBER. В рамках размещения Uber собирается привлечь $1 млрд. Когда начнутся торги — пока не известно, однако источники Reuters говорят, что IPO запланировано на начало мая.
В документах, опубликованных SEC, не указан ценовой диапазон размещения, что не позволяет оценить всю компанию. Собеседники Reuters сообщали, что сервис рассчитывает на оценку $90-100 млрд.
Прибыльный бизнес
Прошлый год оказался для Uber прибыльным. Согласно документам, прибыль компании в 2018 году составила $997 млн. Годом ранее она зафиксировала убыток в $4 млрд, а в 2016-м — в $370 млн. Операционный убыток снизился с $4 млрд в 2017 году до $3 млрд.
Выручка Uber за три года выросла почти в три раза — с $3,8 млрд в 2016 году до $11,3 млрд — в 2018-м (в 2017 году она составила $7,9 млрд). Выручка только от основного бизнеса — заказа такси — выросла с $3,5 млрд в 2016-м до $9,2 млрд в прошлом году (всего было произведено заказов на $49,8 млрд). Остальные доходы принесли сервис доставки еды Uber Eats и другие проекты.
Uber предупреждает в разделе о рисках, что «понес значительные убытки с момента своего создания» и ожидает, что его операционные расходы «значительно возрастут в обозримом будущем».
На 31 декабря 2018 года активы Uber оценивались в $23,99 млрд. Свободные средства на счетах составляли $6,4 млрд.
Убытки от сделки с «Яндекс.Такси»
В прошлом году в России Uber создал совместную компанию с «Яндекс.Такси». По условиям сделки, около 59,3% совместной компании оказались у «Яндекса», 36,9% — у Uber, еще 3,8% достались сотрудникам. При закрытии сделки компания оценивалась более чем в $3,8 млрд, сообщал «Яндекс».
В проспекте Uber сообщил, что СП с «Яндекс.Такси» принесло ему убытки в 2018 году в размере $42 млн.
В августе 2016 года Uber получил 18,8% акций китайской компании Didi в обмен на свой бизнес на территории страны. В марте 2018 года американская компания провела аналогичную сделку в Юго-Восточной Азии, получив 30,0% акций компании Grab, лидера регионального рынка.
Ключевые инвесторы
В документах Uber перечислил своих основных инвесторов. А газета The Wall Street Journal оценила их доли исходя из того, что акции Uber разместятся по цене $55. Как отмечает газета, некоторые инвесторы смогут получить «экстраординарную» доходность.
Крупнейший инвестор Uber — японский SoftBank, владеет через фонд Vision Fund 16,3% компании. SoftBank вошел в капитал Uber чуть более года назад, заплатив около $7,7 млрд. После IPO стоимость доли превысит $12 млрд.
Венчурный фонд Benchmark, ранний инвестор Uber, владеет 11% компании. При этом большую часть этой доли он получил еще в 2011 году, когда возглавил инвестраунд серии A, вложив в стартап примерно $9 млн. Сейчас у фонда — доля стоимостью $8,25 млрд. В прошлом году фонд продал SoftBank часть своей доли (примерно на $900 млн). Если разделить на акции, получается по $0,073 за бумагу, пишет WSJ. Это было бы примерно в 750 раз больше прибыли от этих ранних акций по цене $55.
Один из основателей Uber Гарретт Кэмп напрямую владеет 6% Uber. Он также контролирует венчурный фонд Expa, который владеет 6% Uber. Пакет Гарретта Кэмпа можно будет оценить примерно в $4,5 млрд.
Сооснователю и бывшему гендиректору компании Трэвису Каланику принадлежит 8,6% компании. Каланик годами отказывался снижать свою долю в Uber до прошлого года, когда он продал SoftBank почти треть своей доли оценкой около $1,4 млрд. Доля Трэвиса Каланика может быть оценена в $6 млрд.
Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии с 2016 года напрямую владеет долей 5,3%. Эту долю WSJ оценивает в $4 млрд. Фонд также является инвестором Vision Fund.
Доля 5,2% — у Alphabet ($4 млрд). Компания также инвестировала в главного конкурента Uber в США — Lyft, который провел IPO в марте.
Локап-период, в течение которого инвесторы не смогут продать свои акции, продлится 180 дней, следует из документа.
Вознаграждение для руководства
Согласно документу, в прошлом году суммарное вознаграждение гендиректора Uber Дары Хосровшахи, назначенного в 2017 году, составило $45,3 млн. Большую часть ($40,1 млн) он получил в виде акций. В случае успешного IPO Хосровшахи получит опцион на 1,75 млн акций компании. Они потенциально могут стоить $170 млн, отмечает Financial Times. Для этого рыночная стоимость компании после выхода на биржу должна быть на уровне $120 млрд на протяжении как минимум трех месяцев, добавляет издание.
Бонусы для водителей
За преданность сервису Uber планирует награждать самых активных водителей денежными бонусами, на которые они смогут купить акции компании
Компания следует за Lyft, который также наградил водителей единовременными денежными бонусами во время публичного предложения. Компания выделила часть обыкновенных акций по начальной цене IPO, которые смогут приобрести водители, получившие эту «благодарность». Водители получат $100, $500, $1000 или $10 000 за совершение 2500, 5000, 10 000 или 20 000 поездок соответственно.
Но есть условие: преданные водители должны совершить хотя бы одну поездку в 2019 году и иметь высокую пользовательскую оценку в приложении. «Награды» для водителей Uber очень похожи на то, что Lyft сделал в рамках своего IPO. Uber уточнил, что для водителей за пределами США награда «может быть скорректирована в зависимости от региона».
Ключевые риски
Компания в проспекте перечисляет некоторые ключевые риски, с которыми сталкивается.
- Конкуренты. По мнению компании, она работает в крайне конкурентных сферах, где соперники могут быть более опытными, богатыми или дешевыми для потребителя. Упоминается в том числе «Яндекс.Такси» — в России у Uber и «Яндекса» совместное предприятие, однако в некоторых европейских странах сервисы соперничают.
- Убыточность. «Мы понесли значительные расходы с момента запуска. Мы ожидаем, что наши операционные затраты значительно вырастут в ближайшем будущем и мы можем не достичь прибыльности», предупреждает компания. Кроме того, доходы могут уменьшить скидки и бонусы, которые дает сервис.
- Законы. Uber опасается, что на бизнес повлияют законодательные нормы, по которым водителей признают работниками компании вместо сторонних подрядчиков. Соответствующие процессы идут в США и других странах. Кроме того, бизнесу угрожают ограничения на работу в центральной части городов и в аэропортах.
- Проблемы с репутацией. Компания отмечает, что в прошлые годы приобрела негативный облик и пока не может переломить ситуацию.
- Надежда на беспилотные автомобили. Компания делает ставку на самоуправляемые машины, и предупреждает: если технология не будет работать так, как ожидается, или будет хуже, чем у конкурентов, положение Uber ухудшится.
- Киберугрозы. Компания признает, что может подвергнуться хакерским атакам, которые могут привести к утечке персональных данных клиентов и работников, что скажется на прибыли и репутации.