Президент одного из ведущих мировых акселераторов Y Combinator (YC) Сэм Альтман покинул свой пост 10 марта. Почему это так взволновало технологические стартапы и какие альтернативы у них есть?
Акселераторы за небольшую долю или бесплатно обучают предпринимателей, иногда имеющих только идею, как создать и масштабировать компанию до мирового уровня. Делается это за счет менторского сопровождения текущей работы, встреч с руководством крупнейших корпораций, а также открытия доступа к прямым инвестициям
Кто в топе?
Показателем эффективности акселератора можно считать стоимость компаний, которые прошли через его программу. Некоторые из них и сами по себе стали бы звездами ИТ-мира, но в целом статистика может показать общую тенденцию. Для подсчетов были использованы сайты самих акселераторов, а также известные бизнес-СМИ и ресурсы по венчуру: TechCrunch, Seed DB, CrunchBase, CB Insights, Forbes, Techstars, Inc. и другие.
YC — акселератор №1 на рынке. 19 единорогов (компаний стоимостью свыше $1 млрд) выросли из компаний, прошедших его программу. Это 6% всех фирм с такой капитализацией в мире. Среди выпускников — Airbnb, Dropbox, Reddit, Twitch, Quora и другие. Также в послужном списке YC 93 компании с оценкой выше $100 млн. В стартапы YC часто инвестируют самые известные венчурные фонды — Andreessen Horowitz, Khosla Ventures, Sequoia и Accel.
Общая капитализация 100 лучших компаний, прошедших этот акселератор, составляет свыше $100 млрд. Они создали 28 000 высокооплачиваемых рабочих мест для экономики страны.
500 Startups — №2 по достижениям. Портфолио единорогов пополнилось за 2018 год сразу семью стартапами, и их число достигло 10. Самые заметные — это сервис рассылки e-mail SendGrid, SMS-уведомления Twilio, а также Grab, Canva и украинский GitLab, куда вложился и YC. В портфолио 500 Startups пока 66 компаний с оценкой выше $100 млн. Cтратегический инвестор акселератора — фонд ADFG из ОАЭ.
Через Techstars, по данным на сайте фонда, прошло 8 единорогов, включая провайдера облачных услуг DigitalOcean, SendGrid и Twilio, а также 37 стомиллионников.
AngelPad (AngelPad ) в рейтинге Seed Accelerator, составляемом MIT/Brown University, разделил первое место с YС. В портфолио один единорог — сервис доставки Postmates — и две коинвестиции в SendGrid и Twilio.
Каковы условия сделки?
Сумма сделки в YC со стартапами, начиная с набора 2019 года, выросла с прежних $120 000 до $150 000 за долю 7% в стартапе. Отметим, что до 2013 года фонд Юрия Мильнера DST совместно с SV Angel автоматически инвестировал $170 000 в каждого выпускника этого акселератора. С 2013 года место Мильнера занял Khosla Ventures, а сумма снижена до $120 000.
500 Startups дают молодым компаниям $150 000 за 6-процентную долю, $37 500 сразу вычитаются за участие. Techstars получает долю 6% за $100 000. Дополнительно команде дают стипендию в $20 000 на проживание. AngelPad забирают 7% стартапа за $120 000.
Techstars, 500 Startups и AngelPad предоставляют место, где основатели стартапов, кураторы и менторы программ трудятся бок о бок, и заявляют об этом как о своем преимуществе. YC предполагает, что коллективы работают из дома, чтобы ничто не отвлекало от кодинга и привлечения пользователей.
Все программы акселерации дают участникам доступ к сервисам Amazon, DigitalOcean, AdWords, стоимость которых эквивалентна сотням тысяч долларов. Однако они не фокусируют на этом внимание.
Содержание программ
Программа YС состоит из еженедельных совместных обедов, офисных часов и демодня. На обеды приглашаются выпускники прошлых наборов и партнеры уровня основателей Whatsapp и Airbnb, которые консультируют по методам увеличения продаж, масштабированию компании и т. п. На офисных часах обсуждают стратегию и фокус с успешными выпускниками, сотрудниками и партнерами акселератора. Сюда входят и групповые встречи с коллегами и менторами для решения срочных проблем.
Демодень — кульминация программы. Он длится три дня. У команд две минуты, чтобы заинтересовать аудиторию итогами трех месяцев забега. В этом году ожидается 200 человек выпускников. Их просматривают порядка 450 инвесторов.
Также проводятся и разовые мероприятия, где участники презентуют друг другу продукты и делают тестовые прогоны презентаций. Можно предположить, что уход Сэма Альтмана с поста президента YC не скажется на программе, тем более что Альтман остается партнером акселератора.
У Techstars, в отличие от YC, программа разделена на несколько фаз, которые они прорабатывают с менторами: выполнение поставленных целей, образовательная программа и демодень. В первый месяц стартапы получают максимум обратной связи о продукте и рынке от ежедневных встреч с экспертами. Короткие спиддейтинги (этот неуклюжий англицизм означает попарные встречи нескольких экспертов и стартаперов с целью получения выбора наиболее эффективных партнеров) перерастают в тесное общение с постоянными менторами.
Образовательный контент включает лекции и мастер-классы по исследованию рынка, юридическим тонкостям и другим аспектам работы молодой компании.
Второй месяц уходит на создание продукта и привлечении клиентов. Последний месяц — это подготовка к демодню: презентациям, привлечению денег и масштабированию. Аудитория демодня — около 400 зрителей, которые преимущественно представляют собой частных инвесторов, фонды, корпорации, бизнес-ангелов. На сцене перед ними выступают от 30 до 50 стартапов.
500 Startups структурирована аналогично Techstars и сфокусирована на наращивании недостающих компетенций за счет образовательного контента объемом более 200 часов. Обучение разбито на недели, каждая из которых посвящена лекциям и мастер-классам на отдельную тему.
У AngelPad альтернативный подход. Вместо резкого масштабирования на города и страны, как другие акселераторы, он работает с группой из 15 стартапов, помогая с продажами и продуктом. Демодень не включает питчи, потому что все участники общаются и уже знают, кто чем занимается.
Объемы инвестиций
YC, Techstars, 500 Startups и AngelPad вложились в 1900, 1584, 2210 и 140 компаний, соответственно, а общий объем инвестиций составил $27,66 млрд, $6,51 млрд (по данным представителя фонда), $2,35 млрд и $1,65 млрд.
Каждая компания получила в среднем по $17,9 млн, $4,7 млн, $3,4 млн и $12,3 млн инвестиций. Данные в этой главе приблизительные, так как получены на основе исследования вышеупомянутых сайтов участников венчурной индустрии, таких как Crunchbase, и могут не учитывать некоторые сделки.
Главный результат для стартапа — доход, который он приносит инвесторам. Поэтому мы решили добавить в обзор количество экзитов (продажу стартапа крупной компании или выход на биржу, что позволяет инвесторам продать долю в нем).
YC совершил 556 экзитов приблизительно на $6 млрд. По данным представителя Techstars, выпускники его акселератора совершили 178 экзитов, по открытым данным, их общая сумма составила $3,5 млрд. Для 500 Startups удалось узнать только количество выходов — 551, а AngelPad может похвастаться 29 экзитами своих выпускников на общую сумму $868 млн.
После демодня стартапы 500 Startups и YC привлекают в среднем $1,5-2 млн каждый, а выпускники Techstars — около $1 млн. По утверждению соинвестора более 60 выпускников YC Теренса Янга, инвестиции получают 90-95% участников каждого набора этого акселератора YC. Таким образом, попадание в этот акселератор не только дает стартаперам новые связи, но и служит показателем для инвесторов, что молодая компания имеет большой потенциал.
Какие критерии отбора и какую программу выбрать?
Для первичного отбора в акселераторы необходимо знание английского на уровне «свободно разговариваю», отсутствие копипаста в анкете, идея и понимание путей ее реализации. Гражданство и другие параметры значения не имеют — эти акселераторы проходили и компании с российскими основателями.
YC ориентируется на целеустремленных до фанатизма технарей с масштабным видением, способных самообучаться на лету, нетривиально решать проблемы и привлекать пользователей и таланты.
Сильная сторона 500 Startups — в прокачке стартапов знаниями команд с жизнеспособной идеей, жаждой завоевания американского рынка и без опыта создания компании в США. Тем, чей бизнес сосредоточен вне Кремниевой долины, больше всего подойдут региональные программы Techstars, а за точечной менторской работой — это к AngelPad .
По статистике, AngelPad получает 4000 заявок ежегодно. По неподтвержденным данным, в YC поступает 27 000, Techstars — 12 000, а в 500 Startups — 18 000 заявок. В программы попадают до 1% заявителей.
Описанные акселераторы продолжают вкладывать деньги в стартапы из России, Белоруссии и Украины. Например, через них прошли Scentbird (о котором писал Forbes), Veryfi, Chatfuel, Petcube и выпускники недавнего совместного акселератора Сбербанка и 500 Startups.
Не всегда имеет смысл выбирать из этой четверки стартапов. Можно поискать акселераторы, которые дают бесплатное участие или не требуют доли. До того как отправляться в дальний путь, можно посмотреть лекции основателей Y Combinator, создателя Gmail или почитать их основные тезисы в статьях на сайте Forbes.