К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Время единорогов. Как в Рунете создается бизнес стоимостью $1 млрд

Фото Thomas Trutschel / Photothek via Getty Images
Фото Thomas Trutschel / Photothek via Getty Images
Интернет-игроки начали открывать классические торговые точки, также происходит слияние онлайн- и офлайн-компаний. Игроки реального сектора экономики в свою очередь продолжают наращивать присутствие в интернете

Российские интернет-компании не только разрастаются в крупные экосистемы, состоящие из множества сервисов с разными целевыми аудиториями и бизнес-моделями, но и еще они все чаще стремятся за пределы глобальной сети, чтобы побороться за деньги потребителей с офлайн-конкурентами. «Интернет-игроки перешли от слов к делу и начали открывать классические торговые точки, также происходит слияние онлайн- и офлайн-компаний», — рассказывает партнер RB Partners Арсений Даббах.

К примеру, крупнейший онлайн-ретейлер одежды и обуви в России Wildberries за 2018 год увеличил число пунктов самовывоза с 1800 до 2799, а также начал строительство распределительного центра в Подмосковье площадью 145 000 кв. м и объявил о скором появлении аналогичного склада на 20 га в Екатеринбурге. Конкурирующая интернет-компания Lamoda анонсировала в декабре 2018 года открытие магазина Lamoda Market площадью 1000 кв. м в столичном ТЦ «Атриум» — оно должно состояться уже в первом квартале этого года. Ozon Group запустила две офлайн-аптеки, а интернет-дискаунтер электроники и бытовой техники «Ситилинк» увеличил свою розничную сеть до 80 магазинов и 470 пунктов выдачи более чем в 330 городах России.

Игроки реального сектора экономики в свою очередь продолжают наращивать присутствие в интернете. Как заметил партнер Data Insight Федор Вирин, уже сейчас в число интернет-компаний можно смело включить «Аэрофлот» и РЖД, так как они продают в онлайне больше половины всех билетов. По мнению партнера McKinsey & Company Андрея Блинова, интернет-бизнес в России достиг следующей фазы развития, когда ведущую роль играют не отдельные сервисы, а цифровые экосистемы. Лидерами в их строительстве являются технологические компании, однако игроки традиционной экономики, прежде всего банки и телекомы, также делают шаги в этом направлении. В 2018 году на пути к превращению в цифровую экосистему значительно продвинулась компания МТС, которая приобрела билетных операторов Ticketland.ru и «Пономиналу»: за 100% в первом телеком-оператор отдал 3,25 млрд рублей, а сделка по покупке 78,2% во втором прошла по оценке 495 млн рублей. Кроме того, по примеру «Мегафона» компания обзавелась своей киберспортивной командой, выкупив клуб Gambit Esports, участвующий в соревнованиях по Counter-Strike, Dota 2 и FIFA (сумма сделки не разглашается). Весной МТС дважды увеличивала свою долю в Ozon, нарастив ее с 11,2% до 16,66% и, наконец, в сентябре выложила $12 млн за 13,7% в виртуальной бирже труда YouDo.

 

Сбербанк совместно с «Яндексом» запустил маркетплейс «Беру», призванный стать российским ответом Аmazon.com. Стоимость проекта оценивалась в 60 млрд рублей. В конце года на площадке были доступны 100 000 видов товаров от 1000 продавцов, в дальнейшем ассортимент планируется увеличить до 1 млн позиций.

Наряду с другим амбициозным проектом — онлайн-ретейлером AliExpress Russia стоимостью $2 млрд, в котором участвуют Mail.ru Group, китайский интернет-гигант Alibaba, «Мегафон» и РФПИ, маркетплейс «Беру» стал символом мощной консолидации в российском сегменте глобальной сети, отмечает управляющий партнер LETA Capital Александр Чачава. «Несмотря на геополитические трудности и стагнацию в экономике, российский интернет-рынок продолжает уверенный рост. Он остается крупнейшим в Европе по объемам, интересен инвесторам, и потенциал его роста еще не исчерпан», — считает Чачава.

 

Патриархи Рунета «Яндекс» и Mail.ru Group верны стратегии диверсификации бизнеса. В минувшем году «Яндекс» совершил агрессивный выход на рынок каршеринга, запустив сервис «Яндекс.Драйв», который, в свою очередь, быстро прирос стартапом по мобильной заправке автомобилей «Топливо в бак».

«Яндекс» создал каршеринговую компанию, размеры которой сопоставимы с лидерами рынка (а возможно, уже превышают), при этом он первым ввел динамическое ценообразование и ряд функций, отсутствующих у конкурентов, говорит инвестиционный менеджер iTech Capital Максим Шаврыгин. Это означает, что теперь «Яндекс» диктует уровень сервиса и цен, что, вероятно, приведет к финансовым проблемам у мелких каршеринговых компаний, резюмирует финансист.

Также холдинг продолжил экспансию на рынке доставки еды, купив сервис «Партия Еды», и вложился в агрегатор скидок «Едадил». Mail.ru Group, помимо участия в СП с Alibaba, купила киберспортивный холдинг ESforce за $100 млн, запустила онлайн-сервис поиска и заказа лекарств «Все аптеки», а также получила около 18% акций онлайн-сервиса такси «Сити-Мобил».

 

Поскольку границы между офлайном и онлайном размыты, а отрасль консолидируется, в рейтинге самых дорогих интернет-компаний произошли перестановки. Благодаря сентябрьской сделке с МТС в топ-20 вошла виртуальная биржа труда YouDo с оценкой $88 млн. И пусть четыре собеседника Forbes на венчурном рынке отметили, что телеком-компания дала большую премию за сервис, по крайней мере два из них допустили, что в структуру сделки были зашиты механизмы, компенсирующие высокую оценку. В рейтинг попал и другой похожий сервис — Profi.ru, а также новорожденный холдинг TalentTech, входящий в «Севергрупп». Он аккумулировал несколько стартапов в сфере онлайн-образования и рекрутинга, самый главный из них — онлайн-универcитет «Нетология-групп».

Активное развитие за пределами интернета, судя по всему, позитивно сказалось на бизнесе Wildberries: выручка ретейлера, по оценкам Forbes, выросла за 2018 год на 72%, а оценка стоимости компании взлетела выше $1 млрд. Благодаря сделкам с южноафриканским фондом Naspers и компанией МТС значительно поднялись оценки, соответственно, Avito и Ozon Group.

Как мы считали

Данные по выручке (без НДС) предоставлены компаниями. Они проверены по открытым источникам либо вычислены по итогам консультаций с аналитиками. В иных случаях вместо выручки приводится оценка, ее дали участники рынка. В рейтинге компании, изначально делавшие ставку на бизнес в интернете, в их структуре доходов более половины приходится на онлайн. Учитывались игроки, созданные в России либо оперирующие в основном на российском рынке. Нет оценок объема российского бизнеса глобальных корпораций и игроков, в основном работающих в офлайне. Нет и компаний из сферы финтеха и игр, их бизнес-модель несколько иная. Капитализация публичных компаний приведена по данным биржи на 28.01.2019. Все прочие цифры — оценка Forbes. Мы стремились оценить компании с точки зрения покупателя, поэтому отдавали предпочтение более консервативным оценкам. Оценки стоимости рассчитаны по мультипликаторам аналогов, сделкам, оценкам венчурных капиталистов. Благодарим экспертов McKinsey & Company, RB Partners, «Сколково — Венчурные инвестиции», iTech Capital, LETA Capital, ФРИИ, Runa Capital и Data Insight.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+