К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

До $120 млрд: основатель Uber-экономики собрался на IPO

Фото Ivan Alvarado /  REUTERS
Фото Ivan Alvarado / REUTERS
​​​​​​​Имя компании Uber стало нарицательным для целого направления экономики. В ближайшее время эта компания собирается на IPO, почти одновременно со своим злейшим конкурентом Lyft. Технологии вознесли эти компании, они же — точнее, отсутствие новых — могут стать и ограничением для их роста

У основного бизнеса Uber и Lyft нет проблем с генерацией кеша, поэтому стоят они дорого: оценка Uber по итогам IPO может достигнуть $120 млрд, а Lyft — около $20-30 млрд. Есть основания полагать, что по крайней мере выход Uber будет не только важным, но и привлекательным, так как на pre-IPO она будет оценена не дороже $90 млрд.

Негативно на цене компаний может сказаться почти одновременное размещение: по текущим планам они проведут IPO с разницей в неделю. Кроме того, компании тратят много денег на маркетинговые войны. Всё больше инвесторов задаются вопросом, пойдут ли их вложения на развитие технологий или тоже погибнут в огне ценовых войн?

Если стартапам не удастся показать, что они смогут эффективно использовать новые инвестиции, то Uber вряд ли продаст себя значительно дороже $72 млрд (столько он стоил в последнем раунде финансирования). Lyft вряд ли сумеет договориться с фондами об оценке сильно выше $15,1 млрд. Как ни странно, в этом случае их инвестиционная привлекательность повысится, так как розничные инвесторы, не имеющие прямого доступа к pre-IPO сервисов такси, готовились к более высоким оценкам Uber и Lyft, которые приведены выше, а теперь смогут купить их дешевле.

 

Технологические кульбиты

Uber задумывался как аренда лимузинов, Lyft вырос из карпулинга Zimride (сервис подбирает попутчиков). Теперь обе компании проповедуют идею о том, что главное в самом обычном такси — это удобство и контроль. При этом оба стартапа в тренингах делают ставку на переход на современные технологии.

Патентный портфель Uber и Lyft нацелен на применение беспилотных машин и встраивание сервисов вызова такси в государственные системы наблюдения за дорожным движением.

 

Uber дороже не только из-за большего числа поездок, но и из-за более обширного патентного портфеля, который включает набор лазеров и сенсоров для самоуправляемых такси, технологии, нацеленные на сокращение времени передвижения такси по пробкам и снижение количества происшествий за счет обнаружения и предупреждения пешеходов и пассажиров  о предстоящем маневре. Предусмотрен обмен информацией о дорожной ситуации между автономными машинами для их упреждающей реакции на дорожную обстановку.

Из казавшихся очевидными технологий Uber запатентовал выбор машины по заказу, методику распознавания входа по снимку улицы и даже взаимосвязь между данными о геолокации водителя, его аватаром и картами местности. У Uberа в собственности обычная методика определения и изменения стоимости поездки, схема определения наличия парковки и система оповещений о местонахождении ближайших машин такси.

У Lyft есть патенты на оповещение такси на автопилоте о присутствии друг друга поблизости, автоматическое распознавание забытых вещей, прогнозирование появления потребности в такси в том или ином квадрате карты, а также патент на оптимальное планирование маршрута совместной поездки нескольких независимых пассажиров (карпулинг).

 

Финансовая дисциплина

Стоимость Uber и Lyft оправдывается не только технологиями, но и тем, что нам известно о финансовых показателях этих компаний.

У Lyft продолжался трехзначный рост продаж. По данным издания из Кремниевой долины The Information, выручка этого стартапа в первом полугодии 2018 года выросла на +121% до $909 млн по сравнению с $483 млн в том же периоде годом ранее и с $150 млн за первые 6 месяцев позапрошлого финансового года. При этом Lyft хвастается тем, что в 2017 году его выручка превысила $1 млрд (по американским стандартам бухучета GAAP).

Что касается Uberа, то рост выручки замедлился в третьем квартале 2018 года до показателя +38% по отношению к аналогичному показателю предыдущего года. Суммарно за 2-й и 3-й кварталы 2018 года она составила $5,65 млрд при убытке $1,62 млрд.

Оба стартапа имеют ресурсы для того, чтобы быть прибыльными. По данным источников The Information, основной бизнес Uber по перевозке пассажиров близок к выходу на безубыточность. Lyft также близок к выходу на операционную прибыль: по мнению Business Insider, в частности, этот стартап значительно улучшил контроль расходов. Потенциальное исчерпание возможностей для увеличения клиентской базы заставляет строже следить за расходами и меньше участвовать в бесконечных маркетинговых войнах, что поможет четче управлять распределением миллиардных инвестиций.

В пользу этой версии свидетельствует начавшийся поиск стратегических альтернатив. Несмотря на улучшение финансового самоконтроля, по сведениям Business Insider, дела у Lyft не так хороши, как кажется. Эта компания вела переговоры о продаже General Motors и шести других фирм, включая Amazon, Uber и Google, но не нашла покупателя. Uber же пока не до покупки конкурента, потому что его упрекают в сжигании  миллиардов долларов, поступающих в том числе от основного бизнеса по вызову такси.

 

К сентябрю 2018 года Lyft вышел на 1 млрд поездок. Ему понадобилось на это 6 лет, Uber прошел эту ключевую точку примерно за такой же срок, но так как раньше начал работу, то к июлю 2018 года провел уже 10 млрд поездок. Перед IPO обоим стартапам важно показать, что стоимость онлайн-сервисов такси увеличивается с каждой поездкой и с каждым гигабайтом данных о перевозке пассажиров, которыми они обмениваются с поисковиками и с проектами министерства транспорта США по управлению пробками.

Дорогая уникальность

Технологии и бизнес-модели обеих компаний близки и отличаются только в том, как они себя преподносят. Технологии могут быть одинаковыми, но продукты разные. Uber кажется более технологичным, но скорее это часть бренда. Для водителей и пассажиров компании пока почти ничем не отличаются: пассажиры платят примерно одинаково и поминутно, и за километраж; водители выполняют роль независимых подрядчиков, а не работников по найму, и часто одни и те же работают на обе компании, причём и в США, и в других странах, так как это выгодно.

Компаниям предстоит показать, чем они могут отличаться друг от друга. Клиентская база обоих сервисов имеет свои естественные ограничения, а обеспечить существенный переток клиентов от конкурента они не в состоянии в силу вышеуказанной близости технологий. Возможно, эта пара защищена от выхода на IPO новых глобальных конкурентов (если не брать в расчет локальных игроков) — их биржа может просто не переварить. Но в будущем обеспечить рост капитализации Uber и Lyft могут только за счет внушительного роста выручки, выхода на прибыль или уже коренного изменения бизнеса, например, при  широкомасштабном внедрении автопилотируемых такси.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+