К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Стробоскоп в голове: как устроено внимание

Фото Wolfgang Kumm / DPA / TASS
Фото Wolfgang Kumm / DPA / TASS
Наше восприятие окружающего мира лишь кажется непрерывным: на самом деле оно больше похоже на стробоскоп, мерцающий с частотой примерно четыре вспышки в секунду

Нейрофизиологи из Принстона и Беркли опубликовали итоги научной работы, во многих отношениях беспрецедентной. Во-первых, в нейрофизиологии нечасто случается так, что идентичные результаты одновременно наблюдают и у человека, и у макаки. Во-вторых, крайне любопытны и сами результаты: оказалось, что человеческое (равно как и обезьянье) внимание пульсирует с частотой примерно 4 Гц.

Даже когда нам кажется, что мы с огромным вниманием рассматриваем, к примеру, пролетающую за окном ворону, каждые 250 миллисекунд наш мозг отвлекается от этого захватывающего зрелища и анализирует вспомогательную информацию — то, что находится вне фокуса сознания. Затем он — опять-таки без нашего ведома — принимает решение: вернуться ли к вороне или заняться чем-то более актуальным (к примеру, сгоревшей яичницей на плите). Таким образом, если у нас есть повод переключить внимание с одного предмета на другой, то наиболее вероятно, что мы сделаем это в узлах временной сетки, отделенных друг от друга четвертьсекундными интервалами.

Мечта раскусить тайный механизм человеческого внимания, чтобы, разумеется, манипулировать им, возникла у людей довольно давно. Именно она породила легенду о 25-м кадре, или сублиминальной рекламе. В 1957 году психолог Джеймс Викери заявил, что провел эксперимент: если во время просмотра кинофильма показывать зрителям кадр рекламы, длящийся 1/25 секунды (при скорости пленки 24 кадра в секунду), то заключенная в нем информация якобы проникает в мозг, минуя сознание, и вызывает в человеке иррациональное влечение к рекламируемому товару, например, к бутылке газировки. Не прошло и пяти лет, как Викери сам разоблачил собственный обман, однако травма, нанесенная им доверчивому человечеству, оказалась сильна. Большинство людей по-прежнему верит в возможности «зомбирования» с помощью сублиминальной рекламы, а законодательство ряда стран, в том числе и России, такую рекламу запрещает.

 

Технология «двадцать пятого кадра» основана на вымысле, однако механизм, открытый американскими нейрофизиологами, вполне реален и подтвержден экспериментами на двух разных видах живых существ. Изначально, впрочем, исследователи не собирались открывать ничего подобного: их интересовала динамика восприятия визуальных образов у макаки. Увидеть «пульсацию сознания» никто не ожидал. Получив странный результат, ученые немедленно захотели проверить его и обратились к коллегам из другой лаборатории, работавшим с испытуемыми-людьми.

С тех пор, как в 1924 году была изобретена электроэнцефалография, ученые знали, что в мозгу существуют ритмы электрической активности, но их назначения никто не понимал. По мнению профессора Иэна Флебелькорна, соавтора работы на макаках, им удалось «впервые связать эти ритмы с поведением, от мгновения к мгновению. Это удивительная находка, тем более что эти ритмические процессы эволюционно древние: мы находим их не только у нашего вида, но и у других приматов».

 

В чем же эволюционный смысл такого «стробоскопа»? Очевидно, он позволяет нашему мозгу не слишком сосредотачиваться на том, что, как ему кажется, его очень занимает. Мозгу в принудительном порядке предлагается четыре раза в секунду оценивать окружающую обстановку, анализировать опасности и возможности. Вполне понятно, как это послужило нашему выживанию: чересчур задумчивых было гораздо легче поймать и съесть.

Исследователи не предлагают никаких практических применений своего открытия, но легко вообразить, насколько полезным может стать знание внутренних механизмов человеческого внимания в самых разных областях, от организации работы диспетчеров и операторов сложных процессов до разработки методик обучения. Разумеется, найдется способ использовать находку нейрофизиологов и для недобросовестной рекламы. Но раз уж закон встал на пути технологии 25-го кадра, — полностью вымышленной, — он найдет способ справиться и со злоупотреблениями реальным открытием.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+