Космическая ошибка. Почему американцы могут остаться без доступа к МКС
Задержки в производстве и введении в строй пилотируемых кораблей компаний Boeing и SpaceX ставят под угрозу будущее американской космической программы, из-за чего США могут лишиться возможности доставлять астронавтов на МКС. Это следует из доклада Управления по подотчетности правительства. Чем это грозит NASA, как скажется на его финансировании и может ли Россия этим воспользоваться.
Суть проблемы
Cо времен закрытия программы «шаттл» в 2011 году американцы целиком и полностью зависели от России — астронавтов доставляли на орбиту «Союзы», цена за место в котором в последние годы составляла около $80 млн. Но контракт по доставке астронавтов на МКС российскими кораблями истекает в ноябре 2019 года — к этому моменту США рассчитывали иметь возможность совершать самостоятельные полеты к МКС. Но расчеты, видимо, уже не оправдаются.
Корни проблемы уходят в 2014 год, когда NASA заключило контракты с Boeing и SpaceX на разработку кораблей, способных доставлять астронавтов на орбиту, — Starliner, который должен был быть готов к использованию в третьей четверти 2019 года, и пилотируемая версия грузовика компании Илона Маска Dragon Crew, который и вовсе планировалось получить в использование в третьей четверти 2017 года. Проекту Boeing было выделено $4,2 млрд, а SpaceX — $2,6 млрд.
Кроме трудностей, связанных непосредственно с самими проектами, существует также административный барьер — NASA как заказчик обязана убедиться в полной безопасности кораблей для будущих миссий, для чего существует процедура сертификации. Как следует из вышеуказанного доклада, прохождение сертификации для Boeing отложено на январь 2019 года, а для SpaceX — на февраль.
Формально оба аппарата могут быть полностью готовы, но в случае задержек как по части проведения самой сертификации, так и при возможных претензиях NASA к безопасности кораблей их использование может быть отложено. Следовательно США останутся с истекшим контрактом по доставке астронавтов на орбиту «Союзами» и сразу двумя кораблями «на руках», ни один из которых нельзя будет использовать.
Какой Рогозин дипломат
Контракт с «Роскосмосом» на доставку астронавтов на МКС, как уже было упомянуто, истекает в ноябре 2019 года. Это один из самых тесных способов сотрудничества космических агентств двух стран — даже на фоне политической неопределенности, в частности, касательно поставок в США ракетных двигателей РД-180 и РД-181, предложений о прекращении сотрудничества по МКС не возникало. Говорить о том, что США были полностью удовлетворены зависимостью от РФ, также не приходится, иначе NASA не стремилось бы от нее избавиться. Но теперь агентству по планам пора становиться «независимым» от «Роскосмоса», а технологические возможности этого не позволяют.
«Роскосмос» оказывается в ситуации, когда на короткий промежуток времени госкорпорация останется единственным оператором, способным доставить астронавтов на МКС при помощи кораблей «Союз». При этом у Рогозина открывается пространство для маневра. С одной стороны, вряд ли NASA позволит себе пропустить хотя бы одну миссию к орбитальной станции, поэтому будет вынуждено подписать новый контракт по доставке своих астронавтов «Союзами». С другой стороны, эта отсрочка скорее всего последняя. Пусть и с опозданием, но SpaceX и Boeing свои корабли разработают, они достаточно опытны для этого.
С одной стороны, если исходить с позиции денег, российская корпорация может попытаться «взвинтить» цену, чтобы хоть как-то компенсировать будущие потери, с которыми неминуемо столкнется, когда США смогут доставлять астронавтов самостоятельно.
С другой — есть смысл сделать жест доброй воли (нынешний глава «Роскосмоса» еще будучи вице-премьером позволял себе ряд высказываний, которые сказались на его репутации на Западе) и взамен добиться от американцев новых предложений по сотрудничеству.
Россия может быть заинтересована в двух проектах: участие в лунной орбитальной платформе Deep Space Gateway, а также в сохранении присутствия США на МКС после 2024 года. По поводу лунного проекта «Роскосмос» и NASA подписали совместное заявление, однако пока четких планов не. В США превалирует точка зрения, что станция должна быть американской, а все остальные должны согласиться со статусом младших партнеров и делать свое оборудование под американские стандарты. Пока не поздно договориться иначе. Что касается сохранения присутствия США на МКС в 2025 году и позднее — Вашингтон оценивает возможность выйти из проекта МКС, оставив его частным корпорациям.
Дело не только в вопросах престижа. США тратят на поддержание станции больше всех, примерно $3–4 млрд в год. В случае их ухода судьба МКС будет под вопросом, а новый глава NASA Брайденстайн уже известен своей способностью принимать решения по закрытию крупных проектов (как в случае с лунным ровером). Ни одна страна (включая США) не сможет потянуть проект МКС в одиночку. В случае с лунной станцией создание сегментов станции и внутренних устройств будет сложнее технологически, а значит, увеличит расходы на них — опять-таки пострадают как партнеры США, так и бюджет NASA (все, что не сделают другие страны, придется делать самим).
Частный космос
Если США пропустят несколько миссий к МКС, чтобы дождаться собственных пилотируемых кораблей, то это как минимум станет очередным аргументом для критики агентства Конгрессом. Американская космическая программа исторически опиралась на сотрудничество с частным сектором, и даже срыв сроков со стороны Boeing или SpaceX вряд ли станет поводом для пересмотра отношений с ними. А вот переносы сроков проектов у NASA могут служить поводом для пересмотра бюджета ведомства.
Почему не пострадают частные компании? Они давно работают в космосе не только на NASA.
Boeing стояла у истоков космической программы США: именно эта компания разрабатывала S-IC — первую ступень самой тяжелой в мире ракеты Saturn V, некогда обеспечившей полет американцев на Луну, а также легендарный «Лунный автомобиль». Компания связана не только с NASA, но и с Пентагоном — проходящий сейчас испытания секретный шаттл X37b (который, как полагают эксперты, может применяться также для ведения военных действий) производится именно Boeing.
SpaceX также имеет за плечами опыт сотрудничества как с NASA (грузовой Dragon доставлял грузы на МКС), так и с оборонным ведомством США: ракета-носитель Falcon выводила на орбиту военные спутники, включая, доставку «наверх» вышеупомянутого X37b.
В этом ключе показателем пример Northrop Grumman — еще одной компании, cвязанной с NASA и срывами сроков по проектам. Космический телескоп Джеймса Уэбба, сборкой которого занимается компания, — пример как негативный (все может затянуться, и надолго), так и позитивный (в космическом агентстве не отказались от уникальной разработки несмотря ни на что). По первоначальной задумке (в 1996 году) он должен был приступить к работе в крайнем случае в 2011 году. На сегодняшний день телескоп в лучшем случае окажется на орбите лишь в 2021 году, а его стоимость с изначальных $500 млн выросла до отметки в $10 млрд.
Возможно, в итоге ситуация с отсутствием астронавтов на МКС может быть воспринята не очень остро — очередной перенос сроков, очередная корректировка планов. Возможно, не так уж велики шансы «Роскосмоса» выкрутить руки NASA. То, какие выводы сделают из этого в США и в России, может определить образ будущего сотрудничества в освоении космоса. Последний — бесконечен, а вот возможности «Роскосмоса» и NASA очень ограничены.