Предательство в сети: Facebook передавал данные производителям гаджетов
Едва оправившись от скандала с передачей данных Cambridge Analytica, Facebook оказался втянут в новый. Издание New York Times опубликовало расследование о соглашениях социальной сети с производителями мобильных телефонов и других гаджетов, позволявших им получать доступ к огромным массивам личных данных пользователей Facebook. Несмотря на заверения Марка Цукерберга об изменениях в политике конфиденциальности, его компания продолжает предоставлять доступ к этой информации.
Газета пишет, что за последние десять лет, начиная с того момента, когда приложение Facebook стало доступно на смартфонах, Facebook выстроила партнерские отношения по обмену данными не менее чем с 60 производителями устройств, включая Apple, Amazon, BlackBerry, Microsoft и Samsung. Эти договоренности позволили Facebook расширить доступ производителей устройств к таким функциям социальной сети, как мессенджер, кнопка like и адресная книга.
Что это были за данные и с какой целью они могли быть использованы, пока неизвестно. Производители мобильных устройств отказались от комментариев.
Кейс с Cambridge Analytica, вид сбоку
Ранее о масштабах партнерских договоренностей не было известно. Проблема в том, что некоторые производители устройств могли получать личную информацию даже о друзьях пользователей, которые полагали, что запретили любую передачу персональных данных. Именно это послужило поводом для большого политического скандала в марте 2018 года: тогда выяснилось, что социальная сеть передавала данные пользователей компании Cambridge Analytica, которая использовала их с целью проведения таргетированной предвыборной кампании Дональда Трампа, а данные могли быть собранны с 87 млн пользователей.
Любое устройство, через которое пользователь осуществляет выход в сеть, собирает данные о его трафике, что регламентируется пользовательским соглашением, но сбор данных о друзьях является нарушением прав. Выступая на слушаниях в Сенате США, Марк Цукерберг заверил, что Facebook уже ввел новые правила для рекламодателей и новую политику конфиденциальности, включающую запрет на передачу данных друзей (эта функция существовала в 2014 году и была отключена в 2015-м). Однако выполнила ли компания обещания, неизвестно: официальные лица компании не делали заявлений о том, касались ли эти ограничения производителей мобильных телефонов и планшетов.
Facebook заявил, что его партнерские отношения регулируются контрактами, которые строго ограничивают использование данных, в том числе хранящихся на серверах партнеров. Со ссылкой на представителей компании New York Times пишет, что в Facebook не знают о случаях, когда информация была использована «неправильно». Однако проблема заключается в том, что чем больше информации содержится на устройстве, тем серьезнее угроза безопасности и конфиденциальности, особенно если пользователь переходит по ссылке из Facebook в другие приложения. Здесь границы конфиденциальности оказываются наиболее расплывчатыми.
Европейцы наведут порядок
Европейский закон о передаче персональных данных GDPR, который вступил в силу 25 мая, должен внести корректировку в такое положение дел и определить новый порядок взаимодействия Facebook с партнерами. Теперь, заходя в приложение или на интернет-сайт, каждый пользователь принимает условия договора на обработку данных. Однако это соглашение в любом случае не дает право доступа к сторонним данным, хранящимся на девайсе.
Такие крупные компании, как Facebook и Amazon или производители Apple и Samsung, будут вынуждены соблюдать его. Если вина Facebook в нарушении прав пользователей после 25 мая и причастность к этому 60 крупных производителей электроники будет доказана, штраф за однократное нарушение составит €10 млн, или 2% от годового оборота компании за предыдущий финансовый год, в зависимости от того, что больше. За повторное нарушение придется заплатить сумму в €20 млн.