К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Выбор Рогозина: как перейти от освоения бюджета к освоению космоса

Фото Марины Лысцевой / ТАСС
Фото Марины Лысцевой / ТАСС
Сможет ли Дмитрий Рогозин помочь российской космонавтике? Удастся ли ему сработаться с частниками и не забыть про долгосрочное партнерство с США в космической отрасли

После смены главы «Роскосмоса» 25 мая, необходимо обозначить, с какими сложностями Дмитрию Рогозину придется столкнуться и какие вопросы потребуют решения. Ведь цель реформы «Роскосмоса» — не просто повышение производительности труда или развитие экономики и национальной безопасности. Цель — космическое будущее Российской Федерации.

В каких условиях придется работать «Роскосмосу»? Проблемы тут сложные: утрата государственного значения космонавтики: незначительное влияние на экономику, невысокое оборонное значение, слабое пропагандистское значение, отсутствие научных открытий; сокращение международного сотрудничества, санкции и антисанкции; малая инвестиционная привлекательность для частных компаний;возрастающая международная конкуренция.

Следствия этих проблем: сокращение финансирования отрасли; низкая производительность труда; низкая культура труда и аварийность; технологическое отставание по многим направлениям.

 

Фундаментальная проблема нашей космонавтики в том, что она не способна ни государству, ни обществу дать ответ на простой вопрос «Зачем летать в космос?». Например для США — это утверждение своего превосходства в космосе, на Луне и далее; для Индии — технологическое развитие страны; для начинающей Австралии — доля в растущей мировой космической экономике.

Зачем космонавтика сегодняшней России? Полагаю, отсюда надо начинать реформу «Роскосмоса», и кардинальное решение одно:

 
Космонавтика России должна зарабатывать больше, чем государство тратит на «Роскосмос».

Эта цель раз и навсегда закрывает все дискуссии о необходимости космонавтики. Работающие в отрасли получают достойную мотивацию работать и развиваться, государство сохраняет весь спектр возможностей и приобретает дополнительный стимул развития экономики, граждане получают улучшение уровня жизни. И это не какая-то фантастика. Космонавтика Люксембурга зарабатывает больше, чем Россия тратит на «Роскосмос». Думается, потенциал нашей космонавтики выше.

Космонавтика России больше «Роскосмоса» — не стоит это забывать. Есть прибыльные предприятия: «Газпром-Космические системы», ФГУП «Космическая связь», частные телекоммуникационные компании, фирмы предлагающие услуги съемки Земли. Частные спутникостроительные и ракетостроительные компании тоже появились, но пока до прибыльности им далеко. Чтобы развивать эти направления, обеспечивая возможность их выхода на мировой рынок, нужно развивать правовые и экономические условия, но эта деятельность выходит за рамки возможностей «Роскосмоса». Поэтому задача повышения доходности космонавтики — вопрос государственного уровня.

Наладить партнерство с бизнесом

«Роскосмос» может способствовать прибыльности российской космонавтики со своей стороны, при этом сохраняя бюджетное финансирование. Достаточно дать возможность зарабатывать тем, кто хочет и может.

 

Помогать можно консультированием, технологиями, инфраструктурой, нормативным регулированием. Тут хорошим примером может служить продажа, фактически за бесценок, плавучего космодрома «Морской старт» российской компании S7 Space. В остальных же направлениях «Роскосмос» пошел на создание собственных коммерческих сервисов направленных прежде всего на внутренний рынок, то есть на конкуренцию с уже действующими российскими компаниями.

На конференции «Космос как бизнес» бывший глава госкорпорации Игорь Комаров говорил об этом открытым текстом: «То, что мы сами делаем, мы никому не отдадим, но с точки зрения создания стоимости мы должны искать партнеров. Нас не устраивает сложившееся разделение функций на рынке космических сервисов, и мы будем залезать на эти «поляны» в силу наших технологических особенностей, потому что мы сами это делаем — и аппараты связи, и в области дистанционного зондирования и картографии, мы естественным образом будем туда заходить, будем развиваться и отстаивать свои позиции».

С таким подходом нечего надеяться на приток частных средств в отрасль — никто не будет пытаться конкурировать с госкорпорацией, которая всем диктует свои правила игры. Но частные инвестиции — это лишь один потенциальный источник доходности нашей космонавтики. Более существенный рынок — предоставление услуг и продукции иностранным заказчикам. За последние 20 лет наиболее прибыльно для российской космонавтики сотрудничество с США. Не менее $5 млрд было получено только за услуги по обслуживанию Международной космической станции и за ракетные двигатели.

К сожалению, сейчас сотрудничество с США становится разменной монетой в политических играх. Тут пилотируемая космонавтика попала в ловушку излишней политизированности, которая всегда сопровождала людей в космосе, начиная с Гагарина. И здесь снова могут помочь частники, им гораздо проще договориться, чем политикам в период обострения.

Несмотря на текущую политическую повестку дня, надо учесть, что сотрудничество США и России в космосе — в интересах нашей космонавтики на длительную перспективу. В среднесрочной перспективе, цена вопроса — наши на Луне. Если мы хотим увидеть россиянина на окололунной орбите в ближайшие 10 лет или оставить свой след на Луне через 15-20 лет, то сотрудничество с США неизбежно. Пусть и ценой «утверждения американского превосходства в окололунном пространстве». Если мы откажемся — они просто сделают это без нас, и вторым на Луне окажется канадец, француз или японец.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+