Холдинг VEON оценил расходы входящей в его состав российской компании ПАО «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн») на реализацию «закона Яровой» в 45 млрд рублей в течение пяти лет. Из этой суммы 6 млрд рублей должны быть потрачены уже в 2018 году, об этом сообщает «Интерфакс».
На запрос Forbes в «Билайне» уточнили, что 45 млрд рублей потребуются в первую очередь на выполнение технических требований закона: «На текущий момент ПАО «ВымпелКом», как и другие компании, приступило к реализации установленных правительством и Минкомсвязи требований. Определяется конфигурация системы хранения, ее территориальное распределение, порядок имплементации оборудования в текущую операторскую инфраструктуру, рассчитывается объем и порядок финансирования мероприятий. Перечень производителей оборудования в целом сформирован. Поставщики оборудования будут определяться в рамках конкурсных процедур. Сроки и последовательность ввода оборудования в эксплуатацию уточняются с ответственными органами государственной власти».
За счет чего операторы смогут покрыть издержки, в «Билайне» комментировать отказались. Директор департамента телекоммуникационных услуг компании J’Son & Partners Consulting Кирилл Кучеров полагает, что затраты на выполнение закона Яровой приведут к повышению тарифов на связь и в конечном итоге ударят по абонентам. Однако, резко поднять цены на услуги у операторов не получится: в погоне за количеством абонентов телеком-компании год за годом снижали цены на связь, в этой ситуации резкий скачок цен только оттолкнет пользователей, по мнению руководителя OMMG Technology Сергея Кравцова.
В декабре 2017 года генеральный директор «МегаФона» Сергей Солдатенков заявил, что на исполнение требований «пакета Яровой» компания может потратить 35-40 млрд рублей за пять лет. В 2016 году Mail.Ru Group оценили расходы на реализацию закона в $1,2-2 млрд (от 70 до 120 млрд рублей).
Компания «Мегафон» не ответила на запрос Forbes. Главное проблемой в исполнении закона для операторов по-прежнему остаются нечеткие формулировки и отсутствие конкретных технических требование к операторам. Об этом в апреле заявил генеральный директор «Вымпелкома» Василь Лацанич. Он сравнил сложившуюся ситуацию с тем, как если бы через несколько месяцев необходимо было начать колонизацию Марса, но ни у кого бы не было технических требований к кораблям.
В июне 2016 года Госдума приняла антитеррористические поправки депутата Ирины Яровой к закону о хранении персональных данных. Согласно этому закону операторы, предоставляющие телекоммуникационные услуги должны будут хранить записи телефонных разговоров, текстовых сообщений и интернет-трафика всех своих абонентов пользователей в течение полугода, начиная с 1 июля 2018 года.
Ранее представители отрасли неоднократно предупреждали, что исполнение антипиратских и антитеррористических законов в том виде, в котором они приняты потребует многомиллиардных затрат, будет неэффектиной и затруднит развитие интернет-компаний. Однако, в большинстве случаев варианты, предлагаемые интернет-отраслью не были приняты. В результате до сих пор в рунете доступны копии мировых блокбастеров, а намеренный демарш Telegram показал, что текущая инфраструктура не позволяет быстро исполнить требования закона.