Биткоин в клетке: какие барьеры для инвесторов ставит закон о криптовалютах
Дорожная карта криптовалют в России выглядит пока очень размыто. Тем не менее в Госдуму внесен очередной законопроект «О цифровых финансовых активах». Руководитель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков и его коллеги закрепили понятие «криптовалюты» и «токена» как имущества, предложили ввести очередные ограничения для инвесторов и назвать майнеров предпринимателями. Чего не хватает законопроекту — особенно на фоне обещания Минфина наказывать сроком до 4 лет лишения свободы за оборот «денежных суррогатов»?
Лавировали, но пока не вылавировали
С тем фактом, что технология блокчейн уже прочно заняла позиции в жизни и истории человечества, спорить не собираются даже российские парламентарии. Разговоры о законопроекте, который бы регулировал отношения государства и криптовалютного рынка, в России ведутся уже около года. Позиция властей качественно изменилась: сначала были предостережения и криптовалюту приравнивали к суррогатам, теперь мы пришли к известным распоряжениям президента Владимира Путина, «процифровым» речам зампреда Игоря Шувалова и слушаниям в Госдуме. Версии законопроекта обсуждаются сразу несколькими ведомствами — и в ЦБ, и в Минфине, и в Госдуме.
Криптосообществу же важно, чтобы рынок вошел в правовое поле, что позволит работать на этом рынке легально и, как следствие, поможет привлечь сюда институциональных игроков. Пока же ЦБ в рамках законопроекта пытается лавировать между пользователями, которых необходимо уберечь от рисков и защитить от мошенников и откровенного скама, с одной стороны, и просьбой правительства облегчить закон о криптовалютах — с другой.
Ограничить нельзя помиловать
Выходит, в качестве базы для дальнейших действий закон вполне подходит. Но совершенно ясно, что он претерпит еще миллион поправок и уточнений.
Например, спорными моментами остаются ограничения для отечественных инвесторов, соседствующие с почти карт-бланшем для иностранных. В таком виде законодательная инициатива могла бы задушить рынок ICO в России на корню, заставляя людей продолжать искать базу для краудсейлов за границей.
Кроме того, неясен пока и момент с налогообложением майнинга. Нужно ли этому процессу присваивать статус предпринимательской деятельности и облагать налогом? Как известно, майнеры и так обложены со всех сторон — они платят НДС, оплачивают счета за аренду площадей, за электроэнергию, потребляемую оборудованием в весьма внушительных масштабах. Слишком большое количество поборов для майнеров вряд ли поможет регуляции.
В тумане и статус тех самых операторов, которые будут посредниками при обмене цифровых активов. Это может привести к дополнительным сложностям с регистрацией, верификацией. Я уверен, что для регуляторов было бы логично оставить признаки удобства немного «анархистской» децентрализованной системы блокчейн-индустрии. Важно, чтобы реальная бюрократия не перекрыла цифровую демократию.
Что же касается уголовной ответственности, то мы, возможно, будем наблюдать коррекцию сроков за экономические преступления, связанные с оборотом денежных суррогатов. Пока же, по словам замглавы Минфина Алексея Моисеева, группе лиц за предварительный сговор грозит до четырех лет лишения свободы. Здесь ЦБ и Минфину еще предстоит плотная работа с терминологией и сроками, но ясно одно: наказания за подобные нарушения не избежать.
Пока, как мы видим, даже в странах, где на государственном уровне организована «цифровая гавань», реализация политики принятия блокчейна пока хромает. Даже в Белоруссии банки и физические лица пока не работают в этой области полноценно. Так что у органов государственной власти России и криптовалютного сообщества при известной степени взаимодействия есть реальный шанс перенести закон из понятийного русла в рабочий инструмент. А у России — стать примером адекватной регуляции криптовалют на уровне государства.