К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Биткоин в клетке: какие барьеры для инвесторов ставит закон о криптовалютах

Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Фото Антона Новодережкина / ТАСС
У России все еще есть шанс стать примером адекватной регуляции криптовалют на уровне государства. Но только в случае серьезных поправок в законопроект, который внесен в Госдуму

Дорожная карта криптовалют в России выглядит пока очень размыто. Тем не менее в Госдуму внесен очередной законопроект «О цифровых финансовых активах». Руководитель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков и его коллеги закрепили понятие «криптовалюты» и «токена» как имущества, предложили ввести очередные ограничения для инвесторов и назвать майнеров предпринимателями. Чего не хватает законопроекту — особенно на фоне обещания Минфина наказывать сроком до 4 лет лишения свободы за оборот «денежных суррогатов»?

Лавировали, но пока не вылавировали

С тем фактом, что технология блокчейн уже прочно заняла позиции в жизни и истории человечества, спорить не собираются  даже российские парламентарии. Разговоры о законопроекте, который бы регулировал отношения государства и криптовалютного рынка, в России ведутся уже около года. Позиция властей качественно изменилась: сначала были предостережения и криптовалюту приравнивали к суррогатам, теперь мы пришли к известным распоряжениям президента Владимира Путина, «процифровым» речам зампреда Игоря Шувалова и слушаниям в Госдуме. Версии законопроекта обсуждаются сразу несколькими ведомствами — и в ЦБ, и в Минфине, и в Госдуме.

Законопроект в нынешнем виде — это не совсем рабочая модель, черновик своего рода. Да что там, само понятие «криптовалюты» является спорным, так как не все токены несут финансовую, монетарную функцию.

Криптосообществу же важно, чтобы рынок вошел в правовое поле, что позволит работать на этом рынке легально и, как следствие, поможет привлечь сюда институциональных игроков. Пока же ЦБ в рамках законопроекта пытается лавировать между пользователями, которых необходимо уберечь от рисков и защитить от мошенников и откровенного скама, с одной стороны, и просьбой правительства облегчить закон о криптовалютах — с другой.

 

Ограничить нельзя помиловать

Выходит, в качестве базы для дальнейших действий закон вполне подходит. Но совершенно ясно, что он претерпит еще миллион поправок и уточнений.

Например, спорными моментами остаются ограничения для отечественных инвесторов, соседствующие с почти карт-бланшем для иностранных. В таком виде законодательная инициатива могла бы задушить рынок ICO в России на корню, заставляя людей продолжать искать базу для краудсейлов за границей.

 

Кроме того, неясен пока и момент с налогообложением майнинга. Нужно ли этому процессу присваивать статус предпринимательской деятельности и облагать налогом? Как известно, майнеры и так обложены со всех сторон — они платят НДС, оплачивают счета за аренду площадей, за электроэнергию, потребляемую оборудованием в весьма внушительных масштабах. Слишком большое количество поборов для майнеров вряд ли поможет регуляции.

В тумане и статус тех самых операторов, которые будут посредниками при обмене цифровых активов. Это может привести к дополнительным сложностям с регистрацией, верификацией. Я уверен, что для регуляторов было бы логично оставить признаки удобства немного «анархистской» децентрализованной системы блокчейн-индустрии. Важно, чтобы реальная бюрократия не перекрыла цифровую демократию.

Что же касается уголовной ответственности, то мы, возможно, будем наблюдать коррекцию сроков за экономические преступления, связанные с оборотом денежных суррогатов. Пока же, по словам замглавы Минфина Алексея Моисеева, группе лиц за предварительный сговор грозит до четырех лет лишения свободы. Здесь ЦБ и Минфину еще предстоит плотная работа с терминологией и сроками, но ясно одно: наказания за подобные нарушения не избежать.

 

Пока, как мы видим, даже в странах, где на государственном уровне организована «цифровая гавань», реализация политики принятия блокчейна пока хромает. Даже в Белоруссии банки и физические лица пока не работают в этой области полноценно. Так что у органов государственной власти России и криптовалютного сообщества при известной степени взаимодействия есть реальный шанс перенести закон из понятийного русла в рабочий инструмент. А у России — стать примером адекватной регуляции криптовалют на уровне государства.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+