Кто долго запрягает, тот быстро едет. «Медленные» ICO скоро победят «ниндзя»
Сравнение рынка ICO (привлечение криптовалюты) с Диким Западом теряет актуальность, да и краудсейлы, определенно, уже не те — они больше не напоминают скачки на мустангах по прерии.
Для пользы дела
Полагаю, криптосообщество осознало необходимость саморегуляции. Теперь, постепенно вводя обязательные процедуры идентификации и верификации личности и проверки компании — речь идет о KYC (Know Your Customer, или «знай своего клиента») и AML (Anti Money Laundering, противодействие отмыванию денег) — рынок получает систему контроля, оно избавляется от любителей форсажа, непрофессионалов и очевидного скама.
2017-й год — расцвет ICO во всех видах и на всех блокчейн-полях. В течение первого полугодия было собрано $797 млн. Число ICO в нынешнем году перевалило за 300, а это значит, что каждый день 2017-го проводилось как минимум по одному краудсейлу. В то же время доля ICO, не достигших своей цели, возрастает: в июне это было 7% всех проектов, в августе — 54%, в сентябре — уже 66%.
Одним из критериев успешности ICO всегда считалась фактическая продолжительность «токенсейла» — то есть времени, за которое команде удается собрать достаточные средства для объявления о закрытии ICO. На криптовалютном рынке до сих пор наличествует яркий феномен так называемых «ниндзя»-ICO, когда токенсейл финиширует в самый день старта, набирая желаемую сумму за минуту, час или сутки.
Смена модели
Сегодня аналитики крипторынка сходятся во мнении, что «ниндзя» постепенно уходят в прошлое. Да и обещанные «полеты на луну» для большинства проектов так и остались в стадии обещаний и фантазий. Время хайпа осталось позади, рынок переходит в более зрелую стадию, где залогом успеха являются продуманная стратегия и планомерное движение к цели.
Согласно статистике, за первые три квартала 2017 года в категории «Финансы» — все еще, кстати, самой популярной среди проектов, выходящих на ICO — лишь каждый пятый проект стал «ниндзя». В категории «Инвестиции» среднее время закрытия ICO составило 20 дней. При этом доля «ниндзя» в этой категории составила всего 7,7%, в то время как в категориях «Finance» и «Commerce & Advertising» их по 18%.
Быстрый «навар» зачастую становится поводом для спекуляций и, как следствие, подозрений и повышенной осторожности инвесторов. Каких перемен ждет блокчейн? В первую очередь, взвешенного и серьезного подхода к проектам. Поэтому «медленные» ICO — новый, очевидный и уже работающий тренд краудсейлов.
Пример успешного ICO, завершившившегося совсем недавно — проект платформы доверительного управления Genesis Vision. На ICO он собрал небольшую сумму — $2,8 млн. Скромный по меркам рынка ICO размер сборов означает, что токенов было выпущено немного. Однако, рынок верит в будущий успех проекта и скупает имеющееся предложение токенов — цена на токены Genesis Vision на бирже впоследствии взлетела в три раза.
Выходит, что без «молниеносных» колоссальных сумм команды сегодня должны понимать необходимость востребованности своих проектов среди долгосрочных инвесторов. Какие средства для этого используются?
Во-первых, создание утилитарного токена, который будет покупаться не в целях спекуляций на рынке, а для реального использования. Чем меньше собрано средств во время краудсейла, тем более ценен будет токен, ведь, как правило, оставшиеся после ICO токены уничтожаются.
Во-вторых, этот токен станет гарантом создания сбалансированного криптовалютного портфеля. Диверсификация — залог успеха, так как волатильность рынка все еще довольно высока, и коррекция даже основных криптовалют может быть критичной.
Последовательное осуществление проекта, сбор команды, поиск надежных инвесторов и сотрудничество с профессиональными трейдерами — дело не одного дня. Верю, что рынок ICO, следуя тренду «замедления», будет отдавать предпочтение качеству, а не скорости — что сделает работу торговых платформ наиболее эффективной и безопасной.