Потерянные сокровища: куда пропали биткоины на несколько миллиардов долларов
Курс биткоина (BTC) в сентябре обновил очередной исторический максимум, сделки проходили на отметке около $5000 за биткоин, капитализация самой известной в мире криптовалюты на пике превысила $80 млрд, а капитализация всего криптовалютного рынка — $170 млрд. Однако у криптовалютного рынка есть уникальная характерная черта, которой нет у других сегментов финансового рынка. А именно – довольно большой объем активов, которые на самом деле не существуют.
Речь идет, в первую очередь о биткоинах (BTC) на кошельках с утерянными кодами доступа, биткоин кэш (BCC) на этих же кошельках, которые в результате хардфорка уже родились потерянными, а также колоссальном количестве «пузырей» из неликвидных токенов, накачиваемых хозяевами эмиссии путем торговли роботов между собой. На текущий момент общее число биткоинов — порядка 16,6 млн штук, и, по нашим оценкам, довольно большая их доля является потерянными или «мертвыми».
Почему биткоины потерялись
История блокчейна началась с 2009 года, когда на первом кошельке появилась запись о поступлении 50 монет за майнинг. По данным bitinfocharts.com за более чем 8 лет существования биткоина было создано около 20 млн адресов, и в разное время майнинг приносил разную «доходность» своим владельцам. К примеру, с 2009 по 2012 годы, первые 210 000 блоков приносили майнерам по 50 биткоинов за блок. По текущему курсу это было бы $200 тыс, распределяющиеся каждые десять минут среди очень маленького круга майнеров, техника которых ограничивалась персональными компьютерами. Блоки естественным образом майнились энтузиастами, в первую очередь загадочным создателем технологии Сатоши Накамото. Функции средства платежа биткоин тогда не имел, а являлся скорее экспериментальной технологией хранения данных о псевдоденежных операциях. Намайненная криптовалюта для ее владельцев никакой ценности не представляла, она по статусу примерно была примерно такой же как внутренняя валютой какой-нибудь оффлайн-игры, то есть поменять ее на деньги или что-то материальное было затруднительно. Можно было считать отличной сделкой обмен в 2010 году программистом Ласло Ханешем 10000 биткоинов ($43 млн по текущему курсу) на две пиццы. Так происходило до 2011 года.
Поскольку биткоин в материальном плане был просто забавной абстракцией, ключи от кошельков массово терялись, пропадали вместе с жесткими дисками, выбрасывались с кипами ненужных бумаг. Часть биткоинов «сжигалось» путем случайного перевода на несуществующие кошельки. Ошибся с кодом кошелька, отправил — вернуть уже нельзя.
Как определить «мертвые» кошельки
На данный момент почти 90% криптовалютного богатства хранятся на 0,8% от общего количества кошельков (около 150 тыс. штук). Из них половина находится на кошельках, содержащих от 10 до 1000 биткоинов. Именно к этой же группе относится большое количество кошельков первопроходцев биткоина (напомню, сначала за каждый блок давалось 50 BTC), и в ней же наибольшее скопление «мертвых» монет. Мы разработали методику подсчета неиспользуемых кошельков: считаем их «мертвыми», если с них не было ни одной исходящей транзакции, начиная с 01.03.2013, когда биткоины получили признанную существенную материальную ценность.
Почему есть основание считать, что кошельки, по которым с этого периода не было ни одной исходящей транзакции являются «мертвыми»?
С марта по апрель 2013 года биткоин вырос с $31 до $198, впервые показав свой потенциал как спекулятивного инструмента и дальше пережил ряд взлетов и падений. Владелец актива, чья цена за четыре года выросла примерно в 150 раз, проходя через взлеты и падения, делая его то миллионером, то снова опуская на «дно», с высокой вероятностью захотел бы зафиксировать хотя бы часть прибыли или как-то диверсифицировать риски, разложив биткоины по разным холодным кошелькам. Если же более чем за четыре года из кошелька не было ни одной, даже самой маленькой транзакции, можно с высокой вероятностью считать, что ключ к кошельку потерян и эти биткоины уже на рынок не вернутся.
Тем не менее, для проверки этого тезиса мы создали скрипт DigRate, который в онлайн-режиме читает блокчейн и в случае начала движения хоть по одному из «мертвых» кошельков основателей даст сигнал о том, что Сатоши, которому «принадлежит» значительная часть этих кошельков, возможно, вернулся и на рынок потенциально могут хлынуть те биткоины, которые он почти в одиночестве майнил в 2009 году.
Дутые богатства
Еще 77% от общего числа кошельков содержат менее 0,01 биткоина и могут считаться техническими: хранить их смыла не имеет, поскольу кошельки можно генерировать совершенно бесплатно и в неограниченном количестве. Суммарно на них находится всего около 2000 BTC, так что на статистику они почти не влияют.
Самый большой и единственный кошелек, содержащий более 100 000 монет (122 000 BTC, примерно $500 млн) принадлежит бирже Bitfinex.
Много адресов с монетами без движения создано уже после 2013 года и часть из них также является «мертвыми», однако точно определить этот процент нет возможности, поскольку биткоин уже представлял материальную ценность и его начали хранить на «холодных» кошельках и отличить «потерянный» кошелек от просто кошелька без движения нельзя. Показатель потерь в таких кошельках, по нашим оценка, составляет 4% от общего объема монет.
Также из объема криптовалютного рынка можно смело вычесть монеты, стоимость которых искусственно раздувается эмитентами через куплю-продажу роботами у самого себя в надежде завлечь таким путем простодушных инвесторов. На наш взгляд, признаком таких монет является капитализация менее $30 млн и суммарный объем торгов на десяти крупнейших биржах менее $50 000 в день. Такие токены в общем случае можно считать неликвидными, а инвесторы имеют мало шансов их в существенном количестве продать. Более того, в ближайшее время на рынок ожидается наплыв подобного неликвида, образовавшегося в результате проведения ICO. Посмотреть какие токены соответствуют заявленным критериям, а какие нет можно по составу токенов в структуре индекса DRI, который автоматически пересчитывается каждые десять минут.
Итоговый подсчет
Итак, потерянных биткоинов в мире более 3 млн штук, столько же заранее потерянных монет криптовалютной сети Bitcoin Cash, а токены с капитализацией менее $30 млн, вообще, как правило, ничего не стоят. Итого из общего объема рынка, составлявшего по данным coinmarcetcap $144 млрд на сентябрь 2017 в реальности существуют ликвидные активы в лучшем случае лишь на $123 млрд. Таким образом, объем «потерянных сокровищ», биткоинов и иных монет составляет $21 млрд, которые на криптовалютный рынок уже не вернуть.