К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Учиться в YCombinator, работать в России: тест первой онлайн-программы инкубатора

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Только знаменитый YCombinator запустил новый сервис, онлайн-школу для стартапов, а колумнист Forbes уже записался на первый курс, прошел его и выяснил, насколько он полезен для «прокачивания» проекта

Пожалуй, мы — неправильный стартап: мы не читаем и не пишем в твиттеры, не ходим на митапы, не пиаримся в «фейсбучике и вконтактике», даже бара со смузи у нас нет: все 200% времени мы посвящаем продукту и работе с клиентами. Однако долго так продолжаться не могло.

Предел терпения

В начале марта один из наших сотрудников не выдержал и подал заявку в летний набор YCombinator, причем узнал я об этом лишь когда мне пришло уведомление. Отступать некуда: открыл форму заявки и… сразу же понял, насколько это круто: там были все те вопросы, которые я сам себе задавал уже не раз, но все время откладывал «на потом» ответы на них. Именно тогда мы впервые сделали глубокий анализ рынка, на котором мы работаем, сделали первую версию Pitch Deck презентации, записали видео. Моментально вскрылось очень много проблем в проекте Yorso: кроме показателей выручки и продаж у нас не было ни единой метрики, которую мы бы отслеживали. Вроде бы как и продаем что-то (в 2016 году оборот составил 6.2 млн долларов с выручкой 115 тыс. долларов), но как мы это делали, сколько теряли, почему и где теряли и почему не зарабатывали больше — ответить точно не смогли бы.

 

Выявленные проблемы

Уже тогда было понятно, что мы «сырой» проект и как никто другой нуждаемся в квалифицированной помощи с точки зрения не столько продвижения, сколько трекинга ключевых показателей, которые также было важно определить. Тогда же у меня было ощущение, что мы неформат со своей идеей автоматизации крупнооптовых международных продаж рыбы и морепродуктов: проект невероятно трудный, нишевой, скучный, не rocket science, не рассчитан на массового потребителя.

 

Первые дни онлайн-курсов (MOOC)

Итак, мы заполнили заявку на очный отбор 22 марта, ожидая ответ к 18 апреля. Тогда же, в конце марта, нам пришло письмо с приглашением подать заявку на первую онлайн-школу YC (SUS17) куда мы и были приняты спустя всего 2 недели: курс стартовал 5 апреля.

В первых дней стало понятно, что проект делался буквально «на скорую руку»: было крайне мало информации, портал обучения представлял собой двух-страничный сайт с информацией о компании и пустой сеткой расписания (на тот момент отсутствовали разделы Updates, Networking, Map, а Deals был пустым).

 

Всех «студентов» также позвали зарегистрироваться в приложении Mattermost, которое было выбрано центром коммуникации: сразу скажу, это было не лучшим решением, т.к. принято в школу было огромное количество проектов. Сложно сказать точную цифру, но было 94 группы, в каждой из которых было примерно по 30 команд, а в каждой команде от 1 до 4 основателей. Пока аудитория ждала первых видео и информации, все начали знакомиться в чатиках.

Коммуникационный коллапс

Вы знаете, мне повезло: у нас в Иннополисе группы и каналы в мессенджере Telegram используются для управления городом и решения всех вопросов. В результате выработалась определенная культура общения в группах с 1000+ человек. К сожалению, у большинства инноваторов-участников MOOC данной культуры не было, что вылилось в:

  • бесконечное количество тематических чатиков
  • регулярные «привет-пока», которые читают все 3000+ человек
  • Регулярное использование тегов «@all», «@channel», что приводило к дополнительным нотификациям по почте и через push
  • И много-много прекрасных историй и диалогов, о которых вовсе необязательно было знать всем участникам

Вначале я честно пытался познакомиться со всеми стартапами, даже нажимать на их ссылки и смотреть приложения, но... Как результат — уже на второй день было удалено приложение, которое должно было стать центром информации всей онлайн-школы.

Следующим «неприятным звонком» в организации мероприятия был отложенный старт показа лекций. К счастью, на этом негативные моменты закончились и начался мини-челлендж длиной в 10 недель.

 

Процесс обучения

Суть обучения была крайне простой: все были разделены на группы по принципу принадлежности к часовому поясу, поэтому вместе со мной были ребята из Новосибирска, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Эстонии, Египта, Румынии, Беларуси. Нашим ментором и путеводителем на протяжении всего курса был назначен Christian Van Der Henst — сооснователь проекта Platzi и выпускник очного акселератора YCombinator.

Лекции

По четвергам и понедельникам в общий доступ выкладывались видео лекции. Стоит признать, что лекции были и остаются доступны абсолютно всем. Советую каждому посмотреть хотя бы первую лекцию, отвечающую на главный вопрос: «А зачем вам вообще нужен стартап?», где достаточно просто объясняют, почему работа по найму проще и надежнее. Еще я бы обязательно выделил пару лекций про метрики, невероятно прекрасную по содержанию лекцию от Alex Shultz из Facebook и конечное же великолепного Alan Kay: он умеет переворачивать ваше сознание с ног на голову!

 

Отдельно отмечу лекции формата «Office hours»: в Стенфорде перед аудиторией вызывают основателей различных стартапов, пришедших на мероприятие, и начинают их «расстреливать» вопросами. Советую каждому стартаперу представить себя на их месте и отвечать вместе с коллегами по цеху, но уже в рамках своего проекта.

Групповые занятия (office hours)

Каждый понедельник мы дружно собирались в групповой конференц-связи и, как правило, на повестке обсуждали следующие вопросы: содержание прошедших лекций, как прошла неделя и какие есть трудности в проекте, как собираемся их решать. На первом занятии это выглядело немного сумбурно, ведь было 30 проектов, каждому из которых дали по 2 минуты на представление.

Однако, уже после второго занятия проектов осталось 12 (60%! Они были отчислены автоматически, за неявку на два занятия), и все последующие групповые сессии превратились в интересный формат «кружка по интересам». Кристиан (наш ментор) также выделял слоты для индивидуальных 30-минутных звонков, где можно было спросить что угодно: начиная от открытия компании в США и заканчивая привлечением денег в Долине.

 

Трекинг проекта

Каждый проект на старте должен был определиться с ключевыми показателями (метриками), которые он будет отслеживать. Надо сказать, что для нашего проекта с его циклом продажи до 6 месяцев и низкой клиентской базой (максимальное число производителей в РФ около 300, а весь рынок наших покупателей с крупным оптом вряд ли выше 1-2 тысяч компаний) приложить стандартную для b2c рынка метрику проблематично, поэтому, недолго думая, мы начали измерять количество отправленных и открытых коммерческих предложений, а также выручку за неделю.

Выглядело это примерно так:

Нетворкинг

 

Невероятная килл-фича школы!

Вы заполняете свой профиль, пишете, что можете предложить людям и что ищете взамен, а затем в формате «Да» / «Нет» система ищет вам помощников. Если вы оба в итоге когда-нибудь нажмете «Да», можно получить контакты друг друга и обменяться знаниями / опытом.

Критерий прохождения школы был крайне простой: посетить 9 из 10 групповых сессий и «засабмитить» 9 из 10 еженедельных метрик. Согласно официальному отчету, 1584 компании успешно прошли данный критерий, что примерно составляет 55% от общего числа.

Что удивило

 

Конечно же, география проектов. Очень много компаний из Африки и Индии и очень мало проектов из России.

Наиболее популярным вопросом для обсуждения среди «чатлан» был вопрос привлечения инвестиций. Я так и не понял, что это за наваждение у всех стартапов: привлечь деньги и продать долю. Доля — это самое ценное, что у вас есть!

Можно ли сделать продукт без денег и протестировать на бизнес-модель? — Да.

Можно ли самостоятельно изучить механику и «с головой» подойти к реализации проекта? — Тоже да.

 

Конечно, с инвестициями проще, но ответьте в первую очередь для себя: зачем вам нужны деньги? Какой будет ваша первая трата? Кого вы наймете уже завтра?

Что понравилось

Конечно же лекции. Многие из них были просмотрены повторно. При просмотре регулярно делались заметки, так как информация идеально «накладывается» на собственный проект

Дисциплина трекинга — это просто чудо. Теперь базовые метрики в Yorso поставлены на поток, а взгляд на проект лег совершенно под другим углом. Участие в школе послужило запуску базовых активностей по продвижению, а заметки к просмотренным лекциям легли в основу очень многих доработок и дальнейшего плана развития

 

Расширение зоны контактов и знакомств. Можно сказать, что одногруппники и сокурсники это определенный «рычаг» или «ресурс» в мире стартапов: всегда приятно общаться с целеустремленными, предприимчивыми людьми и понимать, что можно обратиться к ним за помощью

Обратная связь. По окончании школы были запущены опросники: уверен, YC проанализирует ответы первого опыта и уже в следующем году мы увидим более массовое мероприятие. Данный подход также научил и меня запустить формы обратной связи для наших клиентов.

Конечно, первые два пункта можно было реализовать и не участвуя в школе, но даже у самых лучших спортсменов есть тренер.

Что не понравилось

 

Чатик. Он медленный, неудобный, занимает еще одну ячейку на экране телефона. Гораздо правильнее было бы сделать группу в Telegram, например.

Мало заданий. Мне кажется, что было бы круто расширить количество домашек и сделать кросс-чекинг силами и средствами самих же студентов. Например, провести UX аудит.

Наверное, я слишком позитивен и оптимистичен, но больше недостатков замечено не было. Всем людям, имеющим хотя бы малое отношение к IT предпринимательству, я крайне рекомендую как минимум просмотреть лекции, а в идеале — присоединиться к следующему набору: вас ждут прекрасные менторы и прекрасные одногруппники: ведь кто знает, быть может, когда ваш стартап «не выстрелит» именно эти одногруппники примут вас к себе на проект.

Послесловие

 

Прошли ли мы на очный отбор YCombinator? Ответ «нет»: мы провалили онлайн интервью, до которого успешно дошли. Но на тот момент (10 апреля) Yorso объективно был не готов, имея слишком много нерешенных вопросов. Будем ли мы подаваться на следующий отбор YC? Ответ «конечно да!», ведь это дает возможность еще раз освежить статус проекта и ответить на целый ряд критичных вопросов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+