Предпочтения инвесторов в сфере Edtech в 2017: на западном фронте без перемен
Недавно «Нетология» и EWDN опубликовали первую часть своего исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. В нем наконец-то появились первые внятные цифры об объеме рынка и структурированная информация о различных сегментах.
В сфере edtech на русскоязычных площадках действительно остро не хватает понимания того, в какие проекты инвестируют деньги в мире, какие технологические тренды только намечаются, а какие уже теряют актуальность.
Почему Edtech?
Интерес к образовательным технологиям (Edtech) в мире резко начал расти с 2012 года и к 2015 году ежегодные объемы инвестиций превысили $2,6 млрд (в более 400 компаний, по данным CB Insights). Казалось бы, внушительная сумма, но для сравнения: объемы инвестиций в финансовые технологии (Fintech) в 2016 году составил около $20 млрд — почти в 8 раз больше!
Возможно, все дело в изначально маленьком рынке? Не совсем так: мировой рынок образования — один из крупнейших рынков в мире и составит в 2017 году более $6 трлн (по прогнозам IBIS Capital), при этом проникновение онлайн-образования пока действительно крайне незначительное — всего 3% (объем рынка оценивается в $165 млрд). Общую оценку объемов финансового рынка сделать затруднительно (слишком много компаний, косвенно имеющих отношение к финансовому сектору), но выручка топ-100 мировых финансовых компаний составляет примерно $5,2 трлн — сравнимую величину. Вместе с тем, объем именно Fintech рынка меньше даже $50 млрд (оценка по семи крупнейшим регионам — около $29 млрд, по данным Ernst&Young), то есть проникновение значительно меньше 1%.
Среди Edtech-стартапов только пять проектов достигли оценки в $1 млрд и стали «единорогами». Для сравнения: в Fintech на текущий момент 26 «единорогов», из которых пять появились за последние полгода.
О чем это говорит? Сектор образовательных технологий абсолютно точно не перегрет и имеет существенные перспективы по увеличению объемов инвестиций в ближайшие пару лет. В частности, 2017 год уже подтверждает эту гипотезу, но об этом чуть позже.
Говоря о «единорогах» в Edtech, стоит выделить две компании — это Pluralsight, платформа для корпоративного обучения IT-специальностям, и Age of Learning с их флагманским продуктом ABC Mouse для обучения детей математике. Остальные три «единорога» находятся в Китае, где рынок специфический и требует отдельного анализа. В этом исследовании — фокус на тренды, инвестиционную активность для западного рынка.
Если с Pluralsight все понятно — они занимаются обучением востребованным профессиям, поэтому стоят дорого, то Age of Learning, которые в 2016 году привлекли $150 млн, показывают еще одну перспективную нишу — обучение детей всевозможным навыкам (от программирования и графдизайна до математики и предпринимательства).
Работодатели как драйвер изменений рынка
Крупнейшим и самым известным сегментом образовательных технологий в последние пять лет всегда были MOOC (массовые онлайн-курсы) — именно с этих проектов начался новый виток развития Edtech.
Итак, что важного произошло в этом сегменте в 2016 году? Во-первых, массовые онлайн-курсы перестали быть «массовыми». Изначально, к примеру, на Coursera на потоке курса обучалось одновременно несколько десятков тысяч людей. Курс стартовал пару раз в год в строго определенное время. Сейчас большая часть курсов идет постоянно или с периодичностью в пару недель, что, безусловно, снизило единовременное количество учеников на каждом потоке. Зато такое нововведение отвечает потребностям современного человека учиться не просто «когда-то», по расписанию, когда все учатся, а именно в тот момент, когда ему захотелось, либо когда конкретный навык стал ему необходим.
Во-вторых, другая идея, заложенная в MOOC, — «бесплатное образование для всех» – тоже не выстрелила, и последний год крупные игроки в поисках прибыльной бизнес-модели все больше фокусируются на платный контент. У Coursera это специализации, у Udacity — Nanodegrees, у edX — MicroMasters.
В-третьих, все крупные игроки в MOOC (такие как Udacity, Udemy, Coursera) пытаются выйти в B2B-сегмент и стать платформой для корпоративного обучения. Тренд подтверждает новость об очередном раунде финансирования, привлеченном Coursera ($64 млн в мае 2017 года), который компания планирует потратить как раз на развитие Coursera for Business.
Здесь важно отметить, что фактически ни у одного игрока не получилось стать в полном смысле «платформой» – ни одна крупная корпорация не ведет полностью обучение своих сотрудников через конкретную MOOC-платформу. Часто таким корпорациям вообще проще создать собственный курс (или серию курсов) под свои потребности, чем оплачивать тысячам сотрудников доступ на Coursera. В России хороший пример — это компания МТС, которая организовала у себя веб-студию для проведения вебинаров и онлайн мастер-классов по различным тематикам.
Тем не менее, медленно, но верно происходит смещение фокуса Edtech-проектов в сторону удовлетворения потребностей работодателей — именно они определяют, чему в конкретном моменте захочет учиться человек и, главное, за что он будет готов заплатить.
Какие изменения уже принес 2017 год?
С одной стороны, судя по текущей динамике, 2017 год может стать рекордным по объему инвестиций — общий объем сделок за первые 5 месяцев уже превысил $1,4 млрд. В первые дни года одна из крупнейших мировых сетей платных образовательных институтов Laureate Education привлекла $400 млн для подготовки к IPO, которое успешно произошло в феврале.
Вместе с тем, пока не видно каких-то существенных изменений в предпочтениях инвесторов. Тройка самых «горячих» направлений (экспертная оценка совокупно по объему/числу сделок 2017 года) — MOOC, LMS и проекты в дошкольном/школьном образовании.
Очень громко прошла инвестиция в EverFi ($190 млн), которая стала одной из крупнейших именно в онлайн-секторе. Компания продает подписку на доступ к онлайн-курсам по нестандартным, но крайне востребованным тематикам – базовая финансовая грамотность, ответственное поведение (умеренное потребление алкоголя, уважение к новичкам) и корпоративная этика. В числе клиентов EverFi многие крупнейшие корпорации, такие как Google, Oracle, AirBnB.
В секторе MOOC показательными стали также очередные раунды в Coursera (о нем уже было написано выше) и в MasterClass. В 2016 году инвесторы вложили в этот проект $15 млн, купившись на интересную задумку проекта – онлайн-курсы с известными людьми. Видимо, «фишка» сыграла — в 2017 году MasterClass привлек очередной раунд инвестиций уже на $35 млн и представил новую подборку курсов (например, искусство комедии со Стивом Мартином или актерское мастерство с Дастином Хоффманом).
В секторе LMS состоялось сразу несколько крупных сделок — TopHat ($22,5 млн), Nearpod ($21 млн) и Teachable ($4 млн). Если первые два – это типичные LMS для образовательных учреждений (школ и ВУЗов), то Teachable особенно интересен своим целевым сегментом — это SaaS-платформа для индивидуальных предпринимателей, среднего и малого бизнеса, на которой они могут создавать и продавать свои курсы. Крупные игроки в сфере LMS обычно упускают этот сегмент из вида, создавая массивные решения для крупного бизнеса или образовательных учреждений. В России, например, схожий фокус у проектов Teachbase или GetCourse, которые динамично развиваются в последние годы.
На третьем месте — инвестиции в инновационные продукты для дошкольного и школьного образования, что подтверждает отмеченный ранее тренд. Среди интересных продуктов можно выделить MarcoPolo Learning ($8,5 млн, развивающие игры для детей о природе, географии и биологии) и Brightwheel ($10 млн, мини ERP-система для детских садов, воспитателей и родителей).
Отдельно стоит отметить развивающийся сектор прокторинга (онлайн-контроля за обучающимися) — в марте Examity проинвестирован $21 млн. Рынок только зарождается и пока не поражает своими масштабами, но имеет большой потенциал роста. В России, кстати, есть целых 2 перспективных продукта – ProctorEdu и Examus.
Edtech сегодня, завтра и послезавтра
Что касается технологического развития в секторе, то здесь стоит разделить уже реализовавшиеся изменения и тренды ближайших лет. Например, наличие мобильного обучения и обучения на собственном устройстве (т.н. bring your own device, BYOD) уже стало необходимым минимумом. Люди хотят иметь возможность учиться на тех устройствах, которые у них есть и на которых им удобно, и в любом месте, будь то школа, дом, метро — что угодно. Это уже давно вошло в привычку.
Большинство проектов в B2C-секторе часто не просто кросс-платформенные, но и изначально создаются под мобильные платформы (например, российский стартап easy ten). Важно, что мобильное обучение проникло и в корпоративный сектор — даже консервативные консалтинговые компании и банки делают свои цифровые образовательные курсы доступными на мобильных устройствах своих сотрудников. Адаптивное обучение, которое активно начал продвигать Knewton несколько лет назад, частично реализовано уже во многих проектах и в ближайшие год-два также перейдет в раздел «базовой комплектации» любого образовательного продукта.
На горизонте трех лет в сфере образования будет развиваться применение технологий AR/VR, IoT и технологий быстрого прототипирования. Мейкерспейсы (пространства для создания продуктов) сейчас появляются «как грибы после дождя» — по данным Hackerspace.org в мире уже больше 2150 пространств прототипирования, хотя в начале 2016 года было всего около 1400. Этот тренд можно охарактеризовать как «расширение инструментария» образования. Если раньше был «источник знаний», который обучающийся должен был «воспринимать», то теперь происходит интерактив в процессе обучения — например, в виртуальной реальности человек может получить понимание, как работает невидимый глазу процесс, а в фаблабе/мэйкерспэйсе можно на основе полученных знаний тут же создать продукт и применить знания на практике.
На горизонте пяти и более лет самым интересным трендом выглядит affective computing, то есть распознавание эмоций обучаемого. В это входит реакция на его настроение (веселое/грустное) и состояние (бодрое/утомленное, сконцентрированное/ взбудораженное). Развитие искусственного интеллекта приведет к улучшению методик адаптивного обучения и созданию по-настоящему персонализированного обучения. Наконец, расширение инструментария продолжится за счет создания нативных интерфейсов (natural user interfaces) вплоть до управления жестами и голосом как, например, это художественно реализовано в фильме «Железный человек».
Технологии — ключ к персонализации
Крупнейшим драйвером образования становятся работодатели, запросы которых определяют потребности обучающихся людей. Люди, в свою очередь, готовы платить за те знания или навыки, которые в кратчайшие сроки позволят им заработать.
Однако проблема традиционных образовательных институтов в том, что в них заложена универсальная методология, направленная на максимально быстрое обучение большого количества людей. В итоге никто не попадает идеально под эту методологию, и обучение каждого конкретного человека происходит не оптимально.
Основные надежды в digital education возлагаются на персонализацию образования с помощью ранее недоступных инструментов (таких как AR/VR) и технологий (таких как adaptive learning), которые вместе могут привести к существенному росту скорости и качества обучения.