К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гибкость и стиснутые зубы: шесть факторов для успешного бизнеса

Фото REUTERS / Denis Sinyakov
Фото REUTERS / Denis Sinyakov
Люди меняются, и если страсть прошла, то надо это принимать и двигаться дальше. Научиться слушать себя — бесценно!

За годы работы в McKinsey, а позже и в собственном бизнесе я определил для себя шесть факторов, которые помогают лично мне быть успешнее.

Фактор 1. Passion

Как говорил Стив Джобс: «Есть только один способ проделать большую работу — полюбить её». Конечно, усилием воли можно заставить себя делать и нелюбимую работу, но оно того не стоит.

 

Я был плохим консультантом McKinsey: когда проект был мне интересен, я мог неделями работать по 15–18 часов в день. У меня все получалось, клиенты, тимлид и партнеры давали мне хорошую характеристику. Но если проект был мне неинтересен, все «валилось из рук»: постоянная усталость, проблемы с клиентом, не самые лестные оценки от партнера и тимлида. Я, конечно, пытался усилием воли заставить себя «полюбить» неинтересный проект, но это требовало огромных усилий и получалось далеко не всегда. Мой уровень вовлеченности сильно зависел от того, насколько мне были интересны тема и задача проекта, потому что сам процесс консалтинга мне никогда не нравился. Мне нравилось создавать самому, а не придумывать решения для других.

По моим наблюдениям, успешными в консалтинге становились люди, которые получали удовольствие от процесса вне зависимости от предмета решаемой задачи. Были, конечно, и сотрудники с железной силой воли, которые показывали высокий уровень вовлеченности, даже когда им было совсем неинтересно. Но до уровня партнеров такие обычно не дорастали. «Качать» силу воли без любви — это все равно что нагружать мышцу и не питаться, можно надорваться.

 

Я довольно рано понял, что хочу быть предпринимателем, хочу создавать новые бизнесы, основанные на прорывных технологиях. Свой бизнес тоже можно создавать без страсти, на основе расчета, но свой бизнес — это сложная, постоянная, иногда монотонная работа (днем и ночью). Если «глаз не горит», лучше просто не браться. В этой сфере страсть — преимущество. Я часто встречал на туристическом рынке фирмы-однодневки, которые открывались по принципу: «Есть свободные деньги, почему бы не заняться туризмом». Люди недооценивали сложность бизнеса, желания разбираться в тонкостях у них не было, и компания прогорала после первого же сезона. Простых бизнесов не бывает, даже если со стороны кажется иначе.

Фактор 2. Grit

Если дословно, то grit означает «гравий» или «песок», но используется это слово как аналог русского выражения «стиснув зубы». Grit — это умение идти к цели столько, сколько потребуется, не опуская руки и не жалея себя. Чтобы добиться незаурядного результата, обычно требуются незаурядные усилия. Тут работает правило «10 000 часов», описанное в книге Малкольма Гладуэлла (и не только у него). Основная мысль проста: талант — это в первую очередь результат кропотливого ежедневного труда, а потом уже стечения всяких обстоятельств и заложенной генетики.

 

Есть разница между хорошим спортивным упрямством и глупостью, когда пора «слезть с мертвой лошади». Но каждый человек сам определяет, где его грань. Так, например, Харланд Сандерс, основатель сети KFC, в течение шести лет экспериментировал с приготовлением курицы, пока не придумал свой фирменный рецепт. А основатель сети кофеен «Старбакс» Говард Шульц получил отказ более чем от двухсот инвесторов, пока не нашел людей, поверивших в его идею.

Для себя я решил, что здоровое упрямство — это когда есть четкое понимание того, какие ресурсы ты можешь вложить в бизнес, и желание бороться до тех пор, пока эти ресурсы не закончатся. А в моменты кризисов соблазн все бросить обязательно появится. По моим наблюдениям, самый сложный период наступает, когда дело уже вовсю идет, люди работают, а видимого успеха все нет.  Мы закладывали 6–9 месяцев на достижение первых результатов, а потребовалось почти 1,5 года. Путь к успеху — это марафон, а не 100-метровка.

Фактор 3. Цель

Начать бизнес можно с идеи. Марк Цукерберг не задумывал Facebook таким, как мы видим его сейчас. Он просто хотел, чтобы студенты Гарварда больше общались друг с другом. Но когда дело доходит до масштабирования бизнеса, без стратегии не обойтись. До команды нужно четко донести основную цель и этапы ее достижения.

Если вы не можете ответить на вопрос, каким вы видите свой бизнес через пять лет, значит, вы не знаете, куда идете. Тактика без стратегии с определенного момента — это путь в никуда. Только определив глобальную цель и сроки ее достижения, можно продумывать тактические шаги. Так, например, основатель сети Макдоналдс Рэй Крок заложил дом и страховку, когда решил инвестировать в бургерную братьев Макдоналд. Не испугался, потому что видел большую цель – превратить маленькую бургерную в межнациональную корпорацию. Что он и осуществил.

 

В конце 2012 года лишь 5% наших клиентов самостоятельно выбирали и оплачивали туры на сайте. Остальные делали это после тесного общения с нашими менеджерами, которые подбирали им разные предложения. К апрелю 2017 года мы вышли на долю самостоятельной покупки 80%. Определите основную цель, но не думайте, что самый короткий путь к ней обязательно прямой.

Фактор 4. Гибкость мышления

На пути всегда будут препятствия и барьеры. Ваши предварительные расчеты могут оказаться очень далеки от поставленной цели, тактику приходится менять в зависимости от внешних обстоятельств. В 2015 году компания American Apparel подала иск о банкротстве. Пока ближайшие конкуренты искали возможность снизить цены и привлечь новую аудиторию, American Apparel продолжала экстенсивное развитие со старым ассортиментом. В итоге крупнейший одежный ритейлер США начал проигрывать более гибким конкурентам и потерял рынок. Стать заложником «прямого пути» может любой бизнес.

За 6 лет работы  мы меняли дорогу к цели много раз. Приведу конкретный пример. Наша задача состояла в том, чтобы клиенты покупали туры именно в интернете, открывать сеть офисов мы никогда не планировали. Но довольно быстро стало понятно, что через свои каналы маркетинга мы привлекаем на сайт огромную аудиторию людей, которые не готовы покупать онлайн — им важно посетить офис и поговорить с агентом лично. И отфильтровать от нашей аудитории только тех, кто ценит покупку онлайн, удаленно, без посещения офиса, не получится. Тогда мы стали строить собственную франчайзинговую сеть офлайн-агентств. Раз уж есть клиенты, которые уходят от нас в офлайн, пусть лучше уходят к агентствам под нашим брендом, и мы заработаем на роялти, а сами продолжим фокусироваться на клиентах, которые ценят удобство покупки онлайн. Расчет был верен. Сегодня у нас 104 партнерских офиса по всей России и довольные клиенты как в онлайне, так и в офлайне. Без готовности менять статус-кво и постоянно пересматривать то, что кажется очевидным, невозможно идти вперед.

 

Однако есть и обратная сторона медали. Чрезмерная гибкость грозит потерей фокуса. Когда закрыли Турцию и Египет, перед нами встал вопрос, что продавать. Мы подумали о нише въездного туризма, но наши основные компетенции, такие как онлайн-маркетинг, IT-интеграция и русскоговорящий колл-центр, не работают в этом секторе туризма. Для этой ниши нужны другие компетенции, а чтобы их развивать — дополнительные средства. Мы решили, что все-таки надо фокусироваться на своих ключевых компетенциях и искать такие решения, где они применимы.

Пожалуй, только компании с огромными оборотами, такие как Google и «Яндекс», могут позволить себе распыляться на разные сферы деятельности. Но и они стараются максимально использовать свои ключевые компетенции. Например, создав «Яндекс.Такси», компания использовала своих программистов, свои наработки в обработке больших данных, огромный трафик и узнаваемый бренд. Используйте сильные стороны своего бизнеса и не пытайтесь объять необъятное. Гибкость должна быть разумной.

Фактор 5. «Внутренний компас»

Чтобы решить, что вы любите и чем будете готовы долго заниматься «стиснув зубы», важно разобраться в себе.

 

В McKinsey я видел много очень умных и амбициозных людей, которые по разным причинам не пользовались своим компасом и, как результат, чувствовали себя несчастными и потерянными. Они с детства все делали правильно, везде были отличниками, но их так и не научили прислушиваться к себе, к своему внутреннему Я. Эти люди продолжали работать в McKinsey, потому что это престижно и денежно. Но такой путь требует огромных усилий и внутреннего напряжения и может привести к срывам или даже депрессиям.

Чтобы не попадать в такие ситуации, нужен «внутренний компас», который направит в правильную сторону. Ведь когда человек занимается любимым делом, напряжение и сила воли нужны в меньшей степени. Однако очень важно отличать внутренние отговорки и жалость к себе от настоящих чувств. Чтобы временная слабость или усталость не сбили стрелку, надо периодически брать паузу и настраивать компас. Причем вполне вероятно, что стрелка в какой-то момент укажет новое направление. Люди меняются, и если страсть прошла, то надо это принимать и двигаться дальше. Научиться слушать себя — бесценно!

По этому поводу я вспоминаю слова сооснователя компании «Миними Петс» Дмитрия Ширшова: «К людям надо относиться гуманно — их следует увольнять. Часто по компании ходят сотрудники-зомби, которым работа явно не приносит удовольствия. Они мучаются, но сами уйти не решаются, хотя в глубине души знают, что надо». Таких сотрудников компании увольняют, и это хорошо как для людей, так и для бизнеса.

Фактор 6. Поверить в то, что вы уже успешны

 

Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов на недавнем заседании Forbes Club признался, что долгое время испытывал комплекс самозванца, потому что, занимая пост замминистра экономики, был намного моложе своих коллег и ему приходилось тратить внутренние ресурсы на то, чтобы вести борьбу с собой. Мысли материализуются. Если вы знаете, что успешны, и ничто не может поколебать вашу веру в себя, то вас не будет мучить страх оступиться, оказаться неудачником. Вы не будете тратить время на то, чтобы кому-то что-то доказывать, а также на ложные цели, вызванные неутолимым эго. Вы просто будете идти к своей главной цели.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+