К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Стартап ради стартапа: чем рынок новых проектов в России напоминает бум доткомов в 2000-х?

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Венчурный бизнес похож на лотерею. Везет немногим. Как не обнаружить, что развиваешь стартап ради стартапа?

В апреле СМИ, инвесторы и разработчики с интересом наблюдали за историей развенчания агентством Bloomberg идеи американской инновационной соковыжималки Juicero. Аппарат холодного отжима за 400 долларов гарантировал его счастливым обладателям свежесть овощных и фруктовых соков из специальных пакетов. Основатели проекта сумели собрать с инвесторов под свою идею 120 миллионов долларов. Так вот оказалось, что основная функция этой «умной соковыжималки» — давить содержимое из пакетика в стакан. Никакого волшебства и торжества инноваций. Журналисты показали и доказали, что подобное способен сделать любой желающий вручную без какой-либо чудесной машинки.  После этого над парнями из Juicero сгустились тучи.

В этой связи все чаще ловлю себя на мысли, что наша жизнь наполняется бесчисленным количеством стартапов ради стартапов. К примеру, на март 2017 года в России в SPARK было зарегистрировано более шести тысяч стартапов. Из них только четверть проявляют признаки жизни: у проекта есть сайт, присутствует описание деятельности и тд. Регулярно обновляется информация и вовсе лишь у 17% зарегистрированных в системе компаний. При этом поток всевозможных мероприятий для стартаперов просто зашкаливает. Презентации, стартап-шоу, питчинги, спиддейтинги, нетворкинги и масса других заимствованных на Западе определений наполняют жизни миллионов людей в стране.

Просыпаемся

 

Лично мне все это напоминает бум доткомов в 2000-х. Точно также на волне интереса к интернету инвесторы вкладывали миллионы долларов в рост нарождающейся отрасли. Кто-то действительно выиграл, но вслед за неслыханным подъемом рынка наступило его ошеломляющее падение, спровоцировавшее кризис доверия. Тысячи людей остались ни с чем. Мыльный пузырь лопнул. Не хочу сгущать краски, но мне кажется, что в ближайшем будущем нас ожидает нечто подобное. Рынок перегрет. Масса стартапов сжигают деньги венчурных капиталистов и всевозможных бизнес-ангелов, не явив миру ровным счетом ничего. Да и сами инвесторы, как мне кажется, постепенно, начинают сбавлять обороты, закрывая доступ начинающих предпринимателей к «золотому дождю».

Если посмотреть на статистику, то в 2016 году финансирование технологических стартапов в США упало на 30%. И это на рынке, где собраны лучшие из лучших со всех уголков планеты (подробнее о падении венчурного рынка — в материале другого колумниста Forbes).

 

В России в 2016 году также наметился очевидный спад. Суммарный объем капитала в венчурной экосистеме сократился почти в пять раз и составил около $400 млн. При этом объем венчурных сделок в долларовом выражении снизился на 29% и составил $165,2 млн. По итогам года не было заключено ни одной сделки на сумму более $100 млн. 90% объема сделок по-прежнему приходится на сегмент информационных технологий, привлекающий наибольшее количество инвесторов, сегменты биотехнологий и промышленных технологий составляют в сумме лишь 10%.

Как мне кажется, подобное положение дел обусловлено рядом факторов. Во-первых, некоторые начинающие предприниматели не рассматривают свой проект с коммерческой точки зрения. А если и рассматривают, то весьма абстрактно. При бизнес-планировании зачастую используются произвольные данные по принципу «пальцем в небо». На выходе в презентации все красиво, а на деле не работает. Второй аспект я бы назвал «тяга к красивой жизни». Получив долгожданное финансирование стартапы начинают обустраивать свой быт, расширять штат, нанимать с рынка дорогих специалистов, вместо того, чтобы сфокусироваться на своем продукте. В итоге деньги кончаются и наступает время поиска очередного посевного раунда. Все это ведет к тому, что желающих вкладываться в проекты на ранних стадиях становится год от года все меньше. В итоге многие стартапы погибают.

Еще один фактор пугающий инвесторов – лавинообразный рост операционных расходов у перспективных стартапов, значительно превышающий приток зарабатываемых ими денежных средств. Конечно, можно вспомнить про Uber, который ежегодно плодит многомиллиардные убытки. К примеру, в 2015 году убыток компании составил $2 млрд., в 2016 году около $3 млрд. При этом, Uber аккумулировал около $11 млрд. свободных денежных средств, а рыночная капитализация компании на пике превышала $60 млрд. Но тем, не менее, если вы не Uber, инвесторы будут вас финансировать крайне осторожно.

 

Другой более близкий мне пример из мира IT касается компании Nutanix. Программными решениями этого американского разработчика пользуются во всем мире. Компания с 2009 года привлекла в общей сложности более $300 млн. средств инвесторов. Ее капитализация после публичного размещения в сентябре 2016 года составляла порядка $5 млрд. Так вот, после публикации в марте этого года первого публичного отчета о прибылях и убытках, компания подешевела сразу на 20%. Произошло это от того, что менеджмент анонсировал ежегодные плановые убытки на уровне $400 млн. А это значит, что все сопричастные с Nutanix инвесторы потеряли и будут терять свои деньги. В итоге за шесть месяцев после первичного размещения акции компании упали на 52%. Уверен, что в России подобных примеров не меньше.

Суеверия

Бизнес – это риск. Рискуете вы, рискуют люди, вкладывающие в проект деньги. При этом, начинающие предприниматели часто боятся, что идеи украдут. Идея сама по себе ничего не стоит. Ценность в команде и работающей бизнес-модели. Инвестору нет смысла на посевном раунде красть и заламывать руки. Выбор инвестора схож с поиском жены. Считайте это браком по расчету. Жить придется долго и счастливо, а вот развод обескровит обоих. Поэтому ищите близких по духу людей. Часто у добропорядочных инвесторов за плечами серия работающих проектов и сформировавшаяся репутация. Не менее важна специализация. Если потенциальный партнер преуспел в схожей нише, больше шансов, что графа «не сошлись характерами» вас не настигнет.

Светлые мысли

На фоне описанного выше возникает вопрос, насколько правильно вкладываться в новые проекты и чем «здесь и сейчас» отличается от условий прошлых двух-трех лет? На деле вопрос к интуиции и отношению к риску. И до Facebook были социальные сети, до WhatsApp мессенджеры. Тот же Telegram пытается изменить рынок, имея на горизонте зоопарк конкурентов. Тот, кто способен первым отделить зерна от плевел в конечном счете выигрывает.

 

Что же касается молодых предпринимателей, то подходящего времени для начала бизнеса нет. Стартуйте в тот момент, когда способны отдаваться делу на 100%. Это значит, что придется свободное время посвящать только этому. Мы разрабатывали Parallels Desktop (основной продукт компании  - Forbes) шесть лет. Было время, когда команда месяцами не получала зарплату. Второе – не стремитесь прожигать инвестиционные деньги. Не распыляйтесь. Сфокусируйтесь на продукте.

Венчурный бизнес похож на лотерею. Везет немногим. В эти моменты часто вспоминаю о популярнейшем норвежском биатлонисте, которого на пресс-конференциях периодически спрашивали о причинах феноменального везения и многочисленных победах на всевозможных соревнованиях. Так вот, не оспаривая факта везения, тот отмечал, что чем больше тренируется, тем больше везет. Удачи!

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+