Зачем китайский гигант выходит на международный рынок денежных переводов?
Рынок электронных денежных переводов и платежей продолжает активно расти. Если еще пятнадцать лет назад чуть ли не единственным игроком на международном рынке был PayPal, то теперь количество популярных сервисов значительно расширилось.
Показательной в этой области стала недавняя покупка сервиса денежных переводов MoneyGram «дочкой» Alibaba, китайской компанией Ant Financial, за $1,2 млрд. При этом китайцы были не единственными претендентами на покупку: ранее с таким же предложением к MoneyGram пришли из компании Euronet, что вызвало удорожание акций сервиса переводов с $13 до $18 за бумагу. Это привело к увеличению стоимости сделки с изначально предлагаемых Euronet $880 млн до $1 млрд. Однако предложение Euronet было перекрыто Ant Financial, которая предложила владельцам MoneyGram $1,2 млрд за их сервис.
Зачем это Ant Financial?
Для понимания происходящего стоит отдельно рассказать о покупателе MoneyGram. Компания Ant Financial — дочка интернет-гиганта Alibaba, который в последние годы вырвался за пределы китайского интернет-пространства и сейчас наращивает свое присутствие на других рынках мира. Компании уже принадлежит другой сервис оплаты и денежных переводов AliPay, который аффилирован с основным бизнесом Alibaba — интернет-магазином AliExpress. Кроме того, она вышла на корейский и индийский рынки, инвестировав в южнокорейский сервис Kakao Pay и индийский PayTM.
По словам самих представителей Ant Financial, MoneyGram был куплен ради наращивания присутствия Alibaba в сфере денежных переводов. Основной сервис компании — AliPay — уже стал доминирующим на китайском рынке. Покупка же MoneyGram не только открывает для китайцев путь на другие рынки, но и дает значительную клиентскую базу, с плеч которой стартует экспансия Ant Financial.
При этом руководство Ant Financial планирует увеличить команду MoneyGram в США. Подобная тактика значительно увеличит расходы. По официальной статистике, рабочая сила в США одна из самых дорогих в мире, но именно намерение физически закрепиться на территории Штатов дает возможность «дочке» китайского гиганта получить одобрение на завершение сделки от антимонопольных органов: ведение дел на территории США укладывается в концепцию президента Трампа о создании рабочих мест.
Но кроме желания расширения собственного бизнеса у Ant Financial есть и другой интерес в покупке MoneyGram. В 2014 году компания стала вести самостоятельную деятельность по управлению платежным сервисом AliPay. При этом Ant Financial все еще не публичная компания — выход на IPO планируется только в конце этого года. Стоимость же текущих активов «дочки» Alibaba оценивается в $75 млрд (по данным на сентябрь 2016), а приобретение активно развивающегося MoneyGram только утяжелит портфель Ant Financial, делая компанию еще более привлекательной для инвесторов за счет диверсификации рынков и выхода за пределы Азиатско-Тихоокеанского региона.
В то же время китайцы не вступают в прямое противостояние с такими гигантами, как Western Union или PayPal на их «поле». MoneyGram ориентирован на работу с наличностью на быстроразвивающихся финансовых рынках Индии, Пакистана, Филиппин, Таиланда, Бразилии, Мексики и некоторых европейских государств. В этих странах, в отличие от государств первого мира, наличность более актуальна, а электронные платежи и переводы все еще находятся в стадии активного развития и принятия населением на фоне увеличения доли интернет-торговли. Всего MoneyGram работает в 200 странах по всему миру и имеет 350 000 пунктов выдачи средств. Достигается подобное покрытие за счет работы с местными банками, которые, как и в случае с Western Union, выступают посредниками в вопросе приема и выдачи наличных держателям счетов MoneyGram.
Власть «бумаги«
Почему в век информационных технологий и оплаты кредитной или дебетной картой Visa или Mastercard сервис денежных переводов — перспективный бизнес? Для развивающихся государств наличные расчеты — это все еще доминирующий способ оплаты товаров и услуг. Например, по данным за 2015 год в России 60% совершеннолетних жителей имело хотя бы одну пластиковую карту, которую они активно использовали для оплаты коммунальных услуг, пополнения баланса мобильной связи и прочих платежей. Однако самой популярной операцией, по статистике на 2016 год, остается снятие наличных — более 80% активности приходится именно на этот вид услуг. В развивающихся странах, таких как Индия, популярность кеша еще выше.
При этом Ant Financial не придется серьезно демпинговать рынок себе в убыток. По статистике Всемирного банка, перевод наличных средств — это дорогое удовольствие. Если для России средняя комиссия на перевод кеша за рубеж составляет 1,53%, то в случае с другими странами G20 эта цифра вырастает минимум в несколько раз: с 5,05% в Саудовской Аравии и до 16,59% в ЮАР. Также весьма высоки и комиссионные за получение денег в этих странах: от 4,75% в Мексике до 9,72% в Китае.
Казалось бы, при подобных ставках данный рынок уже давно должен быть занят банковскими структурами, которые могли были пресечь рост сервисов денежных переводов на корню. Однако банки, как архаичные структуры, стали заложниками собственных правил взаимодействия и взимают комиссию значительно более высокую, чем узкоспециализированные структуры. Вполне вероятно, связан подобный подход с тем, что операции по переводу средств физических лиц между государствами и, соответственно, банками различных юрисдикций для данных финансовых институтов — занятие не профильное, а побочное. Также подобные схемы увеличивают количество посредников, каждый из которых снимет свою операционную комиссию. Громоздкость схемы межбанковского взаимодействия и привела к тому, что в сегодняшнем глобальном мире сервисы по переводу наличных чувствуют себя более чем комфортно. Ведь в данном случае число условных посредников сокращается до трех: банк отправителя, сам сервис и банк получателя.
Читать также: Как два эстонца создали Skype для международных денежных переводов
Конкуренция полезна для всех
Если Ant Financial поддержит нынешнюю политику MoneyGram и продолжит экспансию на развивающихся рынках, то это пойдет на пользу всей индустрии: повышение конкуренции в любом секторе приводит к появлению новых видов услуг, снижению цен и повышению качества сервиса. Конечно, избежав лобового столкновения с PayPal и Western Union на родном для них рынке, MoneyGram при помощи китайских гигантов сможет попробовать пошатнуть позиции американских сервисов в развивающихся странах. Если китайцы смогут предоставить более выгодные условия, это потребует PayPal и Western Union пересмотра размера платежей за их услуги. В первую очередь это касается многочисленных комиссий и конвертаций в другие валюты, которыми грешит PayPal.
В перспективе MoneyGram под руководством Ant Financial сможет составить прямую конкуренцию Western Union, который многие годы занимал практически монопольное положение на рынке денежных переводов наравне с почтой.