К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Машина-учитель: как AI-технологии дадут новый импульс онлайн-образованию

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Первое поколение проектов в сфере онлайн-образования столкнулись со слишком низкой мотивацией учеников, переоценили возможности гаджетов и геймификации. Возможно, ситуацию изменят AI-технологии, которые помогут вернуть «личное» в образовательный процесс

Технологии искусственного интеллекта (ИИ), которые уже называют «новым электричеством», стремительно приходят во все новые вертикали, и EdTech — не исключение. Очевидно, что применение ИИ в образовании значительно изменит процесс обучения в будущем. Сейчас зарождается вторая волна EdTech проектов, которая растет, крепчает и порождает очень перспективные проекты. Один из сегментов формирующегося рынка —  чат-боты, о которых столько говорят и которые, на наш взгляд, могут иметь большие перспективы в сегменте образовательных продуктов.

Иллюзии первопроходцев

В первой волне EdTech принесла нам много успешных компаний: cервис для обучения ИТ-специалистов Pluralsight, платформы массовых онлайн-курсов (MOOC) Lynda, Udemy,  Coursera,  Everfi, сервис обучения английскому языку Duolingo, платформа по персонализации образовательных программ с помощью алгоритмов адаптивного обучения Knewton и другие. Один из самых ярких некоммерческих проектов — Khan Academy.

 

Сегодня, по нашему мнению, формируется вторая волна стартапов в этой сфере. Они развиваются, часто сталкиваясь с заблуждениями, порожденными первопроходцами. То, как с этими «подводными камнями» справятся компании нового поколения, определит их «живучесть» и будущее в целом.

  •  Заблуждение 1. Важность гаджетов в классах

В 2008-2012 годах, когда зарождались большинство ныне успешных EdTech-компаний, было твердое убеждение:  революция в обучении придет  в тот момент, когда  ученики смогут получать знания с помощью новых устройств  (например, через цифровые учебники или выполняя дистанционные домашние работы). Однако этого оказалось недостаточно для «революции». Для изменения самого образовательного процесса недостаточно было запустить новые виды распространения информации. Необходимо было изменение всего процесса – перевести на «аутсорсинг» (то есть за пределы учебного кабинета) не только те задачи, что и раньше, (выполнение домашнего задания, чтение книги или подготовка к урокам) но и другие важные части учебы — например, дополнительные указания и расширения для уже данного материала или повторное его объяснения.  Гаджеты не справились с этой задачей, хотя их распространение стало фундаментом для будущих изменений. Есть все основания полагать, что ситуация изменится с приходом новых технологий —  связанных, в первую очередь, с AI (обработка естественного языка, машинное обучение и т.д.), —  они  позволяют использовать планшет не только для чтения или рисования, но и для общения с программой, которой можно задать вопрос.

 
  • Заблуждение 2. Геймифакация = мотивация

Безусловно, геймификация работает для повышения мотивации учеиников в краткосрочном периоде. Но вопрос долгосрочной вовлеченности пользователей в процесс обучения остается открытым.  Важны не только формальные поощрения в виде бейджей или других «ачивок», они мотивируют лишь на время в буквальном смысле: студенты не могут сосредоточиться на игре и постоянно отвлекаются. Первичен вопрос целеполагания, когда человек задается целью, например, получить сертификат, чтобы попасть на желаемую вакансию. Если же он просто хочет «выучить язык», вероятность успешного прохождения курса/уровня стремится к нулю. При этом лишь только 15% студентов отмечают, что геймификация и награды за прохождения уровней позитивно влияют на их результаты.

  • Заблуждение 3. Массовые онлайн-курсы (MOOC) позволят забыть университеты

МООС — это хороший пример внедрения технологического решения в сферу образования. Фактически это инструмент, который позволяет изменить форму подачи материала: вместо лекций в университетах, на которых многие скучали, — видеоуроки, более интерактивные задания, упражнения и т.д. Но, как выяснилось, МООС оказались не способны конкурировать с традиционными форматами обучения из-за того, что не могут дать тот же уровень усваиваемости материала.   МООС предлагают расшифровки лекций, простые тесты, опросы, — но всего этого не хватает, чтобы запомнить материал. Человеку часто нужны прямые коммуникации с преподавателем. К тому же, далеко не все обучение вписывается в формат лекции — есть ведь еще и упражнения и семинары и лабораторные работы.

Сколько раз вы начинали проходить курсы, но не доходили дальше второго-третьего занятия? Если нет персонализированного подхода и открытой коммуникации с человеком, он теряет заинтересованность в дальнейшем процессе. Важно не только получение позитивного опыта взаимодействия с обучающей платформой, но и то, что на западе называют «personal touch», — то, что заставляет человека ощущать персональное отношение, даже при общении с машиной. В 2015 году группа исследователей из Израиля изучила поведение более 13 000 студентов, записавшихся на курс о нанотехнологиях. Из них только 4% дошли до конца. Из окончивших курс и из тех, кто не добрался до финала, была сформирована контрольная выборка. Оказалось, что у тех, кто не закончил курс, «хромает» самомотивация и уверенность в своей способности освоить дисциплину. Что важно: обнаружилась прямая связь между количеством сообщений, которые студенты оставляли на форумах для студентов (они  могли задавать или отвечать на вопросы, делиться знаниями и тд) и их мотивацией.

 

На МООС-платформах обычно есть только форум с вопросами составителю программы, а также есть возможность получить дополнительные индивидуальные занятия с учителем — за дополнительную плату. Например,   сервис Knewton сделал ставку на индивидуализированное обучение — алгоритмы, разработанные командой платформы, учитывают предыдущий учебный опыт студента, а также следит в процессе обучения, насколько качественные знания он получает и как усваивает их. Knewton корректирует цели и задачи программы, может варьировать предлагаемый конкретному ученику контент, менять график и интенсивность обучения. Специалисты Knewton замеряют, например, как связаны успешность прохождения контрольных текстов и выполнение домашних заданий (в какое время, при каких условиях). Основатель компании, Хосе Ферейра, подчеркивает, что для успешного онлайн-обучения недостаточно только качественного контента — нужно постоянно следить за развитием умений учеников. На примере учеников бизнес-курсов Мэрилендского университета Ферейра доказывает, что адаптивное обучение оказывается на 11% эффективнее.

«Возвращение» преподавателей: эра онлайн

Что общего во всех перечисленных проблемах? Все они связаны с отсутствием в образовательном процессе человека. Мы привыкли к учителям, к одноклассникам и однокурсникам, к элементам соревнования, личному общению при обучении и так далее.  Аристотель учил Александра Македонского, Вольтер —  нескольких европейских монархов. Думаю, каждый из нас может вспомнить преподавателя, который оказал  большое влияние  - и в становлении личности, и в отношении к тому или иному предмету,  и в мировоззрении.

Сегодня технологии, благодаря машинному обучению и нейросетям, могут «обучить» компьютерные системы «человечнее».  Подобные примеры мы можем увидеть в  компьютерных системах и роботах все чаще. Домашний робот Kuri (представлен на  CES-2017), может быть, справится не с самым широким набором задач, но зато воспринимается как член семьи.  То же самое мы видим в самых разных ассистентах на основе AI:  Your.md дает советы о здоровом образе жизни, рекомендует корректировать привычки питания и тренировки,  x.ai помогает лучше планировать время и рабоатть эффективнее.  Создатели обоих проектов подчеркивают, что для них важно  наделить AI-сервисы машинной «эмпатией».    На наш взгляд,  образовательные стартапы второй волны как раз будут основаны на подобных «человечных» AI-решениях в образовании.

Тренды задают, безусловно, чат-боты, которые стали  одним из наиболее эффективных инструментов, преодолевшим недостатки предыдущего поколения проектов. Если коротко, чатбот — это программа, которая симулирует взаимодействие с человеком онлайн (подробнее об истории чат-ботов — в материале Forbes). В течение всего 2016 года чат-боты постоянно мелькали в прессе, именно тогда Facebook запустил чат-ботов в своем мессенджере.  В Telegram, WeChat, Skype и Slack пользователи получили возможность размещать своих ботов еще раньше.

 

Но как такие чат-боты могут быть полезны в образовании? Во-первых, они могут иметь прикладное значение. В AdmitHub создали бота, который помогает студентам, только поступившим в колледж, «освоиться»:  с помощью него можно подать заявки на стипендии, зарегистрироваться на курсы, оформить прошение о месте в общежитии. В Корнеллском университете используют бот CourseQ  для опросов студентов о самых разных проблемах, связанных с началом нового учебного года.

Подобные примеры все же не  относится непосредственно к процессу обучения. А могут ли чат-боты помочь с получением знаний? Билл Гейтс предположил, что чат-боты могут использоваться  и как репетиторы. Теоретически подобные сервисы могут обучать практически всему. Но будет ли это востребовано?

Nerdfy Bot помогает школьникам выполнять домашнее задания, Ucheba_bot — рекомендует курсы, вузы и колледжи  для поступающих.   По всему миру уже есть десятки ботов, связанных с образованием: одни помогают учить дорожные знаки, юридические вопросы, историю и т.д., другие — присылают редкие интересные факты. Однако, на наш взгляд, из наиболее популярных задач в применении ботов остается изучение иностранного языка. Эту проблему пытается решить в том числе российский стартап  Edwin (сервис изучения английского языка, получил от Maxfeild Capital  инвестиции — Forbes). Компания  делает ставку на тренировки навыков английского языка. В сервисе сочетается  искусственный интеллект  (он составляет персонализированный план занятий, общается с пользователем в чате, управляет тренажерами различных языковых навыков оказывает поддержку при изучении и т.д.) и услуги преподавателей (например, их работа нужна для индивидуальных уроков по развитию устной речи). По нашим оценкам, за счет использования AI-технологий  Edwin помогает экономить — стоимость занятий с ним (модель монетизации сервиса — платная подписка — Forbes) составит около 30% стоимости обучения в школе английского языка.

Курс на Азию

 

Сегодня английский язык учат более 1 млрд человек. Изучение английского стало практически обязательным условием успешной карьеры, ведь это  делает вас «дороже» как профессионала примерно на 25%.

Рынок изучения английского языка  с использованием digital-технологий (Digital English Learning), с точки зрения венчурного инвестора, имеет более высокий потенциал для роста, чем классическое изучение языка (школы, поездки в разные страны и т.п.). Ведь интернет-технологии позволяют учиться гораздо дешевле и позволяют людям заниматься языком когда угодно. Для предпринимателей, развивающих интернет-проекты и венчурных инвесторов, это означает перспективы быстрого масштабирования.   

По прогнозам Ambient Insight, к 2020 году рынок онлайн-изучения языков вырастет до $3,8 млрд. Наиболее крупный рынок  - изучение английского, причем наибольшие перспективы — у азиатских рынков (в первую очередь, Китая) и  новых развивающихся рынков.

Среди причин «бума» азиатских рынков для онлайн-сервисов английского языка — в проникновении интернета у людей с невысоким уровнем дохода появляется возможность начать изучать английский с помощью интернета — таким образом Digital English не конкурирует с игроками традиционного рынка, а работает с той аудиторией, которая не может себе позволить курсы английского языка в школе дополнительного образования или частного репетитора.  Это напоминает то, как раньше многие не могли позволить себе междугородние и международные звонки — с появлением VoIP-сервисов, они наконец получили возможность общаться (теперь вообще мало кто звонит в другую страну по  тарифук $4.99 в минуту).Такую ситуацию мы видим в Китае и Юго-Восточной Азии, отчасти в Индии. В Корее и Японии рынок платных образовательных услуг огромен в силу культурных особенностей и высокой платежеспособности семей. В этих странах рост сегмента не настолько бурный.

 

Подробнее остановимся на нескольких странах-участниках азиатского рынка — Китае и Японии:

  • В Китае ежегодный объем рынка  Digital Learning составляет почти $1 млрд  ежегодно (суммарный  объем рынка онлайн-обучения английскому, по разным оценкам, составляет  $5 млрд). Люди активно тратят свои деньги на подобные  образовательные продукты. Например, у одной из крупнейших компаний  в этой области, Hujiang, к концу 2016 года аудитория платных пользователей составила 5 млн человек, их число ежегодно растет на 30%. Большинство представителей этой аудитории  -   «белые воротнички», которые работают из Китая на иностранные компании.  Стоит ожидать, что с удешевлением подобных сервисов рынок, для них может вырасти в разы: с ростом благосостояния жителей Китая, развитием туризма в стране и ее интеграции в международную экономику, английский язык будет становиться только востребованнее.  

Какие продукты выбирают китайцы, которые хотят освоить английский?  Наиболее востребованы мобильные приложения, приложения-игры, мобильные сервисы с дополнительными услугами. Подобные приоритеты в продуктовых решениях мы видим и на других азиатских рынках.

  • В Японии объем рынка  Digital Learning  прошел отметку в $150 млн.   10% населения Японии учат английский каждый год ( еще 5% японцев каждый год сдают тесты TOEIC). Общий объем  японского рынка Learning English достигает почти $2,4 млрд. Рост аудитории сервисов  обеспечивает спрос на потребительские продукты, но проблема в том, что денежный объем рынка падает.   Это можно объяснить тем, что   большинство компаний вынуждены продавать сервисы гораздо дешевле, чем могли бы, — из-за высокой конкуренции.  Самая платежеспособная аудитория —  корпоративные заказчики и правительственные учреждения.

Онлайн-изучение английского языка сформировало большой сегмент для новых сервисов и в Индии, и, например, в Южной Корее.  Однако даже в англоговорящих странах спрос на изучение английского велик. Так, в США 10% школьников изучают английский как второй язык, при этом лишь 1% школ имеют учителя английского как второго языка. На наш взгляд, этот спрос и могут удовлетворить сервисы с использованием чат-ботов.

Монетизация чат-ботов: что сработает?

 

Чат-боты стали «горячей» и даже «перегретой» темой. На этом рынке уже появляются лидеры, пробиваться  новым проектам все сложнее.  Так происходит, например, в сфере клиентской поддержки, где чат-боты отвечают на элементарные вопросы клиентов, позволяя крупным компаниям  экономить на услугах колл-центров (кстати, один из известных сильных игроков на этом рынке — американская компания с российскими корнями Digital Genius).

Пожалуй, главным, что произошло с чат-ботами со времени их появления, можно считать то, что они стали продаваться как отдельная услуга.   сами боты стали продаваться как услуга. В западных изданиях о венчурном бизнесе и ИТ-проектах уже используют термин «Bots as a service» (BaaS) по аналогии с моделью SaaS (software as a service). Авторы термина имеют в виду, что создатели бота могут монетизировать именно его, а не платформу по созданию ботов или программы для общения с ними.

Первые попытки монетизировать ботов основывались на модели лидогенерации. Например, пользователь ищет пакетный тур через бота, переходит на сайт туроператора, покупает путевку — оператор делится с создателями чат-бота частью выручки.

Другой распространенной моделью монетизации чат-ботов  стал нативный контент, размещаемый владельцами канала или чат-бота как услуга рекламодателя. Эта модель активно используется создателями чат-ботов в популярном мессенджере WeChat. Конечно, такой тип контента воспринимается пользователем лучше, чем реклама «в лоб», но она, опять же, не может генерировать прогнозируемый стабильный уровень прибыли (если вы не специализируетесь на генерации вирусного контента, как BuzzFeed).

 

Комфортно с чат-ботами себя чувствуют ecommerce-проекты. Достаточно сделать удобный поиск по товарам и возможность платить за заказ  прямо в мессенджере (такие решения продает по подписке, например, стартап Chattypeople).

Успешные кейсы есть и в партнерском маркетинге. Команды используют персонального ассистента Kip для решения бытовых вопросов и организации работы коллектива. Если вы хотите  заказать бумагу в офис, вы просто вводите запрос «Мне нужна бумага» и бот, по схеме традиционных поисковиков,  выдаст вам список вариантов с ценами, характеристиками и пользовательским рейтингом. Какие предложения пользователь увидит первым? Сортировка позволяет создателям Kip зарабатывать.

Довольно распространена и модель оплаты работы с ботом по подписке. Например, создатели чат-бота x.ai (помогает планировать встречи) вначале позволил пользователям в течение трех месяцев работать с сервисом бесплатно, а потом, когда волна интереса принесла им большую аудиторию,   ввели платную подписку (BaaS-модель, о которой мы гооврили выше).

Заработок образовательных чат-ботов

 

BaaS-модель, по нашему предположению, станет наиболее выгодной и для чат-ботов на рынке онлайн-образования. Например, можно будет получить подписку на бота, который помогает учиться,  -  и продлевать ее, например, каждый месяц или каждый год.    Тогда чат-боты будут выполнять те функции, для которых они, прежде всего, создавались —  помогать решать рутинные, повторяющиеся задачи. А преподаватели будут больше уделять времени на объяснение других вопросов (более сложных и многогранных) и на общение со студентами.

Какие именно пользовательские сценарии могут принести чат-боты и как именно они могут помочь сервисам в сфере онлайн-образования?

  • AI-продукты могут помочь ученикам бороться  со стеснением (в случае с изучением иностранного языка — языковым барьером). С чат-ботом можно общаться когда угодно и сколько угодно, можно  переспрашивать сотни раз, как переводится одно и то же слово. Никто не тыкнет пальцем, чат-бот не упрекнет ученика в медлительности прогресса. А значит — метод проб и ошибок как нельзя лучше «приживается» в интерфейсе чат-бота. Это важно, так как, например,  некоторые школьники и студенты признаются, что сама мысль о том, что они могут ошибиться буквально парализует и демотивирует их. С AI можно экспериментировать, пробовать разные варианты решения и не бояться порицания.

  • При более широком внедрение AI в групповое обучение появится возможность проводить групповые занятия со студентами из разных стран, а преподавателя и вовсе может не быть. Самое интересное, что искусственный интеллект уже в следующем году сможет проанализировать творческую составляющую задания. Согласно Австралийской учебной программе оценки и отчетности (ACARA) можно автоматизировать проверку письменного задания в NAPLAN (австралийской программы национальной оценки) уже в этом году. Для этого компьютеры на основе эссе, проверенных учителями вручную, создадут алгоритм для проверки новых заданий. Все это даст возможность создать среду для 1:1 обучения где угодно и когда угодно.

  • Анализ данных  об успехах обучающихся с AI станет быстрее. Преподаватели могут использовать агрегированные данные о ходе обучения и видеть, на какие вопросы ученик отвечает не очень хорошо, и дополнительно разъяснять их. Уже сейчас AI анализирует эмоции детей при изучении учебников и помогает сделать их более интересными: ученики читают встроенный в iPad учебник, программа определяет, какие из его не нравится школьнику, и переделывает интерфейс. В Англии проект Third Space сначала организовывал дистанционные уроки математики с учителями из разных стран, а затем собрал и проанализировал тысячи часов занятий. Это позволяет  платформе рекомендовать учителям, как улучшить процесс обучения.

Сейчас мы находимся в начале второй волны EdTech, и видим первые шаги тех, кто сможет изменить формат обучения добавив туда недостающие части.  А концепция обучения на протяжении всей жизни (lifetime education) становится как никогда реальной. Получить новые знания, ответы на свои вопросы, выполнить задание можно в любом месте. Главное, чтобы с собой был телефон. Наступает эра, когда можно обсудить с чат-ботом нюансы перевода нового слова в одном чате мессенджера, а уточнить домашнее задание — в другом чате, с живым учителем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+