Российские компании решили опередить власти в регулировании Big Data
Крупнейшие российские операторы связи и интернет-компании начали переговоры о создании саморегулируемой организации в сфере Big Data («большие данные»), сообщает газета «Коммерсантъ» в понедельник, 3 апреля, со ссылкой на представителей нескольких компаний, участвующих в переговорах. Эту информацию подтвердили Forbes участники рынка.
Издание отмечает, что бизнес опасается запретительных мер государства, которые могут ограничить приток инвестиций. Именно поэтому участники рынка пытаются опередить власти в вопросе регулирования этого направления.
«В последнее время мы видим тенденцию со стороны ряда чиновников по излишнему регулированию IT-отрасли, а некоторые эксперты, которым важно показать свою приближенность к власти, даже предлагают передать все пользовательские данные государству», — объяснил источник, близкий к одному из возможных участников создаваемой организации. Он подчеркнул, что такое будущее «вряд ли будет способствовать развитию цифровой экономики». Кроме того, рынок может столкнуться с «нежеланием инвестировать в отрасль при таком подходе», полагает собеседник газеты.
Читайте также: Под колпаком. Как госрегулирование интернета тормозит развитие бизнес
В переговорах участвуют «Ростелеком», «Мегафон», МТС, «Вымпелком», Mail.Ru Group и «Яндекс», пишет газета. Они предлагают создать саморегулируемую организацию (СРО) в области Big Data под рабочим названием Ассоциация больших данных (АБД). Согласно идее участников рынка, АБД будет открытой для участников других отраслей — например, банков и страховых компаний. Собеседники издания отмечают, что устав этой организации должен быть согласован в течение двух недель.
В «Мегафоне», «Ростелекоме», «Яндексе» и Mail.Ru Group подтвердили, что знают об инициативе и обсуждают создание такой организации. В «Вымпелкоме» Forbes заявили, что не рассматривают участие в этой организации, поскольку не видят необходимости дополнительного регулирования в этой области, в том числе в рамках СРО. «Мы лично гарантируем безопасность хранения данных об абонентах и защищаем их интересы», — подчеркнули в компании. В «Ростелекоме» Forbes сообщили, что знают об Ассоциации больших данных и сейчас обсуждают возможность вступления в организацию. В МТС от комментариев воздержались.
В «Мегафоне» Forbes подтвердили планы участвовать в организации. Директор по связям с государственными органами «Мегафона» Дмитрий Петров отметил, что Big Data — «молодая отрасль». «Все понимают, что у нее в России должна быть своя ассоциация», — подчеркнул собеседник издания. «Во-первых, необходимо разобраться в понятиях, что считать «большими данными», что – нет, нужны отраслевые рекомендации. Во-вторых, все сходятся во мнении, что нужен некий кодекс этики поведения компаний, когда существующее государственное регулирование больших данных неоднозначно. В-третьих, мы считаем, что ассоциация должна представлять интересы бизнеса, общаясь с регулятором и донося ему свою позицию», — пояснил директор по связям с государственными органами «Мегафона». Петров добавил, что возможно также сотрудничество Ассоциации и государства в целях обеспечения безопасности и борьбы с преступностью.
Представитель Mail.Ru Group рассказал, что цифровая экономика неразрывно связана с эффективным функционированием рынка больших данных. «Мы считаем, что формат СРО позволит участникам этого рынка находить оптимальный баланс между ответственным регулированием и ограничительными законодательными инициативами со стороны государства», — уточнил собеседник Fobres. Он пояснил, что ключевой задачей организации станет развитие рынка и повышение конкурентоспособности IT- отрасли. «Одной из первых задач мы бы видели разработку кодекса этики участников рынка больших данных, для нас принципиально важны соблюдение в равной степени и закона, и этики по отношению к данным наших пользователей», — подытожили в пресс-службе.
«Мы обсуждаем создание подобной организации вместе с другими участниками рынка. Наш опыт не уступает мировому и российские технологические компании могут совместными усилиями эффективно и оперативно решать все вопросы по этой теме», — сказали Forbes в «Яндексе».
Смотрите также: Большой счет: как большие данные изменят российский рынок недвижимости
К Big Data относятся данные, генерируемые как пользователем, так и техникой (например, показатели счетчиков, данные видеонаблюдения и геопозиционирования, нагрузки на сегменты сетей электроэнергии и базовых станций сотовых сетей). Аналитику в области таких данных можно использовать на транспорте, потребительском рынке, в электрогенерации, нефтегазовой отрасли, образовании, здравоохранении и финансовом секторе. Ранее McKinsey оценивала прирост мировой экономики от использования Big Data до $5 трлн в год. В IDC считают, что к 2020 году оборот «больших данных» достигнет $50 млрд в год.
Читайте также: Руководитель Mail.Ru Group: «Я сам был готов работать бесплатно, настолько мне все было интересно» и Эволюция безопасности: от охранников к нейронным сетям