К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Робот вместо управляющего – придет ли машина на смену человеку?

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Компании, создающие роботов-консультантов для управления активами сейчас тратят огромные суммы на их популяризацию. Как скоро роботы станут доверительными управляющими для большинства инвесторов?

Торговые роботы в том или ином виде существуют уже не один десяток лет. Чтобы проследить историю их развития, придётся вернуться на четыре столетия назад в 1602, когда была основана Голландская Ост-Индская компания, а вместе с ней и фондовый рынок. Торговое предприятие, монополизировавшее торговлю с такими крупнейшими поставщиками ключевых товаров, как Япония, Китай, Цейлон и Индонезия, стала, по сути, первым акционерным домом, предложив учредителям нести долевую ответственность за свои парусники. Именно она инициировала превращение регионального рынка Амстердама в доминирующий финансовый центр, запустив торговлю акциями. В течение нескольких десятилетий население уже во во всю торговало форвардами, фьючерсами и опционами.

Последующие 300 лет происходило развитие рынка — появлялись всё более изощрённые механизмы торговли. Ключевым этапом стала его компьютеризация в начале 1970х, когда появилась Система определения порядка оборота ценных бумаг для Нью-Йоркской биржи (коротко – DOT, позже SuperDOT). Суть системы заключалась в автоматическом размещении заявок на ценные бумаги – раньше все эти операции проделывались вручную.

Знаменательным для рынка стал 1983 год, когда Майкл Блумберг, после окончания работы над корпоративной финансовой системой Salomon Brothers, основал Innovative Market Systems (позже переименованную в Bloomberg). Merrill Lynch проинвестировал $30 млн в новоиспеченную компанию для развития Блумберг-терминала, и уже к 1984 IMS продавала свои машины всем клиентам банка. В том же 1983 году было положено начало так называемой «стратегии черепах», которая и сейчас является наиболее распространённой алгоритмической стратегией работы на фондовых рынках. Эта стратегия представляет из себя следование заранее установленной системе принятия решений о покупке и продаже бумаг, основанной на пробитии значимых ценовых уровней и следованию за трендом.

 

Полноценная автоматизация и распространение электронных торговых систем начались в конце 1980-х и продолжились в 1990-х. Одной из причин стремительного развития алгоритмической торговли стало изменение минимального шага цены акции с $0,0625 доллара до $0,01 за акцию, что снизило bid-ask spread (разница между ценой спроса и ценой предложения на финансовые инструменты — Forbes), уменьшило преимущество маркет-мейкеров и увеличило ликвидность на рынке. Рост оборота на фондовом рынке и увеличение количества электронных площадок также способствовали быстрому развитию алгоритмического трейдинга. В 1998 году Комиссия по ценным бумагам и биржам США, следуя общему тренду, авторизовала электронные биржи, что открыло новые возможности для высокочастотного трейдинга (HFT-трейдинг от слов High Frequency Trading) — основной формы алгоритмической торговли на финансовых рынках, в которой современное оборудование и алгоритмы используются для быстрой торговли ценными бумагами. HFT-трейдинг позволил осуществлять торговлю в 1000 раз быстрее, чем мог человек, и получил массовое распространение. В начале 2000х на HFT приходилось всего 10% заявок фондового рынка, однако объём рынка стремительно рос – по данным NYSE, к 2010 году уже 56% рынка торговли акциями в США занимал именно HFT.

Закат эпохи алгоритмических систем наступил после финансового кризиса 2008-2009 годов. Существенное влияние оказали события 2010 года – 6 мая 2010 сделка на $4,1 млрд спровоцировала падение индекса Доу-Джонса на 990 пунктов, продолжавшееся в течение пяти минут, после чего рынок отыграл 543 пункта. В точке максимального падения капитализация рынка сократилась на $1 трлн, что привело к массовому закрытию коротких «позиций» и «утечке» миллионов долларов. Комиссия по ценным бумагам и биржам по большей части винила в произошедшем именно фирмы, специализирующиеся на HFT трейдинге. Однако была и более глобальная причина: как и любая быстро развивающаяся отрасль, HFT-трейдинг привлекал всё больше талантливых специалистов с математическим образованием, которые занимались развитием систем и разработкой торговых стратегий. Как следствие, сами рынки стали существенно менее трендовыми и более эффективными, что снизило доходность, показываемую алгоритмическими трейдерами.

 

Однако все новое — это хорошо забытое старое.  На смену алгоритмических трейдеров пришли технологические компании, создатели которых решили подойти к вопросу с другой стороны — если, как показывала практика, управляющий активами не может опередить рынок и обыграть индекс, зачем платить ему высокие комиссии, характерные для этой сферы? Логичным ответом стало бы создание робота, способного выполнять простейшие операции – ведь рынок все равно не обыграть. Автоматизация позволила бы существенно снизить комиссии, что в долгосрочной перспективе привело бы к значительной прибыли по сравнению с обычным управляющим активам при сравнимых результатах.

В соответствии с этой теорией, на рынке стали появляться так называемые robo-advisors (робо-консультанты) – онлайн-сервисы, выполняющие функции инвестиционных менеджеров за счёт специального программного обеспечения. Эти роботы как правило ограничиваются самыми простыми функциями, определяя оптимальный для инвестора портфель исходя из его склонности к риску, а стратегия таких роботов в основном пассивна и заключается в изменении доли акций, сырьевых товаров и облигаций в портфеле как правило связанных с изменением возраста клиента – чем клиент моложе, тем больше в его портфеле акций и меньше облигаций, чем старше он становится, тем больше в его портфеле становится облигаций. При этом как правило такие роботы оперируют фондами ETF (Exchange Traded Funds) в целях снижения издержек. Профессионалы рынка в основном относятся к таким робо-консультантам как к «McDonalds в управлении активами» — услуга дешева и незамысловата, но считается что большинству людей и не нужно большего.

Несмотря на некоторые очевидные преимущества робо-консультантов, компании на этом зарождающемся рынке столкнулись с рядом препятствий. На заре их развития пользователи ещё недостаточно доверяли онлайн-технологиям и сама идея – оставить управление активами программе – казалась сомнительной. Развитию рынка способствовал успех компании Mint. Созданный в 2006 году финансовый аггрегатор, значительно упростивший процесс управления финансами, был успешно продан компании Intuit в 2009 году за $170 млн. На волне этого успеха фонды Кремниевой Долины начали активно инвестировать в другие проекты в области управления активами онлайн, что привело к быстрому развитию отрасли.

 

Крупнейшие робо-консультанты Betterment и Wealthfront, были основаны в 2008 году. Сейчас активы под управлением Betterment составляют около $6 млрд, количество клиентов достигает 190 000., активы под управлением Wealthfront – примерно $4 млрд и 90 000 клиентов. Как видно из графика ниже, активы обеих компаний росли экспоненциально в последние годы. Правда, обоим роботам ещё далеко до таких гигантов, как Vanguard с $40 млрд активов под управлением. У последней компании, к слову, есть свой робот-консультант – Vanguard Personal Advisors Services – однако между тремя игроками есть важное различие: если Betterment и Wealthfront полностью автоматизированы и позволяют клиентам открывать депозиты с минимальными суммами на счету ($500 для Wealthfront, которые снизили минимальный остаток с $5000 в июле 2015 года, и $0 для Betterment), то Vanguard присваивает персонального консультанта к каждому аккаунту и рассчитан на более крупных клиентов (минимальный остаток на счету — $50 000). Различия между Wealthfront и Betterment незначительны – Wealthfront не берёт комиссию с первых проинвестированных $10 000, и «стоит» 0,25% от активов под управлением для сумм свыше $10 000; Betterment, в свою очередь, берёт комиссию в размере 0,15%-0,35% и больше подходит крупным инвесторам.

Помимо двух вышеописанных игроков, на американском рынке есть и другие успешные робо-консультанты, причем некоторые из них предоставляют свои услуги бесплатно, используя другие  методы монетизации вместо комиссий. Один из распространённых вариантов монетизации для бесплатных роботов —  выдача купленных ценных бумаг взаймы:  на небольшой доле таких акций и ETF можно зарабатывать до 3-4% годовых. Также многие робо-консультанты используют свободные денежные средства своих клиентов, которые хранятся на их счетах, и инвестируют их под ставку овернайт – доходность таких операций совсем невысока, но все же приносит выручку.

Один из таких технологических роботов – FutureAdvisor был куплен BlackRock в августе 2015 года за $150 млн. Первоначальный успех робо-консультантов в Америке привел к созданию подобных компаний в Европе. Один из первых европейских робо-консультантов – Nutmeg — был основан в 2010 году в Лондоне и привлек $90 млн инвестиций за шесть лет существования. Сейчас, у компании порядка £600 млн активов под управлением и 25 тыс. клиентов. Nutmeg предлагает огромный спектр финансовых услуг, вплоть до свадебных и пенсионных накоплений, за комиссию в размере 0,3%-1,0%. Другие относительно крупные роботы – итальянский MoneyFarm, позволяющий инвестировать в ETF c максимальной комиссией в 1,1%, немецкий OwlHub, благодаря которому можно увеличивать объём проинвестированных средств непосредственно с зарплатного счёта, английский Zen Assets, ориентированный на крупных клиентов и высокую доходность. Робо-консультанты постепенно проникают и в Россию, хотя сейчас рынок находится в зачаточном состоянии: по сути, есть только одна компания, которую можно считать робо-консультантом – Финансовый автопилот от FinEx. Похожий сервис был создан и ВТБ 24.

Несмотря на кажущееся сходство, между робо-консультантами США и других стран есть существенная разница. В США обороты набирает использование робо-консультантов для управления 401k, наиболее популярного в стране пенсионного плана частной пенсионной системы. Название план получил по номеру статьи налогового кодекса, которая позволяет работникам вносить на свои личные накопительные пенсионные счета часть зарплаты до уплаты подоходного налога в рамках организуемых по месту работы пенсионных планов. Несмотря на то, что ещё не все робо-консультанты перешли на обслуживание 401k, игроки этой сферы постепенно начинают предоставлять такую возможность своим клиентам. В июле 2016 Betterment запустил услугу Betterment for Business, заключив партнёрские соглашения с 200 компаниями на предмет обслуживания 401k их работников. В Европе (и тем более в России) пенсионная система выглядит совсем по-другому, соответственно, опираться придется на индивидуальные инвестиционные счета, что не выглядит слишком перспективно – как правило те кто инвестируют суммы свыше $100 тыс. хотят видеть конкретного человека, который отвечает за их инвестиции. На клиентах которые инвестируют $10 000 -20 000 при комиссиях 0,25-0,5% годовых крайне сложно построить бизнес, так как стоимость привлечения клиента очень высока.

Причина, по которой робо-консультанты обращают всё больше внимания на 401k – высокий средний чек в сравнении с индивидуальными счетами, а самое главное – низкая стоимость привлечения клиента. Средний баланс на счету у клиента Wealthfront на 2015 год составлял около $90 000 – при комиссии в 0,25% годовых выручка на каждого клиента равнялась в среднем $225 долларам в год. С учётом того, что стоимость привлечения клиента никак не меньше $200-$300 долларов, цифры выглядят не слишком убедительно – привлечение клиента отобьётся в лучшем случае через год и это только прямые затраты на маркетинг. Экономика на клиента у Betterment в том же году выглядела ещё печальнее: так, средний чек компании составлял около $25 000, что резко увеличивало период окупаемости клиента по сравнению с Wealthfront – видимо, это и послужило причиной запуска Betterment for Business, ведь в случае заключения договора с одной из компаний робо-консультант сразу получает ряд сотрудников компании как клиентов, что существенно снижает затраты на привлечение одного клиента.

 

Несколько завышенными выглядят и оценки робо-консультантов – простой расчет показывает что даже при $5 млрд активов под управлением годовая выручка составит всего $12.5 млн при комиссии в 0.25%. Можно дополнительно заработать на выдаче ценных бумаг взаймы, на остатках на счетах, но это опять же будет сумма в пределах еще 0.25% годовых учитывая то что такие робо-консультанты держат в портфеле самые ликвидные бумаги и ETF, а ставки при их выдаче взаймы минимальны. Не до конца понятно как это соответствует оценкам топовых игроков за рубежом, которые уже превысили $700 млн. Для того чтобы оправдать такие оценки робо-консультанты должны стать повсеместным явлением на рынке, однако для этого им придется существенно улучшить функционал и предлагать значительно более сложные и доходные финансовые инструменты по сравнению с обычными ETF. Российский рынок в этом плане является еще более сложным так как объем активов под управлением даже крупнейших управляющих компаний не превышает $10 млрд, что делает перспективы создания робо-консультанта в России сомнительными.

Однако в управлении активами онлайн есть и более маржинальные бизнес-модели – они имеют схожие комиссии, но существенно более высокий средний чек, что положительно сказывается на экономике. Они не относятся к робо-консультантам, хотя отчасти похожи на них. Хороший пример —  немецкие компании Raisin, Deposit Solutions и Savedo, которые предоставляют клиентам возможность открыть депозит в разных странах используя их платформу. Такая модель возможна в Европе в связи с разницей ставок среди стран Евросоюза – так, например, процентная ставка в Германии по депозитам составляет около 0.25%, в то время как в Польше ставки могут составлять 1.50%, что предоставляет возможности для получения более высокой доходности без существенного дополнительного риска так как страховое покрытие в 100 тыс евро распространяется на все страны. Также возможна модель когда на таких площадках депозиты привлекают банки, которые не имеют широкой сети отделений, а банки имеющие такую сеть перенаправляют им свой поток депозитов зарабатывая на этом комиссию. Без IT платформы открыть счет в банке другой страны или даже просто дистанционно открыть счет в банке крайне сложно, а подчас и просто невозможно. Платформа же позволяет сделать это в несколько кликов. Экономика на клиента у таких компаний намного лучше той, что имеют роботы-консультанты, поскольку размеры депозитов значительно больше, а деньги хранятся на счетах дольше (средний срок жизни клиента превышает 5 лет так как клиенты часто пролонгируют депозиты).

На мой взгляд оценки, которые венчурные фонды дают робо-консультантам в настоящий момент, существенно превосходят объемы бизнеса, которые есть у этих компаний и закладывают ожидания гигантских темпов роста в будущем. Скорее всего большинство из этих компаний не оправдают возложенных на них надежд и мы увидим раунды по сниженным оценкам в ближайшие 2-3 года. До полного принятия робо-консультантов обществом и готовности каждого инвестировать таким образом нам еще очень далеко, а без массовой адаптации к таким сервисам невозможно достичь значимых объемов активов под управлением. Люди с большими чеками пока не готовы доверять управление роботам. Те, кто работают на рынке сейчас, занимаются во многом его образованием и потому будут вынуждены тратить очень много на приобретение пользователей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+