Маленькие стартапы и большая мода: как инновации добираются до «умной одежды», гаджетов и примерочных
Прошедшие в начале года недели моды, показывающие миру, что будут носить через полгода, интересны не только заядлым модницам, но и технологичным гикам. За последнее время вопрос возможной синергии между модой и технологиями стал едва ли не самой обсуждаемой темой в fashion-сообществе — феномену FashTech посвящают саммиты, об этом пишут авторитетные издания вроде The Business of Fashion и WWD.
Что происходит в сегодняшней fashion-индустрии? С одной стороны, мода не стесняется смотреть на улицу — об успехе Vetements и Гоши Рубчинского, предлагающих клиентам уличный шик девяностых, сегодня не говорит только ленивый; большие бренды, не стесняясь, выпускают моделей на подиум в обуви на низком ходу (словно услышав падающую на показе Vivienne Westwood Наоми Кэмпбелл в далеком 1993-м), а их коллекции становятся все более «носибельными» (вспомнить только первый показ Марии Грациа Кьюри для Christian Dior — бренда, известного своей воздушностью, эфемерностью и постоянной праздничностью). Благодаря развитию швейных технологий, «фаст-фэшн» способен наштамповать столько одежды, сколько человечество не в силах сносить, но не об этом речь.
Приверженцы «технологичного» развития fashion-индустрии лояльны к внедрению новых технологий. Одним из первых на ум приходит Ralph Lauren — американский ветеран модного бизнеса — и его PoloTech из тренировочной серии. Ralph Lauren уже много лет подряд обеспечивает формой олимпийскую сборную США. Благодаря «вмонтированным» прямо в ткань серебряным нитям умные футболки считывают пульс, глубину дыхания и другие показатели, которые затем отправляются на iPhone или Apple Watch тренирующегося, чтобы специально разработанное приложение тут же их проанализировало. Безусловно, приводить примеры с технологически прогрессивной спортивной одеждой легче всего — из-за очевидности параметров, которые нужно отслеживать, или потребностей, которые следует удовлетворить, — однако не стоит сбрасывать со счетов то, что sport is new black, и что спортивные компании вроде Lululemon быстро завоевывают статус «единорогов» (компаний с капитализацией более $1 млрд), что, в свою очередь, не дает покоя модным гигантам, активно интегрирующимся в этот рынок.
Другой путь развития (и, как показывает практика, очень многие бренды выбрали именно его) связан с акцентом на ручной работе, ограниченном выпуске и локальные бренды. На такой почве хорошо растут «околокутюрные» истории (пусть право называться «haute couture» имеют лишь единицы, но по законам этого узкого сегмента работают многие), которым совсем неинтересна технологизация продукта — едва ли можно представить сумки Hermès со встроенной подсветкой и зарядным устройством для телефона (УТП молодого украинского бренда Bright Inside).
Все бы хорошо, однако не стоит сбрасывать со счетов потребности потребителя. Спрос поколения миллениалов (рожденных после 1980 года) в глобальном масштабе несколько отличается от их предшественников. Goldman Sachs, например, выделяют следующие особенности поведения людей, принадлежащих к этой группе:
склонность к аренде, а не к владению (это касается жилья, средств передвижения, аудио- и видеоконтента и даже предметов luxury — спрос на сервисы аренды одежды и украшений вроде Rent The Runway, Armarium, Girl Meets Dress, Chic by Choice и киевский Oh My Look!, уже открывший представительства в России, Беларуси и по Украине, ежегодно растет), что объясняет феномен рождения sharing economy; таким образом, «uber’изация» проникает и в моду;
желание экономить (благодаря доступности гаджетов и открытой информации касательно цен на идентичные продукты, 57% представителей поколения миллениалов будут покупать товар там, где дешевле);
повышенное внимание к ЗОЖ.
В этом же исследовании аналитики Goldman Sachs отмечают, что острый спрос на дорогую сумку от известного бренда ощущают лишь 10% миллениалов. Казалось бы, что такое сумка в масштабах целого сегмента экономики, однако пример с сумкой очень показателен, потому что по статистике наибольшую часть прибыли бренды генерируют именно благодаря продаже сумок, кошельков, а также косметики — то есть, совсем не того, что показывается на подиуме.
Вероятнее всего, в скором времени спрос на fashion ради fashion будет угасать, а факторами выбора того или иного продукта новым типом потребителя будут цена и технологичность (почему бы не заряжать смартфон, пока он находится в кармане — например — тренча Burberry, и не считать шаги, прогуливаясь в кроссовках Chanel?). Тем более что уже есть Pauline van Dongen, которая придумала жакет, в плечи которого встроены солнечные батареи, емкости которых хватит, чтобы наполовину подзарядить смартфон, и это не единственный пример. Такой тренд означает, что рано или поздно большие fashion-игроки будут вынуждены в той или иной степени обращаться к инновациям, чтобы остаться на рынке. Процесс изменения модного продукта можно легко объяснить на примере Christian Dior. В сороковых одежда, которую предложил Кристиан Диор, стала ответом на послевоенное уныние — в моду возвратились пышные платья, на пошив которых требовалось расточительные 6-30 метров ткани. Благодаря этим платьям бренд, собственно, и смог быстро подняться на пьедестал почета. Со временем родной для бренда силуэт new look остался лишь в линейке haute couture, для повседневной носки предлагая клиентам кроссовки и футболки с принтами, аналогичные тем, которые продаются в масс-маркете. Стоит помнить о том, что fashion-бизнес — это в первую очередь бизнес, целью существования которого является получение прибыли. В условиях, когда прибыль будет генерироваться преимущественно благодаря продаже технологизированной одежды — наше предположение — брендам придется такую одежду выпускать, чтобы остаться на рынке.
Поскольку почти все самые большие модные бренды входят в корпорации (LVMH, Kering, Richemont и др.) со всеми вытекающими недостатками вроде неповоротливости сложных корпоративных структур и низкой склонностью к риску, они вряд ли будут содержать отделы, занимающиеся добавлением «технологичных добавок» в выпускаемые вещи. Для них удобнее и дешевле будет купить технологию, которую до этого разработают небольшие стартапы. Стоит сказать, что такие buzz-words, как AI, big data, VR/AR, SaaS сегодня уже вполне применимы к сфере моды и предметам гардероба.
Страны СНГ в целом, например, сильны во многих направлениях в ИТ, в частности, искусственный интеллект (AI), дополненная и виртуальная реальность (AR/VR), блокчейн, которые также нашли вполне успешное применение в сфере моды.
Так, AI уже активно помогает договариваться о встречах с партнерами и коллегами без траты рабочего времени занятых СЕО компаний, может заказать еду и работает психологом. Почему бы не добавить его в fashion? Например, разработанное в Киеве приложение Cluise, используя искусственный интеллект, не только дает рекомендации, что надеть из вашего личного гардероба в зависимости от погоды и расписания дня, но и перенаправляет в магазины, где эти вещи можно купить. Стартап вполне успешен, он вызвал интерес в США, где мировые рейтинговые издания опубликовали обзоры приложения, а также был признан одним из лучших в Украине по версии инвесторов Украинской ассоциации венчурного и частного капитала в начале 2016 года. Зарубежным конкурентом Cluise в какой-то степени является платформа Thread, на которой встречаются частные стилисты и люди, желающие получить профессиональный взгляд на свой гардероб. Стилист изучает фотографии клиента и предлагает ему одежду на выбор. Сервис бесплатный, однако получает процент от проданных по рекомендации стилиста вещей.
Отличным примером может также быть киевско-львовский стартап Senstone — и здесь искусственный интеллект приходит на помощь — стильный аксессуар обтекаемой формы, который украсит владелицу и как подвеска, и в форме браслета. Благодаря Senstone пользователю не нужно использовать телефон в неудобных ситуациях — достаточно проговорить текст вслух, и он будет конвертирован в текст, который появится в приложении для смартфона, которое, в свою очередь, может интегрироваться с другими приложениями для работы в команде. AI помогает определить среди прочих голос владельца и записывать именно его. И полезно, и красиво. Что интересно — одна из первых презентаций продукта состоялась именно на неделе моды в Киеве (Kyiv Fashion Week) и дала большой толчок в развитии компании. Кстати, на днях стартап всего за 36 часов собрал заявленные $50 000 на Kickstarter. Похожая история и у драйвера инноваций Samsung: совместно с производителями мужских костюмов были разработаны «пуговицы», которые позволяют управлять телефоном без необходимости занимать им руки.
Стартап AstraFit — SaaS для интернет-магазинов, который позволяет клиентам четко определить свой размер предмета гардероба, посмотреть как вещь будет на них выглядеть. Услуга позволяет как стимулировать потребителя к осуществлении покупки, так и, что логично, существенно улучшить бизнес-показатели интернет-магазинов. Зарубежным аналогом стартапа является Fits.me, дающий пользователям возможность виртуальной примерки вещей благодаря созданию 3D-изображение клиента, с помощью которого можно примерять понравившуюся одежду.
Во времена, когда 3D-принтеры печатают все — от мелких деталей до автомобилей (например, такая инновация была продемонстрирована на крупнейшей конференции потребительской электроники в Лас-Вегасе CES-2017) и небоскребов (в Дубае здание было распечатано за 19 дней), они не могли не коснуться и сферы моды. 3D-принтеры привносят новую волну в fashion — отныне сложные дизайнерские решения могут быть апробированы с использованием этих новых технологий. Дизайнеры печатают материалы для одежды с различными свойствами — от более гибкой до более твердой, что значительно диверсифицирует возможности модельеров. Также такие принтеры активно используются в ювелирном деле для печати пробных образцов. Новый 3D принтер корпорации HP позволяет «печатать» изделия весом до 5 т — неужели он не справится с женскими туфлями?
Страны СНГ все так же идут в ногу со временем в технологичном плане. Например, в конце прошлого года в Одессе открылась первая онлайн-платформа 3D-печати дизайнерских изделий Kwambio. Стартап начинал с онлайн-продаж изделий, изготовленных с использованием технологий 3D-печати из керамики и металла в Нью-Йорке, а теперь расширился до собственного производства в Одессе.
Впрочем, не все так безоблачно, как может показаться. Огромные возможности 3D-печати идут в одном пакете с опасностями. В первую очередь это касается огромных рисков модных домов, связанных с простотой и массовостью создания подделок (что не ограничится одной Chanel lego bag). Согласно прогнозам Gartner, начиная с 2018 года ежегодные потери, связанные с защитой интеллектуальной собственности в связи с 3D-печатью, будут составлять около $50 млрд.
Сейчас окно возможностей для наших стартапов открыто. Одна из сильных экспертиз у отечественных разработчиков — в сфере блокчейн. И здесь также большое поле для кооперации с большими fashion-компаниями. Стоит привести недавний успешный пример сотрудничества модного бренда Babyghost и VeChain (проект Bitcoin-as-a-Service платформы BitSe). Компании совместно разработали решение для защиты от подделок на основе использования NFC для проверки информации при помощи телефона, который сканирует QR-код. Аналогично проводится оценка аутентичности UGG.
В общем, в условиях стремительного развития и проникновения технологических инноваций во все сферы, мода не сможет и дальше игнорировать необходимость изменений продуктов, которые она производит. Да, большие игроки вроде Chanel, Gucci, Louis Vuitton и др. являются менее «поворотливыми», чем стартапы, и более традиционными по части внедрения нововведений. Однако сотрудничество с небольшими стартапами позволяет решить эту проблему и повысить конкурентоспособность некоторых брендов в условиях эволюционирующего спроса. Еще более актуальным это становится в свете появления локальных брендов и роста их конкурентоспособности на фоне глобальных игроков.
Можно проследить за тенденциями на уровне макроэкономики. По данным самого авторитетного рейтинга благосостояния Credit Swiss Global Wealth за 2015-2016 гг. одни из наиболее больших потерь среди всех стран мира наблюдались в Италии — стране, имеющей существенный вклад в ВВП легкой промышленности (в частности, модная индустрия, текстильная промышленность). В то же время наибольший прирост национального благосостояния наблюдался в странах с развитой инновационной экосистемой — Японии и США (с огромным отрывом). В такой ситуации сотрудничество корпораций и инновационных компаний, в частности в fashion-индустрии (FashTech), может быть отличным инструментом для первых.
С другой стороны, нужно, чтобы модные дома осознавали необходимость (если она все-таки есть) коммуникации с рынком технологий. Практика показывает, что игроки массмаркета более податливы в этом плане из-за высокой конкуренции, в условиях которой многие бренды производят одинаково белые майки и одинаково рваные джинсы — здесь были бы интересны онлайн-примерочные или другие механизмы, ускоряющие покупку. Большие бренды, конечно, какое-то время смогут продержаться на heritage и традиционных имиджевых продуктах, однако для привлечения молодой аудитории все равно придется принимать изменения. И на этом этапе возникают такие аспекты, как доступность каналов коммуникации, по которым стартапы могут связаться с fashion-компаниями и оказаться им полезными (и наоборот). В любом случае, обычно открывают тому, кто стучит. Мы убеждены, что стартапам из СНГ не стоит сбрасывать со счетов fashion-индустрию, которая, кажется, уже готова к повышению технологичности продукта и сервиса. Тем более у нас есть достаточно конкурентоспособных компаний, которым есть что предложить.